О перспективах политического процесса в Турции. Часть 9

Продолжаем обсуждение перспектив политического процесса в Турции после досрочных президентских и парламентских выборов 24 июня с.г., на которых Р.Т.Эрдоган и его Партия справедливости и развития (ПСР) стали победителями, показав, невзирая на трудности в экономике, привычный для себя результат.

Напомним, что в предыдущих материалах мы вплотную перешли к рассмотрению личности М. Индже, на перспективы которого «на вырост» сейчас турецкая оппозиция возлагает немалые надежды. Причем, в отличие от С.Демирташа, который – прокурдский  политик и, как показала практика, не может быть объединителем большей части турецкого электората, М.Индже на эту роль претендовать может. Причем, как мы установили ранее, он с равной степенью комфорта потенциально (!) может обращаться в адрес не только светской, но и религиозной публики.

Говорим, потенциально, потому что религиозно настроенная часть турецкого общества пока, в массе своей, его не признала. И это показали прошедшие 24 июня президентские выборы. Однако, всё в нем такую возможность допускает – получить в дополнение к «несгораемой сумме» в виде голосов светской публики (22-25%), ещё и приятный «бонус» в виде поддержки консервативных, происламских избирателей.

По нашей оценке, ПСР пик своих возможностей уже прошла. Хотя формально может казаться, что переход к президентской форме правления – это очередная вершина. Но к этой вершине Р.Т.Эрдоган и его сторонники подошли после 16 лет пребывания во власти, когда в обществе день ото дня растет спрос на перемены, а экономическая ситуация впервые явно демонстрирует признаки неблагополучия. И вопрос будет заключаться в том, сможет ли из рядов оппозиционных партий выйти политик, способный побеждать на президентских выборах, когда «1-2 очка» трактуются не в его пользу. М.Индже на эту роль примеряется.

Итак, возвращаемся к интервью с М.Индже, взятому А.Арман. И вопрос, который она ему задала дальше – не обиделся ли он на то, что «родная Ялова» (родина М.Индже, депутатом от которой он являлся на протяжении 16 лет – В.К.) проголосовала за Р.Т.Эрдогана. Напомним, что результат Р.Т.Эрдогана там составил – 50,4% и М.Индже – 38,9%. Кстати, для справки в родном для Эрдогана Стамбуле результаты были показаны аналогичные: Р.Т.Эрдоган – 50,0% и М.Индже – 36,9%. Заметим, что покажи он такие же результаты не в крупных городах, а в турецкой провинции – второй тур был бы неизбежен.

Но возвращаемся к ответу М.Индже, который подтвердил, что на земляков он не обиделся. Поскольку Ялова, по его словам, — это «маленькая Турция». И в данном случае он выступал не как кандидат в депутаты, а как кандидат во всетурецкие президенты. Заметим от себя, что от Яловы в ВНСТ избираются три депутата. И на состоявшихся выборах – два из них оказались от правящей Партии справедливости и развития, и лишь один от главного оппозиционного движения – Народно-республиканской партии.

Как говорит А.Арман, на митингах М.Индже удалось собирать большие толпы людей. Лишь только в Стамбуле, по её словам, на выступления М.Индже пришло около 5 млн человек. Однако, в голоса на выборах это не вылилось…

Здесь М.Индже говорит о том, что не все, кто приходит на митинги обязательно голосуют за оратора. Кроме того, среди них может быть немало 17-летней молодежи. Они не обязательно являются жителями той провинции, где проходит митинг и т.д. Однако, как подчеркивает М.Индже – заручиться поддержкой «каждого третьего избирателя» — совсем немало. Теперь же целью является обеспечить себя голосами «каждого второго».

И, все же, как признается М.Индже, результат для него получился огорчительный. Однако, не ища себе оправданий, он продолжает путь. И главное здесь – провести работу над выявлением недостатков и недоработок. Главное – М.Индже ожидал, что три оппозиционных кандидата на пост президента наберут свыше 50% голосов и переведут голосование во второй тур. И целью самого М.Индже было набрать не 30%, как в итоге получилось, а 35%. Своим самым большим успехом М.Индже называет слоган «президент для всех» и оставление партийной символики, в пользу символики турецкой (в отличие от Р.Т.Эрдогана, вся кампания которого строилась именно с акцентом на его партийность – В.К.).

Что же М.Индже увидел в качестве своей самой большой ошибки? – Как он заявил – поздний старт. И если этот результат был достигнут за 50 дней, то какого результата можно было бы за 100 дней (это был не поздний старт, – это были досрочные выборы: Р.Т.Эрдоган объявил о выборах 18 апреля с.г., а, следовательно, у оппозиции не было «100 дней» на подготовку; хотя НРП, пусть на несколько дней, но всё же с решением о своем кандидате затянули – В.К.). Кроме того, М.Индже не успел посетить все провинции Турции: из 81-й он посетил 68, в 13 не успел доехать. От себя отметим: для Р.Т.Эрдогана такие вещи значения уже не имеют, а вот политику, который вновь выходит на политическую арену, конечно, надо было побывать везде. Однако, и времени оппозиции было оставлено мало.

52.18MB | MySQL:103 | 0,637sec