Что стоит за возобновлением экспорта ливийской нефти

Глава международно признанного Правительства национального согласия (ПНС) Ливии Фаиз Сарадж обратился в Организацию Объединенных Наций (ООН) с просьбой в кратчайшие сроки создать международную комиссию для проверки деятельности Центрального банка (ЦБ) страны в области распределения доходов от ливийской нефти. Об этом в среду сообщила пресс-служба ПНС, опубликовав обращение Сараджа на своей официальной странице в «Фейсбуке». Глава ПНС попросил Совет Безопасности ООН «срочно сформировать международную техническую комиссию под контролем ООН и с участием представителей международных финансовых и экономических организаций для проверки поступлений и расходов Центрального банка Ливии, связанных с экспортом ливийской нефти». Как отметил Сарадж, «инспекция деятельности ЦБ должна проводиться на принципах полной открытости и прозрачности». Создание подобной комиссии было одним из основных требований Ливийской национальной армии (ЛНА) под командованием фельдмаршала Халифы Хафтара для возобновления экспорта добычи и экспорта нефти из района так называемого «нефтяного полумесяца», находящегося на побережье залива Сирт. В начале июля ЛНА заявила о передаче терминалов «нефтяного полумесяца» под юрисдикцию Национальной нефтяной корпорации (ННК — National Oil Corporation) со штаб-квартирой в Бенгази, которая подчиняется временному кабинету Абдаллы Абдуррахмана ат-Тани и оспаривает право управления нефтяными объектами и распределения доходов от экспорта углеводородов со столичной структурой. Решение было принято из-за того, что часть нефтяных доходов, как считают военные, использовалась для финансирования незаконных вооруженных формирований, в том числе экстремистского толка. Сразу отметим, что все эти призывы Ф.Сараджа в общем-то носят двоякую цель: он прекрасно понимает, что никакой комиссии, которая могла бы реально проводить аудит ННК Ливии, ООН образовывать не будет. Да и проводить такой аудит в самой Ливии сильно не безопасно, не говоря уже о том, что автоматически возникнут очередные разговоры со стороны многочисленных полевых командиров из различных кланов в отношении «нарушения суверенитета» страны. Таким образом, Ф.Сарадж просто дал возможность Хафтару «сохранить лицо» своим обращением к ООН, за которым мало, что последует. Подоплека решения Хафтара в данном случае несколько иная.

В среду командующий ЛНА Халифа Хафтар отдал распоряжение возобновить экспорт нефти с терминалов «нефтяного полумесяца». Начальник службы охраны нефтяных объектов в центральной и восточной зонах страны генерал Наджи аль-Магриби направил распоряжение командующего ЛНА руководителям шести нефтяных компаний, действующих в зоне нефтяного полумесяца, с разрешением возобновить экспорт ливийской нефти. Кроме того, решением Хафтара отменен введенный ранее запрет на заход нефтеналивных судов в порты этого региона для экспорта нефти. Сразу же после этого решения командования ЛНА ливийская Национальная нефтяная корпорация объявила о снятии состояния форс-мажора с морских портов в районе нефтяного полумесяца. Как говорится в коммюнике ННК по данному поводу, «корпорация снимает состояние форс-мажора, введенное ранее на терминалах нефтяного полумесяца, в частности в портах Рас-Лануф, Эс-Сидр, Зувейтина и Марса-эль-Харика». ННК указала, что «процессы производства и экспорта нефти постепенно вернутся на естественный уровень в течение ближайших нескольких часов».  В этой связи эксперты отмечают, что возобновление нефтяного экспорта ливийских углеводородов может восстановиться быстрее, чем ожидалось. Он может вернуться к уровню, существовавшему до начала июня- от 900 000 до 1 миллиона баррелей в день. Пять терминалов, которые сейчас возобновил отгрузку, дают ежедневно  почти 800 000 баррелей в день.

