О перспективах политического процесса в Турции. Часть 6

Продолжаем обсуждение перспектив политического процесса в Турции после досрочных президентских и парламентских выборов 24 июня с.г., на которых Р.Т.Эрдоган и его Партия справедливости и развития (ПСР) стали победителями, показав, невзирая на трудности в экономике, привычный для себя результат.

Напомним, что предыдущий материал мы закончили на том, стоит ли считать выступление М.Индже на президентских выборах успехом, или же нет? И договорились до того, что как для партийного кандидата 30,79% поддержки – достойное выступления, а вот как для надпартийного – недостаточно. Но он, всё же, позиционирует себя, как политика второй категории. Про выступление Народно-республиканской партии  (НРП) на выборах и говорить не приходится: 22,6% — результат, близкий к планке партии даже в её нынешнем состоянии.

Однако, вне зависимости от трактовки результата, очень многие в Турции заговорили о перспективах М.Индже, как «федерального», а не партийного политика. Разумеется, прежде всего, его начали сравнивать с нынешним лидером Народно-республиканской партии К.Кылычдароглу. При этом сравнения, как правило, оказываются не в пользу второго.

Это касается выступлений на публике, где М.Индже удается обличать власть, а не «забрасывать её бомбами», меньший эгоцентризм, когда он утверждает не свой успех на выборах, а успех проголосовавших людей, способность преподносить сюрпризы, в отличие от К.Кылычдароглу, который не способен на таковые, хотя и пытается выглядеть креативно, достаточное мужество для того, чтобы поздравлять победителей (Р.Т.Эрдогана и ПСР – В.К.), способность М.Индже достойно выглядеть в трудных для себя ситуациях.

Фактом, проверенным практикой, стала неспособность К.Кылычдароглу самостоятельно расставаться со своим креслом председателя партии даже после чувствительных неудач НРП. Впрочем, он и неудачи-то не признает, каждый раз твердя об очередном успехе. Так что, если раньше у К.Кылычдароглу был имидж «бейэфенди», то есть, джентельмена, то теперь ему с ним приходится расставаться. Да ещё и с имиджем «демократа», потому что демократ признал бы череду поражений и дал выбрать на своё место другого председателя партии.

Но почему-то турецкая публика рассудила, что М. Индже – «не такой», то есть, если что-то пойдет не так, то он встанет и уйдет, хотя подобного рода заключения можно сделать только на основе конкретного опыта.

Единственным разумным объяснением возникновения в отношении М.Индже положительных гипотез может послужить только то, что М.Индже турецким обозревателям и публике «глянулся» и они возлагают на него надежды. Вопрос заключается здесь в том, как полученный рейтинг можно конвертировать в  движение по политической карьерной лестнице.

В НРП Кемаль Кылычдароглу держит «круговую оборону», отбиваясь от настойчивых попыток своего свержения. Собственно, эта ситуация до боли напоминает то, что случилось в Партии националистического движения (ПНД), когда неспособность сместить Д.Бахчели, в итоге привела к созданию Хорошей партии Турции под председательством М.Акшенер.

Аналогичным образом, сейчас в Турции пошли разговоры о том, не лучше ли М.Индже (который, естественно, не баллотировался в депутаты НРП – В.К.) основать собственную партию?

Дело даже не в том, что трудно выиграть у К.Кылычдароглу подковерную внутрипартийную битву, а в том, насколько НРП, сама по себе, имеет перспективы для роста. По всему получается, что не очень-то и имеет. Настолько много критики звучит в адрес НРП: за плохую организацию, развал структуры, за неспособность переоценивать прошлое и признавать ошибки, за неспособность создавать положительную повестку (до такой степени, как шутят турецкие обозреватели, что если завтра Р.Т.Эрдоган уйдет, то у К.Кылычдароглу и НРП не останется слов, чтобы сказать – В.К.), за неспособность выйти за пределы своих 20-25% голосов избирателей, за то, что в партии все – «всезнайки», про зияющую пропасть между списком кандидатов от НРП и тех, кого, действительно, народ хочет видеть в Меджлисе.

И самое главное — за развал ранее существовавшего бренда партии основателя и первого президента Турецкой Республики М.К.Ататюрка. Так что, как горько констатируют республиканцы, не то, что М.Индже, партию даже М.К.Ататюрк не спас бы. И, в этом смысле, как мы говорили в предыдущих обзорах, НРП, дав стартовую площадку М.Индже, дальше только тянула его вниз. Синергии между НРП, ведомой К.Кылычдароглу, и кандидатом в президенты от НРП М.Индже не наблюдалось. Они не выглядели тандемом, идущим на выборы.

Итак, сейчас М.Индже стоит на политическом распутье и от него ждут достаточно быстрого решения и представляется, что он – не Абдуллах Гюль, который годами думает и ничего не делает. Так или иначе, М.Индже обозначил себя как политика с перспективой и сейчас самое время поговорить о том, что из себя он представляет и каковы его взгляды по широкому кругу вопросов.

 

52.32MB | MySQL:106 | 0,614sec