Штрихи к политическому портрету шейхи Мозы бинт Насер аль-Миснед, «серого кардинала» Катара

Шейха Моза бинт Насер аль-Миснед (араб. المسند ناصر بنت موزا. الشيخة ‎, Sheiḥa Mūzah bint Nāsir al-Misnid) – вторая из трех жен бывшего эмира Катара шейха Хамада бен Халифа Аль Тани и мать нынешнего эмира, шейха  Тамима бен Хамада Аль Тани  (4-й эмир Катара с 25 июня 2013 года), и это не просто одна из самых модных и современных женщин арабского мира, снявшая паранджу, но и один из самых влиятельных политических и общественных деятелей Ближнего Востока. Ее считают ни больше ни меньше «серым кардиналом» Персидского залива[i].

Она родилась 8 августа 1959 года в прибрежном городе Аль Хор (Al Khor) на севере Катара. Моза получила прекрасное образование и имеет степень бакалавра в области социологии и прошла стажировку в ведущих университетах США. Эта женщина считается специалистом высокого профиля в вопросах внешней и внутренней политики страны. Шейха Моза — дочь катарского оппозиционера Насера бен Абдуллы аль-Миснеда, который умер в 2007 году. Из-за конфликта последнего с дедушкой нынешнего эмира Катара, шейхом Халифой бен Хамадом бен Абдуллой Аль Тани, семья Мозы жила в изгнании в Египте и Кувейте, но в 1977 году они вернулись в Катар для заключения брака их дочери (которой тогда было только 18 лет) с наследным принцем шейхом Хамадом. Брак Мозы и Хамада – прежде всего династический брак, целью которого было породнить и, таким образом, примирить враждующие кланы. Попав в королевский дворец, Моза сразу же поняла, что там нужно быть сильной, чтобы выжить. Интриги и козни первой жены шейха Хамада и непрерывная борьба за власть – этому всему молодой девушке пришлось обучиться за короткое время[ii]. И вскоре придворные стали замечать, что молодая женщина обретает все большую власть над своим мужем.

Напомним, что шейх Хамад — глава семейства Аль Тани, был эмиром Катара с 27 июня 1995 года по 25 июня 2013 года. Он стал главой государства Катар в 1995 года при поддержке других членов семьи, пока его отец находился в зарубежной поездке в Швейцарии. Многие говорят, что именно Моза подтолкнула шейха Хамада к решению сместить собственного отца и взять власть в свои руки[iii]. Отметим, что уже к этому времени в  руках Хамада была сосредоточена большая часть полномочий по управлению государством. Халифа бен Хамад, узнав о перевороте, публично отрекся от сына и 14 февраля 1996 года предпринял неудачную попытку контрпереворота. После этого Хамад, наняв американскую юридическую фирму «Пэттон Богз» (Patton Boggs) и, с ее помощью добившись заморозки заграничных денежных счетов отца, обезопасил себя от его новых посягательств на власть. Халифа бен Хамад смог вернуться в Катар лишь в 2004 году – после примирения с сыном.

24 июня 2013 года произошло то событие, которое подтолкнуло политологов в один голос заговорить о том, что шейха Моза сумела совершить небывалое в Катаре: в патриархальной стране создать фактически матриархат. Правитель Катара Хамад Аль Тани объявил, что собирается передать власть в эмирате своему сыну, кронпринцу Тамиму бен Хамаду Аль Тани. 25 июня 2013 года в телеобращении он объявил об уходе на покой. И это очень важный штрих к портрету шейхи Мозы, ведь у Хамада помимо нее есть еще две жены, а общее количество его наследников — 27 человек. Тамим — не старший сын в семье, и, по восточным законам, никогда бы не стал наследником престола. Но именно второй из пяти  сыновей Мозы стал четвертым правителем Катара, взяв бразды правления страной в свои руки. После ухода ее мужа на покой и передачи власти сыну, шейха Моза по-прежнему считается одной из самых влиятельных женщин в стране и в мире. Диссидент катарской королевской семьи, Сауд бен Насер Аль Тани, сообщил в июне 2017 года СМИ, что «Тамим не является истинным правителем Катара, правит им на самом деле шейха Моза, а сын ее является всего лишь удобным прикрытием».  Он также добавил, что «наследный принц Джасем, брат Тамима, по идее должен был бы стать новым правителем Катара, но его кандидатура не устроила Мозу из-за его сильного характера. Тамим подходил ей больше, поскольку им легче манипулировать»[iv]. Она тщательно оберегает своего сына от влияния различных политических сил Катара. Поэтому первым политическим решением нового эмира  стала отставка премьер-министра шейха Хамада бен Джасима Аль Тани — человека, чьи политические взгляды не раз досаждали Мозе[v].

