Интеллектуальная элита играет значительную роль в жизни современного арабо-мусульманского общества. Одним из подтверждений данного утверждения является тот факт, что Мекканская декларация, в которой содержится план развития стран арабо-мусульманского мира на предстоящее десятилетие, была выработана и одобрена странами-членами ОИК на основе рекомендаций, представленных ведущими мыслителями, аналитиками, учеными стран арабо-мусульманского мира(1).
В ноябре 2005 года во Франции прошли беспорядки, которые вызвали широкий резонанс во всем мире. Диапазон откликов разнился от обвинений в дискриминационной политике Франции в отношении арабского и мусульманского меньшинства до тех же обвинений, но уже в адрес мусульманской общины в этом государстве. Одним из тех, кто живо откликнулся на данные события, стал представитель интеллектуальной элиты арабо-мусульманского мира, известный ученый — Тарик Рамадан.
Жизнь и деятельность Т. Рамадана сами по себе всегда вызывали интерес как со стороны европейских, так и со стороны арабских исследователей. После вышеуказанных событий интерес к данной личности значительно возрос. К числу наиболее активных исследователей жизни и творчества Тарика Рамадана следует отнести египетского журналиста А.Гинди и французского социолога К. Фуре, последняя является одной из наиболее последовательных критиков деятельности Рамадана. В своей книге “Брат Тарик”, изданной в 2004 году, она обращает особое внимание на то, что Тарик Рамадан не имеет единой позиции по большинству вопросов, подстраиваясь под настроения аудиторий, перед которыми ему приходится выступать. Подобное “лицемерие” автор книги связывает с теми условиями, в которых происходило формирование его личности. Действительно, значительный интерес представляет биография этого ученого.
Тарик Рамадан приходится внуком основателю движения “Братья-мусульмане” шейха Хасана аль-Банна. Сын аль-Банна, Саид Рамадан с юности состоял в движении “Братья-мусульмане”. В 20 лет он стал личным секретарем своего отца. Позже он был отправлен в Палестину для формирования филиала движения. После Второй Мировой Войны он принимал активной участие в подготовке вооруженных отрядов палестинцев для борьбы с евреями.
В 1948 году, в год образования Государства Израиль Саид Рамадан принял участие в Мировой исламской конференции, состоявшейся в Карачи (Пакистан). С. Рамадан принял самое активное участие в обсуждении целого ряда актуальных вопросов, оказав значительное влияние на формирование позиций многих представителей стран-участниц конференции. В 1949 году после убийства Хасана аль-Банна Саид Рамадан вернулся в Египет и возглавил движение “Братьев-мусульман”. Он также стал главным редактором ежемесячного журнала “Мусульмане”, который являлся одним из главных инструментов распространения идеологии движения в других странах мира. В 1954 году Саид Рамадан был избран генеральным секретарем Мировой исламской конференции.
В конце 50-х годов 20 века Саид Рамадан, опираясь на поддержку саудовского принца Фейсала, занялся созданием исламских центров в столицах государств Европы. В 1958 году он основал штаб-квартиру движения “Братья-мусульмане” в Женеве. В 1964 году им были открыты исламские центры в Лондоне и Мюнхене. В том же году он возглавил движение “Братьев-мусульман” за границей. В Египте Саид Рамадан был заочно приговорен к трем пожизненным заключениям по обвинению в измене Родине.
Получив воспитание в подобной среде, Тарику Рамадану не оставалось ничего иного, как стать “мусульманским Мартином Лютером Кингом” своего времени. По крайней мере, так считают вышеуказанные исследователи его деятельности. Он неоднократно отказывался от любого соотношения своего имени с деятельностью движения “Братьев-мусульман”. Вместе с тем, представители данного движения, несмотря на подобные “заявления”, неоднократно указывали на то, что Т. Рамадан и его брат Хани являются верными последователями идеологии данной организации(2). Подобные заявления могли бы остаться личным мнением представителей “Братьев-мусульман”, если бы не постоянные контакты, которые Рамадан имеет с различными представителями террористических и экстремистских организаций. К числу друзей его семьи относится Юсеф Нида, образовавший в 1988 году банк “Ат-Таква”(3). Именно этот банк активно участвовал в финансировании различных организаций, включая движение “Братьев-мусульман” и организацию “Аль-Каида”. Шейх Юсеф Карадауи возглавлял юридический отдел банка. Информация о подобных знакомствах Рамадана неоднократно использовалась противниками этого мыслителя, в том числе и среди представителей истеблишмента различных стран мира. Его имя фигурировало и в докладе испанского судьи Бальтасара Гарсона, занимавшегося раскрытием сети “Аль-Каиды” на территории этого европейского государства. Гарсон указал на то, что Тарик Рамадан имел постоянные контакты с Ахмадом Ибрагимом, высокопоставленным членом “Аль-Каиды” в Испании. В 1991 году Рамадан организовал конференцию, посвященную деятельности Аймана аз-Завахири и шейха Омара абд ар-Рахмана, последний спустя два года обвинялся в организации террористического акта в Центре международной торговли.
