Оценки китайских специалистов выхода США из СВПД. Часть 2

Европейский аспект

По данным китайских изданий, политическое руководство ИРИ не ведет жесткую риторику, а старается придерживаться буквы СВПД и проводит постоянные консультации с лидерами Германии и Франции. Президент Ирана старается действовать деликатно, поскольку понимает важность экономического аспекта взаимодействия с европейскими компаниями, заинтересованными в развитии медицины, фармацевтики, кредитно-финансового сектора, строительстве базовой инфраструктуры и т.д. Х.Роухани понимает, что основное для Франции и Германии – это национальные экономические интересы, а не отдельные проекты в Иране.

По информации китайских источников, французские и немецкие политики и экономисты ищут варианты сохранения функционирования системы перевода денежных средств со счетов компаний в Центральный банк Ирана, чтобы европейские компании избежали действия санкций со стороны США. Известно, что Лондон, Берлин и Париж ведут активные двусторонние переговоры с Тегераном по заключению отдельных соглашений по ядерной и ракетной проблематике. По данным китайских источников, в ходе регулярных телефонных переговоров между Тегераном и Парижем Президент Франции предложил Х.Роухани вариант урегулирования проблемы, согласно которого Иран после 2025 г. полностью закроет свою ракетно-ядерную программу.

  1. Европейский «нефтяной» аспект

Как  сообщают СМИ КНР, французская компания «Тоталь» уже объявила о выходе из проекта по разработке 11-го участка месторождения «Южный Парс».  Шельфовое газовое месторождение «Южный Парс» включает 26 участков и представляет собой достаточно привлекательный объект добычи природного газа. Следует отметить, что если президент Франции не сможет убедить руководство «Тоталь» сохранить свое присутствие в Иране (ведутся переговоры об организации регулярных рейсов частных самолетов для транспортировки наличных денег за участие в проекте), то доля французских нефтяников, которая составляет 50,1%, отойдет «Китайской национальной нефтегазовой корпорации» (англ. аббревиатура CNPC). Эта китайская корпорация имеет права на получение 30% от общего объема добычи с 11-го участка «Южного Парса». Для сравнения: у иранской национальной нефтяной компании 19,9% от участка. Известно, что срок реализации проекта определен в 20 лет, а общая сумма инвестиций составляет 4,8 млрд долл. США.

Китайские специалисты отмечают, что Иран постепенно отходит от доллара и поставляет странам ЕС нефть в перерасчете на евро (по инициативе Германии после кризиса 2008 г.). Для ослабления позиций евро спецслужбы США в сотрудничестве с Министерством юстиции будут провоцировать экономические осложнения в странах ЕС.

В начале июля 2018 г. стало известно, что британская нефтедобывающая компания «Бритиш Петролеум» приняла решение о сворачивании своего присутствия в Иране. Кроме того, по данным китайских источников, индийская  компания Nayara Energy (есть доля «Роснефти») снизит объем приобретения нефти в Иране; итальянская компания ENI, испанская Repsol и греческая Hellenic Petroleum объявили о приостановке закупок нефти до 4 ноября 2018 г. Южнокорейская компания Daelim объявила об отмене контракта стоимостью 2 млрд долл. США на обновление и модернизацию НПЗ в Исфахане.

  1. Авиационный аспект

Как известно, ведущие мировые производители гражданских пассажирских самолетов – «Боинг» и «Эйрбас» – подписали с двумя иранскими авиатранспортными компаниями Iran Air и Aseman Airlines контракты общей стоимостью 39 млрд долл. США на поставку около 200 пассажирских самолетов разных классов. Передача воздушных судов должна была быть выполнена в срок до 2022 г.

Средний возраст пассажирских самолетов иранских авиакомпаний составляет 25 лет, тогда как отдельные образцы находятся в эксплуатации уже 40 лет, что представляет потенциальную опасность. По данным китайских источников, ежегодно иранские авиакомпании перевозят около 6 млн пассажиров.

По оценкам китайских специалистов, для поддержания безопасности пассажирских авиационных перевозок на внутренних и международных авиалиниях иранским авиакомпаниям необходимо приобрести от 400 до 500 самолетов разного класса, что позволит им конкурировать с такими региональными транспортными узлами, как Катар и Дубай.

По данным китайских источников, корпорация «Боинг» подписала с иранскими властями контракт на поставку 80 самолетов, а именно 30 ед. широкофюзеляжных дальнемагистральных «Боинг 777-300ER», 46 ед. среднемагистральных «Боинг 737-МАХ8» и 4 ед. дальнемагистральных «Боинг 747-8». Кроме того, американские производители предлагали иранским покупателям более современные «Боинг 777-9», однако стороны не сошлись в стоимости самолета.