Необходимо упомянуть, что сейчас ведущие посты в Катаре занимают родственники и члены семьи шейхи Мозы, так, например, ее родной брат Мухаммед Нассер аль-Миснед был назначен главой разведывательной службы Катара, а второй ее брат Халед – координатором безопасности между офисом принца и службами безопасности.

Про Мозу аль-Миснед говорят, что она считает своей главной целью сделать Катар современной, передовой страной, для чего участвует в политической, деловой, общественной и культурной жизни как своей страны, так и стран региона. О том, какое влияние в Катаре имеет Моза, ходят легенды, в 2010 году она даже вошла в список 100 самых могущественных женщин мира по версии журнала «Форбс» (Forbes)[vi]. Она создала Арабский демократический фонд, в который её муж сделал первый взнос в размере 10 млн долларов. Главная задача этого фонда, как говорится в официальном заявлении, это содействие развитию свободных СМИ и гражданского общества. Те, кому доводилась иметь дело с фондом шейхи, восхищаются ее трудоспособностью и целеустремленностью. Но не преминут съязвить, однако, что офис фонда напоминает «змеиное гнездо». Говорят, что у шейхи Мозы жесткий характер. Но иначе она бы просто не смогла отстоять свое «место под солнцем». Поговаривают, что шейх Хамад женился в третий раз назло Мозе, тем самым желая продемонстрировать ей, что ее власть не безгранична. Но, не смотря на это, ни одна другая женщина из прявящей семьи не смогла сравниться с Мозой, которая является знатоком дипломатического протокола и международного этикета, и именно она сопровождала мужа во всех зарубежных поездках. Отнюдь не совпадение, что именно во время правления шейха Хамада маленький Катар сумел превратить газовые ресурсы в финансовое процветание и закрепить связи с Лондоном и Вашингтоном[vii].

Шейха Моза также является инициатором идеи превращения Катара в новую «Кремниевую долину». С этой целью создан Катарский парк наук и технологий, открытие которого состоялось в конце 2008 года. Парк привлёк 225 млн долларов инвестиций, в том числе от таких ведущих мировых компаний, как Microsoft, Shell и General Electric. Кроме того, она является инициатором и воплотителем в реальность «Образовательного города» в Катаре — университетского городка в пригороде столицы на площади 2500 акров, где лекции студентам читают ведущие профессора американских университетов[viii]. Шейха Моза также активно поощряет деятельность ведущего арабоязычного телеканала «Аль-Джазира». То, на чем предпочитают не заострять внимание СМИ, это поддержка Мозы своего мужа, шейха Хамада, в том, что он спонсировал палестинский ХАМАС, ливийских и сирийских экстремистов  и «Братьев-мусульман». Также многие говорят, что именно она подтолкнула эмира Катара поддержать ливийскую оппозицию, когда те выступили против Муаммара Каддафи.

Небезынтересно упомянуть, что шейха Моза аль-Миснед имеет ряд государственных и международных должностей, в том числе почётных: она является главой катарского Фонда образования, науки и общественного развития, президентом Верховного совета по семейным вопросам, вице-президентом Верховного совета по образованию и, наконец, специальным посланником ЮНЕСКО[ix]. Она также имеет почётные докторские звания Вирджинского Университета Содружества (Virginia Commonwealth University), Техасского A & M университета (Texas A & M University), Университета Карнеги-Мелон (Carnegie Mellon University), Имперского Колледжа Лондона (Imperial College London) и Джорджтаунского университета (Georgetown University) . С 2010 года является дамой-командором Ордена Британской империи[x].

Шейха Моза имеет огромное влияние на своего сына Тамима, эмира Катара, и без сомнения можно утверждать, что ни одно серьезное политическое решение не принимается в Дохе без ее участия. Хотя она в настоящее время не является первой леди Катара, на деле именно шейха Моза держит бразды управления эмиратом в своих руках.

[i] http://www.yaplakal.com/forum2/topic1595000.html

[ii] https://rg.ru/2013/07/05/sheiha-site.html Шейха Моза — «серый кардинал» Залива.

[iii] http://www.egypttoday.com/Article/2/13006/Sheikha-Mozah-The-actual-ruler-of-Qatar

[iv] http://www.egypttoday.com/

[v] www.foreignpolicy.com

[vi] https://www.telegraph.co.uk/news/worldnews/middleeast/qatar/11900124/The-Emir-of-Qatar-who-transformed-his-country-Sheikh-Hamad-bin-Khalifa.html

[vii] https://rg.ru/2013/07/05/sheiha-site.html

[viii] https://dohanews.co/sheikha-moza-world-should-be-patient-with-qatar/

[ix] http://welcomeqatar.com/famous-people/qatari/her-highness-sheikha-moza-bint-nasser/

[x] https://www.qatarliving.com/forum/welcome-qatar/posts/some-facts-about-sheikha-moza

52.23MB | MySQL:103 | 0,563sec