Об инфляционных показателях египетской экономики

Ежегодные субсидии для населения в Египте составляют, согласно заявлениям президента Абдель Фаттаха ас-Сиси, 332 млрд фунтов. Таковы «усилия государства для помощи гражданам справляться с трудностями и вызовами, кроме того, это необходимо для компенсации разницы между действительной стоимостью некоторых продуктов и услуг, и тем, что за них платит население».

В рассуждения об этом египетский лидер пустился в прошлый четверг 5 июля в ходе интервью, в котором он коснулся тех усилий, которые приходится предпринимать для поддержания стабильности в обществе. Так, на выплаты заработной платы в Египте уходит до 350 млрд фунтов в год, для чего государству приходится брать кредиты, проценты на которые достигли 540 млрд фунтов. Значительное бремя для бюджета представляет собой пенсионное обеспечение на нужды которого в следующем году понадобится 200 млрд фунтов, а к 2023 году эта цифра вырастет превысит 300 млрд.

Президент АРЕ призвал всех граждан, невзирая на социальное положение и происхождение «выступить вместе» для того, чтобы встретить экономические вызовы, отметив, что многие трудности станут проще, как только египтяне осознают необходимость тех мер, которые предпринимает государство.

Граждане, по мнению А.Ф.ас-Сиси, должны быть в курсе положения дел в стране, в том, что он сам, «чувствует постоянно» когда «ответственно и с честью подходит к принятию непростых решений, необходимых для осуществления экономических реформ во имя будущих поколений».

Следует отметить, что речь президента Египта, содержащая эти постулаты, стала достоянием общественности всего несколько часов спустя после того, как правительство приняло решение об увеличении цен на электричество. Они вступят в действие в июле и сведутся к очередной отмене ранее существовавших субсидий, то есть, части из того, о необходимости и пользе чего как раз и рассуждал А.Ф.ас-Сиси.

10 июля, Главное статистическое управление Египта опубликовало отчет, согласно которому, впервые за прошедшие 10 месяцев уровень инфляции по группе потребительских цен продемонстрировал рост.

Можно сделать вывод, что на этот раз, либо заявления А.Ф.ас-Сиси были ничем иным, как некоторым преувеличением, либо эффект от принятых мер еще не наступил в должной мере. Резкий скачок инфляции наступил после того, как в июне в рамках планов по сокращению субсидий правительство подняло цены на топливо на 66,6%. Годовая инфляция в городах подскочила до 14,4% в июне с 11,4%. Ежемесячный показатель инфляции потребительских цен подскочил до 3,5% в июне с 0,2% в мае.

«Эти цифры соответствуют нашим ожиданиям», — заявил Мухаммед Абу Паша из финансовой консалтинговой компании EFG-Hermes. — Мы увидим замедление показателей, начиная со следующего месяца, это в лучшем случае … Мы говорим, в среднем, о росте инфляции на 13 процентов к концу года и примерно от 0,5 процента до 1 процента на ежемесячной основе».

Последний рост годовой инфляции в городах Египта был отмечен в июле 2017 года, когда ее показатель подскочил на фоне болезненных экономических реформ до 33 процентов.

«Это подкрепляет мнение о том, что политика строгого монетаризма будет продолжаться до конце года», — полагает Ален Сандип, директор по исследованиям в Naeem Brokerage.

Впрочем, не все оценки происходящего так пессимистичны. Центральный банк Египта (CBE) заявил во вторник, что базовая инфляция упала до 10,9 процента в годовом исчислении в июне с 11,09 процента в мае. «Рост цен на нефть произошел быстрее, чем мы ожидали», — сказал Радва аль-Сувайфи, руководитель исследования Pharos Investment Bank.

«Мы ожидаем, что уровень инфляции достигнет 15 процентов в сентябре и до 13,5 процента в декабре», — полагает финансовый эксперт.

