О перспективах развития экспорта в Турецкой Республике. Часть 2

Продолжаем рассуждать о перспективах развития экспорта Турецкой Республики уже в новой структуре власти, которая, как утверждается, должна избавить страну от забюрократизированности и привести к стремительному экономическому росту.

На одном внутреннем потреблении заявленных цифр по вхождению в 10-ку мировых экономик достичь невозможно и, совершенно естественно, что наращивание экспорта за рубеж – один из приоритетов руководства страны.

Как мы не раз говорили, целью «на горизонте» является увеличение торговых поставок за рубеж с нынешних, приблизительно, 140-150 млрд долл. до 500 млрд долл. Хотя, вряд ли, эту задачу можно счесть реалистичной до 2023 года (100-летний юбилей Республики – И.С.), к которому её пытаются приурочить. Тем не менее, на выборах в Меджлис турецких экспортеров (TIM) 30 июня с.г., о которых мы писали в предыдущей публикации, планка в 500 млрд долл. – была целью всех кандидатов на пост, включая и победившего в итоге Исмаила Гюлле.

Как он заявил: «Мы хотим собрать ото всех (членов – И.С.) TIM идеи, проекты, проблемы и добиться понимания по достижению цели TIM в 500 млрд долл. должным образом. В отраслевых советах TIM представлено 27 отраслей. Мы намерены в этих советах обеспечить более продуктивную работу через привлечение тех игроков, которые остались за рамками их руководства». Говорили о важности цели в 500 млрд долл. и другие кандидаты на пост.

В частности, Огуз Сатыджи отметил, что ключевым конкурентным преимуществом в будущем станет стоимость интернета и его скорость. И в плане электронной торговли, как он заявил, перед Турцией — ещё длинная дорога: «Наша доля в электронной торговле – даже не 1%. Здесь есть большие возможности».

На самом деле, сама Турция – в значительной мере охвачена сайтами, предлагающими полный спектр товаров и услуг. Однако, проблема заключается в том, что, пожалуй, ни один из них не занимается трансграничной торговлей. Для налаживания массовых поставок за рубеж своей продукции, турецким производителям не хватает чисто логистических возможностей. А агрегаторов из серии Alibaba и «Amazon» в стране не существует. Их создание, поддержание и развитие, в нынешних условиях, требует многомиллионных инвестиций, которые в Турции мало, кто может себе позволить и не факт, что засилье Китая удастся «перебить» априори более дорогой турецкой продукцией.

Другой кандидат в руководители TIM отметил: «Достичь цели по 500 млрд долл. очень важно. Если мы победим (это было до выборов 30 июня – И.С.), то мы построим более близкие отношения со всеми экспортёрами. Мы хотим то, что необходимо сделать в Анатолии, обсудить с анатолийскими экспортёрами и претворить это в жизнь».

Понятно, что тема развития анатолийского бизнеса, впервые поднятая Р.Т.Эрдоганом – исключительно выигрышная, когда идешь на любые выборы, хоть президентские, хоть парламентские, хоть в главы Меджлиса турецких экспортёров. Однако, говорить, наверное, стоило бы скорее не о географической принадлежности экспортёров, а о выпускаемой ими продукции. Поскольку подлинным драйвером экспорта сейчас служат высокие технологии и стартапы, а не адрес регистрации предприятия. В контексте последнего, отдельно стоит отметить тот факт, что турецкие «стартаперы» (и это их роднит с Россией – И.С.) редко выступают в духе, отражающем свое имя – начиная проект, они пытаются его длить, вместо того, чтобы довести до определенного уровня и продать крупному инвестору, который поднимет инновационную идею до глобального уровня, с использованием своих возможностей – финансовых, трудовых и административных. Это – главное препятствие для того, чтобы интересные разработки выходили на мировой уровень.

О чем же говорит TIM? Вот, допустим, трехступенчатое предложение кандидата в руководители Огуза Сатыджи (уже руководил организацией в период с 2001 по 2008 год – И.С.): уменьшение бюрократии, рост предпринимательства и выход на все рынки, «куда не ступала нога турка». Как он подчеркивает: «экспорту нужна новая история».

Касательно «уменьшения бюрократии» — то это лозунг, скорее, политической партии, нежели кандидата в руководители влиятельной, но всё же экономической НКО. Что же роста предпринимательства, то, как правильно Огуз Сатыджи отмечает, страна пережила экономический кризис 2008 года, из которого вышла с изрядно поредевшими рядами экспортёров. Но, как бы то ни было, первоочередная задача была решена. А именно, по превращению Турции в экспортную силу. Это показывают и цифры роста экспорта с 2001 по 2008 год, на которые ссылается О.Сатыджи: с 26 млрд долл. до 132 млрд долл. Равно, как и рост числа турецких экспортёров – с 12 тыс. до 55 тысяч. Иными словами, можно считать инфраструктуру турецких экспортёров готовой к следующему шагу.

Самое главное здесь, что турки – привыкли работать на экспорт. В отличие, допустим, от своих российских коллег, для которых ВЭД – очень высокий уровень, который накладывает и огромную ответственность в плане возможных санкций по нынешнему, ограничительному по сути, валютному законодательству.

52.3MB | MySQL:106 | 1,268sec