Об участии турецких компаний в проекте АЭС «Аккую»

Накануне во влиятельном и самом тиражном турецком издании «Хюрриет» была опубликована небольшая заметка авторства Айсель Альп, озаглавленная «Турецкие комплектующие для атома». Статья, как можно понять из названия, посвящена вопросу поставок турецких промышленных изделий и комплектующих на АЭС, в первую очередь, для АЭС «Аккую», строящейся в рамках российско-турецкого межправительственного соглашения при лидирующей роли «Росатома». И далее, после получения соответствующего опыта, тиражирование его уже на другие объекты, как внутри Турции (АЭС «Синоп» — И.С.), так и за рубежом.

О чем же сообщается в заметке?

Перво-наперво, А.Альп говорит о намерении турецких производителей включиться в цепочки поставок оборудования и комплектующих для 56 АЭС, строящихся во всем мире. Для этого ими начата массовая ревизия своих производственных возможностей с тем, чтобы выявить у себя пробелы в части номенклатуры выпускаемого оборудования, сертификации, подготовки персонала и проч. Как заявил глава Промышленной палаты Анкары Нуреттин Оздебир: «Возможно, в настоящее время, мы и не сможем произвести оборудование и  измерительную технику для реакторного острова, однако, за его пределами есть те комплектующие, которые мы производим. За пределами реакторного острова мы можем произвести все (оборудование – И.С.), необходимое для производства электроэнергии. Его мы можем поставить как на «Аккую», так и на все станции мира, которые либо строятся, либо запланированы к постройке».

При этом Н. Оздебир заявил о том, что 2/3 нужд «Аккую» (по-видимому, в оборудовании – И.С.) может быть удовлетворено турецкими производителями и добавил: «В мире – около 50 новых станций, которые будут строиться. Таким образом, для внутреннего рынка будет создан объем работы около 20 млрд долл.».

Также глава Палаты указал на то, что «под «Росатомом» есть другая фирма», с кем (турецкой стороной – И.С.) достигнуто соглашение: «Мы будем предоставлять образовательные курсы для участия наших фирм в торгах «Росатома» (нужно по причине сложной конкурсной документации и жестких правил участия – И.С.). В каждой аудитории будет максимум по 15 человек. Всего образовательные услуги будут предоставлены 30-ти фирмам из Стамбула и Анкары. Российская сторона откладывала 4 раза (видимо, речь идет о какой-то конкурсной процедуре, где могли бы принять участие турецкие компании – И.С.). Надеюсь, за этим ничего не стоит».

В качестве отдельного направления деятельности Н.Оздебир указал на то, что с целью удовлетворения нужд в образовательных услугах по ядерной проблематике, при организованной промышленной зоне Анкары уже создан специальный центр подготовки для частного бизнеса.

Итак, как можно оценить намерение турецкой стороны, которое основано на тех пунктах российско-турецкого межправительственного соглашения, которые предписывают российской стороне в максимально возможной степени привлекать к реализации строительства АЭС «Аккую» местные компании и осуществить трансфер технологий?

Прежде всего: под трансфером технологий, Россия в настоящее время понимает подготовку за счет российских стипендий нескольких сотен турецких студентов в профильных российских ВУЗах.

Что же до привлечения местных компаний, то понятно, что Россия при подписании соглашения, прежде всего, имела в виду строительных подрядчиков. Это – совершенно разумно, с учетом того, что а) такие вещи всегда реализуются с максимальным задействованием местного строительного бизнеса, 2) российские строители – сильно ослабли и утратили много компетенций в реализации сложных промышленных объектов. Но вкладывала Россия при этом и другой, более важный, смысл – стройку изначально надо было выводить из объема российского финансирования, через передачу долей акций (по соглашению до 49,9% — И.С.) местному бизнесу.

Некоторое время назад уже было объявлено о достижении договоренностей между российской стороной и консорциумом турецких компаний, включая ближний круг действующей турецкой власти (Cengiz, Kolin, Kalyon – И.С.). Однако, в феврале месяце переговоры были свернуты. Слухи насчет того, что стороны не договорились о принципах совместного управления проектом, похожи на правду.

Подчеркнем главное: для российской стороны принципиально решить вопрос перекладывания значительной части финансовой нагрузки с себя (то есть, с российского бюджета – И.С.) на турецких партнеров. И если, при любом развитии ситуации, турецкие строители свою долю в работах получат, то для полноценного участия в торгах «Росатома» значительное большинство турецких компаний – производителей оборудования – попросту не готово. Прежде всего, технологически и, в части, сертификации своего оборудования по предъявляемым «Росатомом» требованиям.

Проще говоря, фраза о трансфере технологий и о максимальной загрузке турецких компаний при реализации АЭС «Аккую», включенная в текст межправительственного соглашения, создает для турецкой стороны большое поле возможностей для своего широкого участия в проекте, однако, лишь теоретическое. Представляется, что лишь в слабой мере она окажется в состоянии им воспользоваться. Ну и, разумеется, фразу главы Промышленной палаты Анкары Н.Оздебира про «2/3 оборудования Аккую турецкого производства» следует расценивать как политическую декларацию, не имеющую под собой реального фундамента.

52.17MB | MySQL:103 | 0,474sec