Следует отметить, что по официальным данным американской стороны стоимость контракта составила 19 млрд долл. США, а по заявлениям иранской стороны – 10 млрд долл. США. Китайские специалисты высказывают мнение, что реальная стоимость партии самолетов составляет 16,6 млрд долл. США с учетом необходимого оборудования для аэропортового обслуживания и переподготовки экипажей. Как известно, корпорация «Боинг» не будет поставлять указанные самолеты, поскольку заблаговременно была осведомлена о грядущих изменениях в американском законодательстве благодаря тесным контактам с сотрудниками Управления по контролю за зарубежными активами Казначейства США.

По данным китайских источников, в случае одностороннего разрыва контракта корпорация «Боинг» должна будет выплатить иранским заказчикам штраф в размере 3 млрд долл. США. Вполне вероятно, что иранские компании могут направить эти средства на покупку китайских среднемагистральных узкофюзеляжных пассажирских самолетов С-919, в процессе проектирования и изготовления которого принимают участие как европейские, так и американские компании. По оценкам китайских обозревателей, первые серийные поставки данных самолетов в Иран могут быть начаты в 2021 г. Представители китайской самолетостроительной компании COMAC ожидают, что в перспективе иранские клиенты подпишут контракт стоимостью 24 млрд долл. США. По данным китайских источников, министр транспорта и городского развития Ирана Аббас Ахмад Ахунди и заместитель главы Совета по целесообразности принимаемых решений ИРИ Хоссейн Муззафар посетили сборочную линию С-919 в 2016 г. Представители иранских авиакомпаний проявили интерес к ближнемагистральным узкофюзеляжным пассажирским самолетам китайского производства ARJ-21.

Половину иранского рынка пассажирских лайнеров получил европейский концерн «Эйрбас». Согласно подписанного контракта европейские самолетостроители должны построить для иранских покупателей 16 широкофюзеляжных дальнемагистральных А-350, 28 (по другим данным от 38 до 45) широкофюзеляжных дальнемагистральных
А-330NEO и 45 среднемагистральных узкофюзеляжных А-320/321.

Кроме того, иранские компании заказали 12 двухпалубных дальнемагистральных самолетов А380 вместимостью 555 человек. Всего запланировано к поставке 95 (по другим данным 118) самолетов. По данным китайских источников, корпорация «Эйрбас» уже передала Iran Air 6 А-320, 3 А321 и 3 А330. Подготовка самолетов к передаче осуществляется на авиастроительных предприятиях в Гамбурге и Тулузе. Основным пунктом базирования новых самолетов является международный аэропорт Мехрабад в  столице Ирана.

Также контракт на поставку 20 турбовинтовых ближнемагистральных пассажирских самолетов подписала европейская компания ATR – совместное предприятие «Эйрбас» и итальянской «Леонардо Финмекканика». К настоящему моменту европейским специалистам в области турбовинтовых самолетов удалось передать Iran Air 12 самолетов ATR 72-600.

Согласно действующего контракта остальные самолеты должны быть переданы до конца 2018 г. и при условии безаварийной эксплуатации компания ATR получит опцион еще на 20 самолетов, которые будут переданы национальным перевозчикам Kish Air и Qeshm Air. Следует отметить, что турбовинтовые ATR 72-600 на 10% состоят из американских компонентов, поставка которых находится под контролем соответствующего подразделения Казначейства США.

Очевидно, что прекращение контрактов повлечет как прямые, так и косвенные убытки для производителей самолетов и комплектующих к ним. Так, в результате усиления санкционного режима убытки потерпят такие американские компании, как General Electric (авиадвигатели, оборудование для нефте- и газодобычи), Rockwell Collins Inc (авиационные компоненты) и United Technologies (авиационные компоненты). В условиях введения новых и более жестких экономических и технологических санкций китайские и российские самолетостроители получают возможность поставить свою продукцию для иранских авиакомпаний.

  1. Другие экономические аспекты

«Пежо-Ситроен» также приостанавливают свои проекты в Иране. Китайские специалисты отмечают, что за непродолжительный период экономического «благоденствия» иранским автомобильным производителям удалось нарастить объемы выпуска продукции на 60%.

Кроме того, свои «иранские» проекты закрывают немецкие кредитно-финансовые и страховые компании, также известно о том, что крупнейшая европейская транспортно-логистическая компания «Маерск» уйдет из Ирана.

52.2MB | MySQL:103 | 0,469sec