Африканская политика Ирана на фоне ирано-саудовского соперничества. Часть 1

Африканское направление имеет важное значение во внешней политике Исламской Республики Иран. С момента Исламской революции 1979 года Тегеран, согласно доктрине аятоллы Хомейни о необходимости мирового альянса обездоленных (мостазеффин) придает большое значение развитию отношений со странами «третьего мира». В 1980-1990-е годы главной целью иранской внешней политики на африканском континенте было преодоление дипломатической и внешнеполитической изоляции Ирана. С начала 2000-х годов в африканской политике Тегерана стали просматриваться и другие цели: развитие экономических отношений и военное присутствие ИРИ на этом континенте. В условиях общего подъема иранской экономики Иран стал рассматривать африканские страны в качестве перспективного рынка сбыта для своей продукции: автомобилей, легкового стрелкового оружия и боеприпасов, нефтехимии. Необходимо отметить, что в последнее время вырос и уровень экспорта иранскими компаниями технических услуг, в частности строительства электростанций и других объектов инфраструктуры. Одновременно развитие ядерной энергетики в Иране поставило на повестку дня необходимость поиска поставок урана. Начиная с двух президентских каденций Махмуда Ахмадинежада (2005-2013 годы) еще одним лейтмотивом иранской активности в Африке стало геополитическое соперничество с Саудовской Аравией.

«Мы нуждаемся в отдаленных военных базах, и это станет возможным с организацией таких баз в Сирии и Йемене, а, может быть, на островах или плавучих военных баз», — заявил 24 января начальник Генштаба вооруженных сил ИРИ генерал Мохаммад Хоссейн Багери. Размещение иранских военно-морских баз в Йемене представляется крайне проблематичным в связи с развитием событий в этой стране, но здесь показательна тенденция закрепиться в регионе Красного моря, что вписывается в иранскую стратегию окружения Саудовской Аравии. В начале 2000-х годов такие попытки были осуществлены Тегераном в Судане и Эритрее, и обе в конце концов закончились неудачей.

Иранско-суданские отношения стали бурно развиваться с начала 1990-х годов. В 1990-1991 году Хартум поддержал Саддама Хусейна, оккупировавшего Кувейт, после чего оказался в изоляции в арабском мире. Военно-техническое  и военное сотрудничество между Ираном и Суданом выразилось в иранской помощи Судану в организации собственного ВПК (производство легкого стрелкового оружия и боеприпасов), тренировке суданских подразделений иранскими военными инструкторами. Для Судана в этот период такое взаимодействие с ИРИ было крайне актуально в условиях внутренних конфликтов, сначала в Южном Судане, затем в Дарфуре и штатах Голубой Нил и Кордофан. В те годы суданский режим тратил на военные нужды около 70% своего бюджета. Через территорию Судана в течение долгого времени проходил контрабандный путь доставки иранского оружия в сектор Газа для нужд движения ХАМАС.    В 2008 году между двумя государствами был подписан договор о военном сотрудничестве. В 2013 году началось использование иранскими военными судами Порт-Судана для отдыха и ремонта. В перспективе иранское военное руководство планировало открытие в Порт-Судане постоянной иранской военно-морской базы, однако осенью 2014 года Судан круто поменял свои геополитические приоритеты.

Этому способствовало ухудшение общей экономической ситуации в стране. К 2014 году Судан в течение 20 лет находился под зачастую несправедливыми международными санкциями, вначале за «поддержку терроризма», а затем в связи с нарушениями прав человека в Дарфуре. После отделения Южного Судана в 2011 году Хартум лишился 75% своих нефтяных ресурсов, что свело на нет экономический подъем начала 2000-х годов. Одновременно постепенно были урегулированы внутренние вооруженные конфликты. В сентябре 2013 года результатом снятия субсидий на ГСМ стали социальные протесты, которые некоторые эксперты оценили как самый серьезный вызов власти президента Омара аль-Башира. В марте 2014 года саудовские банки приостановили сотрудничество с суданскими, что поставило под угрозу благосостояние семей сотен тысяч суданцев, работающих в странах Персидского залива.

В этих условиях началось сближение президента Омара аль-Башира с Эр-Риядом. В сентябре 2014 года был закрыт Иранский культурный центр в Хартуме под предлогом пропаганды и прозелитизма шиитского ислама, «что наносило вред межрелигиозному согласию в стране». Одновременно началось свертывание военного сотрудничества с Тегераном. Начиная с апреля 2015 года, Судан присоединился к проводимой КСА в Йемене военной операции «Буря решимости», направленной против союзников Ирана – хоуситов. Вначале суданское участие ограничилось тремя военными самолетами Су-24. Но уже в октябре 2015 года президент Омар аль-Башир объявил о том, что его страна направляет в Йемен военнослужащих спецназа в количестве 2 тысяч человек (позднее этот контингент был увеличен до 6 тысяч) для участия в наземных военных действиях. Суданцы в Йемене участвовали в снятии блокады с Таиза, в военной операции в провинции Лахдж в декабре 2015 года, а также выполняли патрульные функции в Адене и других населенных пунктах Южного Йемена. В феврале 2016 года Судан разорвал дипломатические отношения с ИРИ в знак солидарности после погромов саудовского посольства в Тегеране и генконсульства в Мешхеде. В декабре 2016 года начался суданско-саудовский стратегический оборонный диалог, в первом заседании которого приняли участие начальник Генштаба ВС Саудовской Аравии генерал-лейтенант Абдель Рахман бен Салех аль-Буньян и начальник Генштаба Судана генерал-лейтенант Имадеддин Адауи. В январе 2017 года прошли совместные маневры ВМС Судана и Саудовской Аравии.

Разумеется, суданское военное содействие КСА и разрыв отношений с Ираном были осуществлены в обмен на саудовскую финансовую и экономическую помощь. Уже в мае 2015 года на счетах Центробанка Судана были депонирован один миллиард долларов из КСА для преодоления Хартумом финансовых трудностей. В 2017 году на поддержку суданской национальной валюты был выделен новый транш в размере 3 млрд долларов. 7 мая 2018 года правительство Саудовской Аравии объявило о том, что наладит бесплатные поставки нефти в Судан для того, чтобы преодолеть топливный кризис в этой стране. За прошедшие три месяца в этом африканском государстве обозначилась явная нехватка нефтепродуктов. В результате цена литра бензина на черном рынке Судана достигла 150 фунтов против официальной цены в 27 фунтов. Одновременно саудовское руководство анонсировало Судану помощь в снятии американских санкций и в целом сдержало свои обещания. В октябре 2017 года администрация Д.Трампа в Вашингтоне объявила о снятии американских экономических санкций с Судана. Таким образом, одной из причин иранских политических неудач в Судане было то, что Тегеран не готов вкладывать в своих союзников значительные финансовые ресурсы, а на одной военной помощи и разговорах об антиимпериалистической или исламской солидарности прочного альянса с бедными африканскими государствами не построишь.

52.18MB | MySQL:103 | 0,423sec