О влиянии антииранских санкций США на экономику Ирана

В результате политики США по экономической изоляции Ирана многие иностранные компании, в свете перспективы оказаться под прицелом американских санкций, предпочитают заблаговременно свернуть дела с Исламской Республикой.

Первыми забеспокоились нефтеперерабатывающие компании, оно и понятно, ведь НПЗ ориентированы на переработку определённых, а не всех подряд, видов сырой нефти. В некоторых случаях замена сырья может потребовать многомесячного простоя завода для переналадки оборудования, именно поэтому многие азиатские нефтеперерабатывающие компании озадачились поиском схожей по характеристикам нефти, для замены иранской. Пока что, отрабатывается технология вопроса.

Как заявил 11 июля агентству Reuters исполнительный директор Кувейтской нефтяной корпорации (КНК), Назар аль-Адсани, комментируя поездку эмира Кувейта в Пекин для участия в китайско-арабском экономическом форуме, «многие НПЗ из Юго-Восточной Азии ищут альтернативные иранским источники поставок нефти из Кувейта, Саудовской Аравии и ОАЭ».

В рамках решений ОПЕК по коррекции добычи нефти, в прошлом месяце КНК увеличила ежесуточную добычи нефти на 85 тысяч баррелей. Дальнейшие действия в этом направлении будут зависеть от политики ОПЕК, и, естественно, от того, каким образом будет складываться ситуация вокруг Ирана.

Министр нефти эмирата, Бахит аль-Рашиди пояснил журналистам Reuters, что такие обращения поступали от азиатских заказчиков и «рассматриваются», кроме того, Кувейт не ожидает, что ОПЕК проведет еще одно, внеочередное заседание перед уже намеченным на декабрь, поскольку ситуация на рынке, в целом, стабильна и добыча достаточна для удовлетворения потребностей заказчика.

Заявления кувейтских нефтяных функционеров прозвучали на площадке экономического форума, проходящего в Пекине с участием руководителя Кувейта, шейха Сабаха Ахмеда аль-Джабера ас-Сабаха и корреспондируются с последними решениями ОПЕК, когда в прошлом месяце с участием независимых производителей нефти, в том числе, и РФ, было решено увеличить суточную добычу на миллион баррелей, начиная с июля месяца.

Первой «ласточкой», в перспективе, неприятной для Ирана стало следующее: накануне должностные лица в нефтехимической группе «Шаньдун Дунминг», крупнейшем частном нефтеперерабатывающем заводе в Китае, подтвердили, что в конце июля она купила 1,9 млн баррелей сырой нефти из Кувейта, что является первым подобным мероприятием в своем роде, с начала импорта сырой нефти группой в 2015 году.

Китайцы добавили, что поставка была выбрана из экспортного ассортимента Кувейтской нефтяной корпорации, и содержит долю серы в 2,5 процента, а одно из официальных лиц сообщило, что импорт груза обусловлен, среди прочего, «необходимостью компенсировать снижение импорта «тяжелой» венесуэльской нефти».

Экспорт венесуэльской нефти в Китай в июле может упасть до самого низкого уровня за последние несколько лет, не только из-за ситуации в самой Венесуэле, но еще и потому, что поскольку страны-члены ОПЕК переживают ограничения сокращения производства и известные логистические трудности, о части которых мы сообщим ниже.

И если пока «Шаньдун Дунминг» нашла замену нефти из Венесуэлы, то это только «пока», поскольку, эта группа, базирующаяся в восточной китайской провинции Шаньдун, одном из промышленных лидеров страны, планирует в самом ближайшем будущем смешивать кувейтскую нефть, заменившую венесуэльскую, с другими, более легкими типами, с меньшим содержанием серы, а именно такие сорта закупаются в Иране, но имеют аналоги и в Кувейте, и в ОАЭ, и в том же Ираке.

Китай на форуме демонстрирует верховенство своих интересов и традиционную гибкость, предпочтя, заручиться поддержкой арабских стран в свете возможных осложнений по линии энергетического сотрудничества с Ираном. Китайский лидер Си Цзиньпин во вторник пообещал им пакет займов на сумму 20 млрд долларов США  и около 106 млн долларов США в виде финансовой помощи странам Ближнего Востока в рамках того, что он назвал моделью «нефть и газ плюс», что простимулируют экономический рост в регионе.