В общем-то такой сценарий нами предсказывался заранее. Вопрос в данном случае заключался в том, насколько хватит выдержки у того же Х.Хафтара и стоящего за ним Каира и Парижа в рамках шантажа Триполи с точки зрения лишения Центрального банка значительной части доходов и принуждения Ф.Сараджа более активно участвовать в предложенном Елисейском дворце плане внутриливийского урегулирования. При этом то, что нефтяной экспорт возобновиться именно через западную ННК, сомнений не у кого не было. Ровно по той причине, что все остальные структуры, в том числе и восточная ННК просто не в состоянии торговать нефтью альтернативно. В этой связи международные эксперты сходятся во мнении, что такой шаг Хафтара стал результатом интенсивного давления со стороны США, которые таким образом очень жестко надавили на французский интерес в Ливии в угоду чисто своим политическим и экономическим интересам. Захват нефтяных терминалов ограничивал ливийский экспорт нефти, в то время как мировой нефтяной рынок сталкивается с дефицитом на фоне попыток Вашингтона сократить экспорт нефти из Ирана. Президент США Дональд Трамп, как сообщается, направил письмо на этой неделе Хафтару и другим должностным лицам в Восточной Ливии, угрожая международным преследованием и наложением на них международных санкций. Это тем более актуально, что ряд близких к фельдмаршалу полевых командиров уже угодили под расследование Международного уголовного суда (МУС). 5 июля  Палата предварительного производства Международного уголовного суда (МУС) выдала второй ордер на арест офицера ливийского спецназа Махмуда аль-Верфалли. Об этом сообщили в четверг в пресс-службе суда. «Имеются основания полагать, что аль-Верфалли непосредственно причастен к убийствам как военным преступлениям в контексте восьмого инцидента, произошедшего 24 января», — отметили в инстанции. Предполагается, что в ходе этого инцидента офицер спецназа расстрелял 10 человек перед одной из мечетей в Бенгази. Решение о выдаче ордера принято на фоне «отсутствия следственных действий в отношении аль-Верфалли в самой Ливии. Первый ордер на арест был выдан 15 августа 2017 года. В соответствии с ним, офицер спецназа из подразделения «Ас-Саика» («Молния») Ливийской национальной армии подозревается в убийствах 33 человек в семи инцидентах, произошедших в период с 3 июня 2016 года по 17 июля 2017 года в Бенгази и прилегающих районах. Ситуация в Ливии была передана для изучения МУС в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН 1970 от 26 февраля 2011 года. Решение о начале расследования было принято инстанцией 3 марта 2011 года. В дополнение к аль-Верфалли ордера на арест выданы пока в отношении бывшего руководителя Службы внутренней безопасности Ливии аль-Тухами Халеда, сына лидера Ливийской Джамахирии Муаммара Каддафи Сейфа аль-Ислама и еще двух человек, чьи имена не разглашаются. Мы уже сообщали, что Хафтар сейчас официально дистанцировался от аль-Верфалли, что совершенно не означает, что он прекратил с ним и его сторонниками всячески отношения. Это фактически нереально, поскольку обвиняемых принадлежит к серьезному племенному образованию варфалла, и терять его поддержку для фельдмаршала чревато самыми негативными последствиями с точки зрения сохранения своего влияния в Киренаике. При этом отметим, что ордера МУС в отношении бывших функционеров режима Каддафи имеют другую природу. Если говорить прямо, то это очень жесткий заказ от определенных кругов во Франции, Египте, ОАЭ и США с точки зрения нивелирования появления некой внятной альтернативы нынешним двум правительства в Ливии. Таким образом одновременно держится в узде и клан Зидан на востоке страны, который собственно и выдвигает этих персонажей в качестве своих кандидатов в будущие президенты.

