Оценки китайских специалистов ирано-пакистанских отношений в свете перспективных «экономических санкций второго уровня» США

В свете серьезного осложнения обстановки на Ближнем Востоке обозреватели китайских специализированных военно-политических изданий обращают внимание на состояние отношений между Пакистаном и Исламской Республикой Иран, которые имеют общую государственную границу в районе пакистанской провинции Белуджистан. Китайские специалисты отмечают, что с момента установления двусторонних дипломатических отношений в 1979 г. между шиитским Ираном и суннитским Пакистаном сохраняется довольно низкий уровень сотрудничества по многим направлениям.

Основные причины напряженности между Тегераном и Пакистаном следующие.

  1. Контроль территории. Как отмечают китайские специалисты, основной причиной разногласий между ИРИ и Пакистаном является сложная социально-экономическая и политическая ситуация в провинции Белуджистан, которая официально находится в составе Пакистана, однако официальный Исламабад практически не контролирует линию государственной границы. Это обусловливает достаточно свободную деятельность различных преступных и исламистских группировок, которые организуют транспортировку оружия, наркотиков и наличных денежных средств в южные регионы Афганистана.

По данным китайских источников, периодически ВС и спецслужбы Ирана и Пакистана проводят специальные операции по борьбе с исламистами и контрабандистами, однако данные мероприятия зачастую проходят без координации между Тегераном и Исламабадом, поскольку представители спецслужб двух мусульманских государств не доверяют друг другу в вопросах пограничной безопасности.

  1. Присутствие США. Официальный Тегеран обеспокоен сохраняющимся присутствием американских военных и специальных служб на территории сопредельного Пакистана. Следует отметить, что ликвидация Усамы бен Ладена стала поводом к серьезным разногласиям между Исламабадом и Вашингтоном по вопросам военно-технического и военно-экономического сотрудничества, однако при всех затруднениях военно-политическое руководство Пакистана предоставляет самолетам ВВС США право преимущественного пролета через национальное воздушное пространство при проведении специальных операций в Исламской Республике Афганистан.

Китайские специалисты пристально наблюдают за состоянием американо-пакистанских отношений, поскольку Белый дом резко критикует Исламабад за пособничество террористическим организациям, с чем военно-политическое руководство Пакистана категорически не согласно. Одновременно американские дипломаты, представители политического руководства и оборонно-промышленного комплекса расширяют контакты с соседней Индией, что также негативно влияет на состояние отношений между Вашингтоном и Исламабадом.

В этой связи следует отметить, что Пакистан является постоянным членом ШОС, а Иран находится в статусе наблюдателя. По данным китайских источников, Президент ИРИ Х.Роухани приезжал на саммит стран-участниц ШОС в Циндао в 2018 г. для получения дополнительной поддержки у руководства КНР в связи со сложной ситуацией по СВПД. По результатам переговоров на высшем уровне военно-политическое руководство КНР приняло решение о направлении партии гуманитарной помощи (продукты питания и другие предметы первой необходимости) суммарной массой 1150 тонн, которая уже направлена по ж/д в Иран.

Китайские специалисты отмечают, что специальные службы ИРИ и Пакистана пытаются вести совместную работу по купированию исламистской угрозы, исходящей с территории сопредельного Афганистана, однако на практике их усилия направлены на формирование подконтрольных группировок местного ополчения, на которые возлагается задача по наблюдению за деятельностью ВС США в Афганистане.

  1. Отношения с третьими государствами. Как известно, основным финансово-экономическим партнером Пакистана (после КНР) является Королевство Саудовская Аравия, которое не только поставляет энергоресурсы, но и финансирует затратные программы по перевооружению пакистанской армии. Так, контракт стоимостью 5 млрд долл. США на приобретение 8 дизель-электрических подводных лодок с воздухонезависимыми энергетическими установками проекта S20P полностью профинансирован Эр-Риядом. Кроме того, военно-политическое руководство КСА окажет финансовую поддержку проекту истребителя нового поколения под обозначением AZM, который пакистанские и китайские специалисты будут разрабатывать совместно. Следует отметить, что в ответ на такую масштабную экономическую помощь ВС Пакистана вынуждены принимать участие в специальных операциях аравийской коалиции в Йемене, однако пакистанские военные направили крайне ограниченный контингент, об использовании и потерь среди которого информации в открытом доступе нет.
  2. Религиозная. Суннитское население Пакистана не готово в полной мере сотрудничать с шиитами, которые составляют 91% от населения Ирана. Китайские специалисты отмечают, что руководители двух мусульманских государств предпринимают недостаточно усилий для объединения возможностей и использования географического расположения в условиях осложнения отношений с главным региональным оппонентом – США.

Китайские специалисты рассматривают возможность организации ирано-пакистано-китайского экономического взаимодействия, в рамках которого Иран можно будет подключить к такому региональному инфраструктурному проекту, как «Китайско-пакистанский экономический коридор», который фактически является составной частью глобального стратегического плана председателя КНР Си Цзиньпина «Один пояс, один путь» (ОПОП). Следует отметить, что Иран является одним из важнейших элементов плана ОПОП, поскольку через его территорию можно организовать железнодорожный транзит грузов из КНР в направлении на Аравийский полуостров и  Восточную Африку.

Кроме того, именно китайские компании могут оказать помощь в строительстве трубопроводов для перекачки нефти и сжиженного газа из Ирана в Пакистан для решения одной из ключевых проблем пакистанской экономики – энергетический голод промышленности и частного бизнеса (в некоторых провинциях продолжительность отключений электроэнергии достигает 16 часов в сутки).

Очевидно, что официальные Эр-Рияд и Вашингтон будут противодействовать созданию ирано-пакистано-китайского экономического треугольника, который позволит двум мусульманским государствам выйти из-под американского давления, кроме того, КСА лишится «протеже», который располагает самыми боеспособными ВС в регионе. Несомненно, такое тройственное объединение противоречит интересам Индии, которая тесно взаимодействует с США.

Китайские аналитики отмечают, что среди военно-политического руководства Ирана и Пакистана наблюдается высокий уровень опасений в плане того, что сотрудничество с КНР повлечет за собой ослабление контроля за национальными ресурсами, т.е. государства фактически будут превращены в ресурсную базу для экономики КНР. Однако сейчас и в ближайшей перспективе (2–3 года) китайские промышленники, даже при содействии НОАК, не смогут безопасно действовать на территории Пакистана. После установления данных китайских компаний и предпринимателей, принимающих участие в иранских контрактах,  американские контрольно-финансовые органы наложат на них ограничения и постараются осложнить их деятельность на мировом рынке или предпримут попытки вербовки в обмен на соответствующую информацию. В этой связи следует упомянуть, что именно из-за экономических санкций китайская CNPC приостановила реализацию соглашения с Ираном, согласно которого в течение 30 лет должна была добыть 270 млн куб. м природного газа. Оценочная стоимость данного проекта составляла 70 млрд долл. США.

52.28MB | MySQL:103 | 0,513sec