Деятельность Тарика Рамадана в западном мире вызывала и продолжает вызывать весьма противоречивые отклики. Некоторое время назад официальные власти Франции оказывали противодействие активной деятельности Рамадана на территории своего государства, а в США отказали в выдаче въездной визы в связи с подозрением в соучастии в террористической деятельности. Вместе с тем, официальные лица Великобритании пригласили его войти в состав группы, состоящей из 13 исследователей, для определения настроений, царящих в среде британской мусульманской общины. Главной целью данного исследования было заявлено исследование возможностей противодействия участию молодежи мусульманской общины в деятельности экстремистских организаций. В октябре 2005 года Рамадан был приглашен прочитать курс лекций в Оксфордском университете.
29 марта 2006 года в Брюсселе состоялась двухдневная конференция. В ходе выступления на этой конференции Тарик Рамадан предупредил собравшихся о том, что Европейский Союз может столкнуться с новой проблемой, которую он назвал “столкновением в рамках цивилизации”(4). Это столкновение, по мнению мыслителя, может возникнуть в случае, если мусульмане в Европе не будут рассматриваться в качестве равноправных граждан.
Основным событием по общему признанию собравшихся стали дебаты между Рамаданом и лидером партии “зеленых” в Европейском парламенте Даниэлем Кон-Бендитом. Предваряя свое выступление на дебатах, Рамадан заявил о том, что для европейских мусульман наиболее значимыми являются события, связанные с “карикатурным” скандалом, нежели усиление исламского терроризма.
Тарик Рамадан настаивает на том, что “карикатурный” скандал будет иметь более серьезные последствия, нежели события, последовавшие за террористическими актами 11 сентября 2001 года в США. Свою позицию он объясняет тем, что, если в эти преступления были вовлечены люди, находившиеся фактически “вне” мусульманского общества, “на его отшибе”, то скандал затронул все слои мусульманского общества, вызвав возмущение и гнев.
Рамадан указывает на то, что публикация карикатур демонстрирует кризис фундаментальных ценностей, которыми должны руководствоваться европейцы. Мыслитель резко критикует попытки некоторых политиков и исследователь представить данные события, как часть жизни “мусульман в Европе”. Данные попытки Рамадан считает преступными, поскольку они позволяют расистам при “распределении” прав обращать внимание на то, является ли гражданин мусульманином или нет. Подобный подход, с точки зрения исследователя, неминуемо приведет к вышеназванному “столкновению в рамках цивилизации”.
Говоря о “карикатурном” скандале, Рамадан не избежал сравнения положения мусульман и других традиционных меньшинств в современной Европе. Он считает, что, к примеру, евреи пользуются большими правами и пониманием своих проблем со стороны властных структур их стран проживания. Тарик Рамадан обратил внимание на то, что знание и понимание проблемы Холокоста не позволяет многим игнорировать ее и тем более иронизировать по ее поводу. Мыслитель далек от использования традиционных ссылок на лучшее положение евреев по сравнению с мусульманами в той или иной части мира. Рамадан говорит о том, что осознание страданий еврейского народа проистекает не из области права, а из того, что он назвал “общим гражданским чувством”. Он указывает на то, что европейские мусульмане заслуживают подобного уважительного отношения.
По мнению Тарика Рамадана, необходимо разделять проблемы мусульман от проблем иммиграции в целом. Большинством граждан Европы иммиграция рассматривается как угроза, а поскольку многие из иммигрантов исповедуют ислам, то ощущение угрозы переносится и на это вероисповедание. Однако он отметил, что среди иммигрантов мусульмане уже давно не составляют большинства, а, значит, подобное отношение к религии является предвзятым.
Что касается противника Рамадана по дебатам, Кон-Бендита, то последний остановился в своем выступлении на ряде ограничений, которые ислам налагает на жизнь своих последователей. Речь в основном шла о таком аспекте жизни мусульманина как брак и брачные обязательства. Кон-Бендит также выразил свою озабоченность по поводу попыток представителей исламских организаций фундаменталистского толка сорвать проведение реформ в странах арабского мира.
В своем ответном выступлении Тарик Рамадан не стал останавливаться лишь на аспектах, выделенных его оппонентом. Исследователь обратил внимание на то, что в современной Европе в политических кругах активно распространяется “идеология страха” в отношении мусульман и ислама в целом. По мнению Рамадана, для полной ассимиляции иммигрантов из мусульманской общины на европейском континенте потребуются два-три поколения.