При этом сейчас Объединенные Арабские Эмираты и Саудовская Аравия  находятся под прессингом со стороны Вашингтона  в рамках требований резко увеличить объемы экспорта нефти, дабы компенсировать любые потери от ухода иранской нефти с рынка. И в этой связи  отметим, что разногласия в позициях этих трех стран обусловлены не политической линией в отношении Тегерана, а вопросами чисто технического увеличения объемов добычи нефти-сырца этими странами, как того категорически  требуют в Вашингтоне без оглядки на совместную политику стран в рамках формата ОПЕК +. Подчеркнем, что Соединенные Штаты, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты хотят иметь возможность проводить максималистскую стратегию против экспорта нефти из Ирана, стремясь снизить его до нуля. Потеря ливийского экспорта нефти могла бы ослабить эту стратегию, как только санкции вступят в силу в ноябре. В крайнем случае, экспорт нефти из Ирана-уже снизился с 2,62 млн баррелей в сутки в апреле до 2,28 млн баррелей в сутки в июне — и может упасть до 1 млн баррелей в сутки в ноябре. Саудовская Аравия обещала компенсировать любое падение экспорта из Ирана, но резервные производственные мощности королевства уже составляют менее 2 млн баррелей в сутки, а резервные мощности для наращивания мирового экспорта за пределами Саудовской Аравии ограничены. Саудовская Аравия может постараться  довести до максимума добычу в попытке заменить иранский и ливийский экспорт. Саудовская Аравия в июне, по данным ОПЕК, увеличила добычу нефти на рекордные 405 тыс. баррелей в сутки — до 10,42 млн баррелей, следует из июльского отчета организации. При этом, по данным самого королевства, представленных в ОПЕК, добыча Саудовской Аравии в минувшем месяце выросла на 459 тыс. баррелей в сутки — до 10,489 млн баррелей в сутки. С января 2017 года королевство удерживало свою добычу ниже уровня 10 млн баррелей в сутки, придерживаясь соглашения ОПЕК+. В мае добыча впервые превысила эту отметку, составив 10,015 млн баррелей. Страны ОПЕК+ в конце июня договорились увеличить добычу на 1 млн баррелей в сутки, но эта договоренность вступает в силу с июля. Ранее саудовский министр энергетики, промышленности и минеральных ресурсов Халед аль-Фалех говорил, что свободные добычные мощности королевства составляют 2 млн баррелей в сутки. Как мы показали выше, эта цифра в реальности выглядит несколько меньше.  Саудовская Аравия была одним из инициаторов восстановления добычи в рамках сделки ОПЕК+. По словам аль-Фалеха, драматичное падение добычи нефти в Венесуэле и снижение экспорта Ирана в случае введения против него санкций вызовет дефицит на рынке нефти уже во втором полугодии. Он оценивал нехватку предложения в 1,6-1,8 млн баррелей в сутки в случае, если ОПЕК+ продолжит ограничивать добычу. Наравне с Саудовской Аравиейувеличить добычу готова и Россия. В июле она может вырасти на 200 тыс. баррелей в сутки, говорил ранее глава Минэнерго РФ Александр Новак. Отсюда и солидарная позиция США, КСА и ОАЭ в рамках давления на Хафтара. Даже с возвращением всего объема ливийской нефти на рынок, Саудовской Аравии, возможно, придется со временем несколько   сократить свои резервные мощности; в том числе и по чисто техническим причинам.  Королевство не сможет держать максимально долго такой уровень добычи. Стратегия США отчасти направлена на то, чтобы лишить Иран доходов от продажи нефти и заставить его изменить свое региональное поведение или даже, возможно, вообще трансформировать режим.  Но Соединенные Штаты в значительной степени одиноки в этой стратегии — за заметными исключениями некоторых союзников США на Аравийском полуострове и Израиля. И в случае аравийцев, их поддержка американской нынешней политики путем увеличения своей нефтедобычи лимитирована не только чисто техническими вопросами, но и еще соображениями возникающих при этом рисков разбалансировки цен на мировом рынке углеводородов.

52.28MB | MySQL:103 | 0,483sec