В последние годы Пекин заметно активизировал свое участие на Ближнем Востоке, поскольку арабские страны играют важную роль в политике  Си Цзиньпина планам по выстраиванию прочных торговых маршрутов, связывающим Китай с Центральной и Юго-Восточной Азией.

«Именно развитие было ключом к решению многих проблем безопасности на Ближнем Востоке», — сказал он, на проходящей в столице Китая 8-й министерской сессии экономического арабско-китайского форума прибывшим на него представителям 21 арабских стран, включая ОАЭ и Саудовскую Аравию.

Кроме эмиратской и саудовской, есть потенциальная замена иранской нефти и в Ливии, если бы не лихорадящие нефтяную отрасль этого квази-государства и его нефтяной экспорт бесконечные разборки между конфликтующими сторонами ливийского гражданской войны. В недавнем заявлении глава Национальной нефтяной корпорации Ливии, Мустафа Саналла заявил, что «добыча сырой нефти в стране упала до 527 тыс. баррелей в день с 1,28 млн баррелей в день в феврале после закрытия в последнее время, нефтяных портов». Хотя производство нефти, в среднем, более-менее, стабильно и колеблется у отметки 1,1 млн баррелей в день, но порты то открывают для экспорта, то вновь закрывают, поэтому рассчитывать, что в Юго-Восточную Азию на замену иранской нефти отправятся ливийские сорта «Брега» и «Шарара» всерьез рассчитывать не стоит. Персидский залив в этом смысле выглядит предпочтительнее.

Теперь немного о логистических проблемах, могущих ожидать Иран. Третья по величине в мире, французская контейнерная судоходная компания CMCGM решила уйти из Ирана из-за санкций США, объявленных президентом Дональдом Трампом в мае, заявил 8 июля ее председатель совета правления, Рудольф Саада.

«Компания решила закончить свою деятельность из-за позиции администрации президента США Дональда Трампа», — сказал он на экономическом форуме в Экс-ан-Провансе на юго-востоке Франции. Над аналогичным решением думают и китайские перевозчики.

«Наши китайские конкуренты немного нерешительны, они пока колеблются в отношении продолжения работы с Ираном, впрочем, у них могут быть разные отношения с администрацией Трампа», — заявил бизнесмен.

Французская компания подписала протокол о сотрудничестве в 2016 году с компанией «Иранские судоходные линии» для обмена или аренды помещений на судах и использования совместных морских линий и сотрудничества в использовании портов.

Кроме логистов, возникают проблемы с газовиками. Председатель совета директоров нефтяной компании «Тоталь» Патрик Поян сообщил о выходе компании из крупного проекта по разработке 11 этапа месторождения «Южный Парс», поскольку никакой перспективы не подпасть, в результате, под санкции США, не имеется. В кулуарах экономического форума он посетовал, что у него нет другого «варианта».

«Международная группа, какой является «Тоталь» не может функционировать в 130 странах без доступа к финансовому сообществу США. Поэтому на самом деле действует американский закон, и мы должны покинуть Иран», — сказал он, подчеркнув, впрочем, что надеется «однажды вернуться туда».

П.Поян заявил также, что «Тоталь» уже потерял 40 млн долларов из-за отказа от проекта в Иране, указав, что «это не очень соответствует стратегии компании, ежегодно инвестирующей в свои предприятия по всему миру до 15 млрд долларов».

Д.Трамп объявил в начале мая о выводе своей страны из иранского ядерного соглашения, подписанного в 2015 году, и вновь наложил санкции на Иран и все компании, сотрудничающие с этой страной. Время для того, что свернуть все дела с Тегераном еще есть, но некоторые крупные компании не стали дожидаться окончания промежуточного периода и предпочли не вызывать гнев Вашингтона. Иностранные инвесторы начали покидать Иран, в том числе такие как французская Peugeot и подразделение по перевозке нефти датского транспортного гиганта Maersk Line —  Maersk Tankers. Тучи над иранской экономикой постепенно начинают сгущаться.

52.24MB | MySQL:103 | 0,619sec