Возобновление американо-израильских дискуссий по поводу ядерных амбиций Саудовской Аравии

Вопрос нуклеаризации Ближнего Востока продолжает оставаться одним из ключевых для внешней политики Израиля не только в отношениях с соседями по региону, но и ключевыми партнерами на международной арене. Первой и очевидной проблемой для Иерусалима в этом контексте является, разумеется, ядерная сделка с Ираном, борьбу с которой страна последовательно ведет. Однако СВПД с точки зрения государства породил еще одно опасное следствие – стремление местных лидеров обезопасить себя с помощью ядерного потенциала и нескрываемое намерение получить то, что уже имеет Тегеран. Еще мартовский визит в США наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бен Сальмана насторожил Израиль перспективами того, что Эр-Рияд хочет развивать свою ядерную программу, продемонстрировав неверие Иерусалима в то, что она окажется исключительно мирной. В этой связи правительство и лично Б.Нетаньяху предприняли попытку остановить этот проект, но натолкнулись на сопротивление Вашингтона, который опасался, что свои амбиции королевство не оставит, а для их реализации привлечет американских конкурентов.

Осознав, что помешать саудовским планам полностью нельзя, в нынешних условиях израильские власти предприняли попытку обозначить комфортные для себя рамки. Для этого еще около двух недель назад Б.Нетаньяху направил в американскую столицу министра энергетики Ю.Штайница для того, чтобы он встретился со своим коллегой Р.Перри. О встрече, на которой, как можно предположить, и были обозначены «красные линии», стало известно лишь по прошествии времени. Как указывают недавние публикации, появившиеся в израильских и американских источниках, основным требованием Иерусалима на нынешнем этапе является максимальная информированность о состоянии переговоров между Вашингтоном и Эр-Риядом. При этом ближневосточное государство хочет знать заранее не только о стадиях обсуждения инициатив, но и о тех технологиях и оборудовании, которое будет представлено КСА, а также иметь представление о месте расположения будущих реакторов. Их, по некоторым данным, за ближайшие 25 лет Эр-Рияд планирует построить 16.

Несмотря на настойчивость королевства в том, что атомная программа необходима исключительно в мирных целях и станет способом снижения внутренней зависимости от нефти при увеличении её экспорт на мировой рынок, в Израиле полагают, что государство планирует создать механизм стратегического сдерживания Ирана, сделка с которым, по мнению Б.Нетаньяху, породила в регионе гонку ядерных вооружений. В этой связи Иерусалим также настаивает на необходимости запретить Эр-Рияду самостоятельно обогащать уран, а США должны полностью вывозить из КСА остатки ядерного топлива, исключая таким способом риски его переработки.

Наконец, в стратегическом смысле для Израиля имеет значение его особый статус с точки зрения баланса сил в регионе, а этот вопрос неизбежно отсылает к дискуссии о наличии у страны собственного ядерного потенциала. Официальный Иерусалим эту тему по традиции не комментирует, однако, еще в 2013 г. американская некоммерческая организация Nuclear Threat Initiative охарактеризовала израильские позицию как «стратегическую двусмысленность», сообщив при этом, что государство не подтверждает и не отрицает наличие ядерного потенциала, при этом имеет в своем распоряжении арсенал из 80 боеголовок, выпущенных не позднее 2004 г. Также было заявлено, что до 2020 г. увеличение их количества не прогнозируется.

Рассуждая об израильском ядерном потенциале, эксперты сходятся во мнении, что имеет значение не только факт обладания, но то, что пока страна на Ближнем Востоке остается по сути единственной, имеющей свой ядерный запас. Соответственно, уже это обстоятельство служит весомым аргументом в споре с региональными соперниками, угрожающими Израиль уничтожить. Действия Вашингтона в отношении КСА могут подорвать этот статус исключительности, одновременно нарушив обещания, которые президенты США на протяжении последних лет неизменно подтверждали в отношении своего ближневосточного партнера. Речь идет о т.н. письме, в котором каждая новая американская администрация гарантировала не оказывать на Израиль давления с целью побудить страну к отказу от ядерного потенциала. Впервые это секретное соглашение появилось в конце 1990-х при Б.Клинтоне в рамках разработки инициатив по палестино-израильскому урегулированию и стало элементом подтверждения Вашингтоном права Иерусалима на самозащиту.

Позднее все последующие президенты США письменно подтверждали эту договоренность. Однако, как написал колумнист New Yorker А.Энтаус, именно Д.Трамп чуть было не нарушил данную практику, с одной стороны, по причине своего незнания о ней. С другой, из-за перестановок в своей администрации. Так, приезд израильской делегации, как сообщил журналист, совпал по времени с отставкой М.Флинна с поста советника президента США по национальной безопасности в феврале прошлого года. На этот раз Вашингтон снова рискует подорвать израильские позиции за счет поддержки ядерных амбиций другой страны, в чьих дружественных намерениях по отношению к себе Израиль явно сомневается, особенно после того, как стороны более не будут объединены общим желанием добиться ослабления Ирана.

В сложившихся обстоятельствах все, что готов гарантировать Вашингтон Израилю – это открытость переговоров с КСА, которая явно будет иметь определенные пределы. При этом очевидной становится разница подхода сторон к ситуации и её оценке. Д.Трамп и его приближенные видят в сделке с Эр-Риядом коммерческую составляющую и опасаются упущенной выгоды, которая может быть получена основными геополитическими конкурентами. Для Израиля, в свою очередь, важна собственная безопасность, которая во многом обеспечивается таким элементом, как стратегическое сдерживание. Мало того, для её оценки военно-политические круги страны ориентируются не только на текущую ситуацию, но и возможности будущих противоречий с региональными центрами силы.

52.21MB | MySQL:103 | 0,463sec