Рамадан надеется на то, что европейцы, не исповедующие ислам, преодолеют предрассудки в отношении мусульман, которые в настоящее время распространяются через СМИ, и примут активное участие в общественных дебатах о будущем Европы.
Одной из своих задач Рамадан называет создание условий для развития “европейского ислама”, говоря о том, что исламские принципы должны быть перенесены на европейскую почву с учетом культурных, религиозных и социальных особенностей стран данного континента. Он также заявляет о том, что в современной арабской общественной мысли должна быть преодолена дихотомия, в которой ислам позиционируется в оппозиции к Западу. Мусульмане Европы составляют основную часть иммиграции, прибывшей из Турции, Индии и Северной Африки. Представители послевоенных волн иммиграции ревностно охраняли свои национальные и религиозные традиции, привнесенные вместе с собой на европейский континент. Это во многом определило то, что последующие поколения чувствовали свою оторванность от национальной Родины. Практически во всех своих выступлениях Рамадан говорит о том, что отчужденность, характерная для предыдущих поколений, должна быть окончательно преодолена при сохранении самоуважения и гордости за свою нацию. Также мыслитель утверждает, что каждому мусульманину необходимо “отбросить идею о том, что ученые в исламском мире могут решить все проблемы за нас. Мы должны начать думать о самих себе самостоятельно”(5).
Под “самостоятельностью” Тарик Рамадан понимает высвобождение европейских мечетей от иностранного финансирования, перевод оригинальных текстов произведений арабо-мусульманских мыслителей различных исторических периодов на все европейские языки и т.п.
Деятельность Тарика Рамадана интересна во всех отношениях. Интерес вызывают его многочисленные работы, к числу которых относятся и книги. Среди них: “Глобализация. Мусульманское сопротивление” (2005), “Западные мусульмане и будущее ислама” (2004)(6), “Ислам в вопросах” (2002), “Ислам, Запад и вызовы современности” (2000), “Быть европейским мусульманином” (1998), “Мусульмане во Франции: путь к сосуществованию” (1997) и ряд других. Значительный интерес вызывает и сама фигура этого мыслителя с учетом его семейных “корней”. Однако не меньший интерес вызывает и реакция на деятельность этого мыслителя как со стороны западноевропейского и арабо-мусульманского общества, так и со стороны властных структур различных стран мира. Однозначным является тот факт, что никто из них не остается равнодушным к активной деятельности этого человека. Предпринимаются и значительные попытки “ограничить” сферу деятельности Тарика Рамадана или “внести определенные корректировки” в нее. Это не является удивительным, поскольку любая деятельность интеллектуала подобного масштаба как на арабском Востоке, так и в Западной Европе, часто вызывает подобные реакции. Подлинно важным, по мнению автора данной статьи, является вопрос, сможет ли Тарик Рамадан преодолеть искушение стать популяризованным “лидером” мусульманской общины Европы? Или он окажется способным создать новое самостоятельное и мощное течение в современной арабо-мусульманской общественной мысли, способное в значительной степени определить дальнейшее развитие арабо-мусульманской уммы? В любом случае ответами на эти вопросы послужит дальнейшая деятельность этого неординарного ученого и общественного деятеля, живущего и работающего на пересечении путей современного арабо-мусульманского и западного миров.
1) Мекканская декларация была представлена на внеочередной встрече на высшем уровне представителей стран-участниц Организации Исламская Конференция, состоявшейся в Мекке (Саудовская Аравия) 7-8 декабря 2005 года Мекке.
2) Т. Рамадан соглашался с теми, кто обращал внимание на то, что его дед Хасан аль-Банна призывал к джихаду. Однако Рамадан указывал на этимологию понятия “джихад”, под которым понимается “узаконенная защита” или “борьба против угнетения”. В своей книге “Направления в современной исламской мысли” Тарик Рамадан пишет: “Братья-мусульмане прибегают к насилию как последнему методу, способному содействовать защите их веры и единства”. Иными словами, если позиции “Братьев-мусульман” не будут учитываться, они в обязательном порядке прибегнут к насильственным методам урегулирования спорных для себя ситуаций.
3) См. Н.С. Глебова “Экономические основы деятельности террористических организаций Ближнего Востока”, Институт Ближнего Востока, http://www.iimes.ru
4) http://www.tariqramadan.com/article.php3?id_article=631&lang=en
5) http://www.time.com/time/innovators_v2.html
6) Книга Т.Рамадана “Западные мусульмане и будущее ислама” была признана лучшей книгой 2004 года по данным авторитетного журнала “Кристиан Сайнс Монитор”.