Capital Economics сообщила в своих комментариях по данным инфляции, что, по ее мнению, «следующим шагом будет снижение по процентным ставкам … Инфляция может немного увеличиться в июле на фоне роста цен на электроэнергию, которые вступили в силу в начале этого месяца».

Рост цен на топливо в Египте в середине июня наступил спустя несколько дней после увеличения цен на электроэнергию, воду и метро, а также ряд услуг, предоставляемых гражданам в рамках реформ, которые, по мнению правительства, необходимы для устранения дефицита бюджета и выведут экономику на путь роста, но увеличили нагрузку на египтян. Собственно, к терпению и призывал население  А.Ф.ас-Сиси, однако, рост инфляции сопоставим с повышением температуры у больного, явных признаков заболевания еще не проявилось, но характерные симптомы налицо. Очевидно, раж от реформ, стремление увеличить абсолютные показатели с одной стороны, и жесткие рамки монетарной политики, которые волей или неволей приходится применять в соответствии с требованиями кредитной политики МВФ привели египетскую экономику в неустойчивое состояние. Возможно, выйти из него и удастся, в противном случае, недалеко и до очередного выплеска народного недовольства на улицу, и тогда харизме египетского лидера придется столкнуться с первым серьезным испытанием.  В любом случае, творящееся сейчас в экономике страны представляется нам некоторым нагромождением передовых западных экономических механизмов реализуемых в масштабах всей страны через египетский бюрократический аппарат со свойственным ему менталитетом, помноженным на структурные диспропорции. Гладко такие вещи по определению не случаются и в более организованных экономических укладах, чего же ожидать от стагнировавшей долгие годы экономики Египта, которую из аграрной пытаются ускоренными темпами превратить в нефтегазовую. Увы, издержки от деятельности подобных ретивых реформаторов всегда неизбежны, и А.Ф.ас-Сиси тут не на кого пенять, столь высокий темп реформ он задал сам и сам лично установил такую высокую планку перед правительством.

Теперь он просит извинения у населения и просит его потерпеть.

Египтяне, миллионы которых живут за чертой бедности, жалуются на трудности в удовлетворении основных потребностей после последовательных скачков цен на топливо, медицину и транспорт, — сообщения об этом превалируют в репортажах многих информационных агентств, при том, что местные СМИ стараются избегать этой неудобной темы.

«Говорить о ценах в Египте стало болезненным делом, —  делится с журналистами Ирен Уильям, аудитор, работающая в частной компании. — Все растет безумно, за исключением того, что зарплата стоит на месте и не движется … Я живу в авансах каждый месяц».

Неудовлетворительные экономические условия были одной из причин свержения двух египетских президентов менее чем за три года до того, как Абдель Фаттах ас-Сиси, высокопоставленный военный, пришел к власти, обещая быстрое улучшение условий жизни египтян.

«Правительство должно усилить поддержку тех, кто не справляется, потому что субсидии и армейские машины, привлекаемые к работам в народном хозяйстве пока не смогли снизить цены», — говорит Раби Абдель Рахман, бухгалтер.

В то время как аналитики рассуждают о пользе необходимости реформ правительства Абдель Фаттах ас-Сиси в рамках кредитного соглашения с Международным валютным фондом в размере 12 млрд  долларов, они не отрицают их негативных последствий, особенно для бедных и средних классов, которые имели определенную степень государственной поддержки даже в самых сложных условиях, которые уже проходил Египет.

«Обеспечение насущных потребностей в доме становится источником постоянного и растущего беспокойства и напряжения», — признается в интервью порталу «Ас-Сабах аль-Джадид» Ахмед аль-Рифай, служащий госсектора.

Очевидно, что волюнтаризм и популистская политика египетского кабинета спровоцировали достаточно серьезные проблемы, глубина которых проявится к осени. Такова оборотная сторона египетского «экономического чуда» и воплощения рекомендаций таких авторитетных структур, как МВФ.

52.19MB | MySQL:103 | 0,601sec