Йемен — новый член ССАГЗ?

С точки зрения географического расположения Йемен не относится к странам Персидского залива. Однако в издающейся в Лондоне англоязычной версии саудовской газеты «Аш-Шарк Аль-Аусат» появилась статья под названием: «Йемен – новая страна Залива». Автор статьи – Абдул Рахман Ар-Рашид – бывший главный редактор «Аш-Шарк Аль-Аусат», сегодня – главный менеджер радиостанции «Аль-Араб», конечно же, имел в виду, что Йемен может в ближайшем будущем стать полноправным членом Совета сотрудничества арабских государств Залива (ССАГЗ). Эта организация в 1981 г. объединила шесть нефтедобывающих государств со схожими режимами, где власть принадлежит представителям правящих семей. В уставе этой организации не предусматривалось расширение числа членов организации. Все претензии такого рода были отвергнуты. Она называлась в арабском мире «закрытым клубом для богатых». И в этом была значительная доля правды. Государства-члены ССАГЗ отличаются высоким уровнем жизни, они являются в своем подавляющем большинстве экспортерами энергоресурсов – нефти и газа и за годы существования организации укрепили свои связи, став полноправным актором региональных отношений.

В конце декабря 1996 г. государства ССАГЗ обсуждали вопрос о возможности приема Йемена в эту региональную организацию, на чем настаивала эта страна. Просьба Йемена была решительно отклонена Саудовской Аравией и Кувейтом. Кувейт не простил Йемену предательства его интересов в период кризиса 1990-1991 гг., когда Йемен фактически встал на сторону Ирака, оккупировавшего Кувейт. Саудовская Аравия не поддержала вступления Йемена в ССАГЗ, опасаясь его соперничества в борьбе за лидерство в рядах Совета.

Йемен занимает важное стратегическое положение. Он сопоставим с Саудовской Аравией по таким показателям, как численность населения и размер территории. Кроме того, между Йеменом и Саудовской Аравией существуют территориальные споры, которые стали причиной обострения обстановки в районе саудовско-йеменской границы в декабре 1994 г., а затем и в феврале 1995 г. В то время отношения между обеими странами были урегулированы. В сентябре 1995 г. они подписали соглашение об экономическом, торговом и техническом сотрудничестве. Позже было подписано соглашение о совместной борьбе с контрабандой, незаконными переходами границы и преступностью.

Во время саммита, проходившего в Маскате в декабре 2001 г., лидеры Совета сотрудничества выразили свое согласие принять Йемен, одну из беднейших стран арабского мира, в некоторые свои комитеты, ответственные, в частности, за развитие сотрудничества в области здравоохранения, образования, труда и социальных вопросов.

На последнем совещании в верхах ССАГЗ, которое было внеочередным и проходило 6 мая 2006 г. в Эр-Рияде, были приняты решения, касающиеся дальнейшего развития сотрудничества с Йеменом. На совещании был заслушан отчет генерального секретаря Совета сотрудничества Аль-Атыйя, который посетил Йемен, а затем провел переговоры с йеменским министром иностранных дел в Эр-Рияде. Главы государств ССАГЗ приняли решение ускорить процесс присоединения Йемена к деятельности Организации по инвестированию промышленности в странах Залива и ряда других организаций, созданных в рамках Совета сотрудничества. Кроме того, члены ССАГЗ готовы содействовать проведению совещания для представителей различных фондов и других инвестиционных компаний в странах Залива, которые бы приняли участие в осуществлении проектов развития в Йемене.

Автор статьи в «Аш-Шарк Аль-Аусат» интерпретировал эти решения, как согласие членов Совета сотрудничества на принятие Йемена в состав организации в качестве полноправного члена. Он считает, что важным обстоятельством является географическое расположение Йемена, который имеет общую границу с двумя членами этой организации — Саудовской Аравией и Оманом, протяженностью в 1700 км. Однако пока еще рано ставить вопрос с такой определенностью. Членство Йемена в ССАГЗ вызывает много вопросов. Прежде всего, это слабое экономическое развитие этой страны. Бюджет Йемена, население которого равно примерно 20 миллионам, не превышает пяти миллиардов долларов, и средний уровень доходов на душу населения крайне низок. Можно предположить, что ССАГЗ воспользуется опытом ЕС, который для них является моделью для подражания, и поставит перед Йеменом определенные экономические требования, выполнение которых будет необходимым для его приема в члены организации.

В то же время, в случае приема Йемена в члены ССАГЗ его дешевая рабочая сила может быть весьма привлекательна для других членов этой организации, которые активно используют мигрантов, и чей рынок труда нуждается в дополнительной рабочей силе. Йеменцы многие годы пополняли собой неквалифицированную рабочую силу в странах Залива, они отличаются трудолюбием и терпимостью к условиям труда и низкой заработной плате, так что этот фактор может стимулировать процесс вхождения Йемена в члены организации. Однако встанет вопрос о разрыве в уровнях образования и специальной подготовки кадров между Йеменом и другими странами Залива. Хотя возможность использовать неквалифицированную рабочую силу из Йемена может помочь ему преодолеть сопротивление других государств, которые не приветствуют его полноправное участие в деятельности организации, В то же время разница в уровнях образования между гражданами ССАГЗ и Йеменом вполне вероятно будет негативным образом воспринята жителями государств-членов Совета сотрудничества. Они могут возражать против приема Йемена в качестве полноправного члена организации, которая объединяет страны, население которых имеет широкий кругозор, политически активно и ориентировано на прогрессивные формы развития.

Еще одной проблемой является отсутствие стабильности в. Йемене и невозможность для центрального правительства контролировать ситуацию по всей стране. Неконтролируемый поток оружия является в данном случае одной из центральных проблем обеспечения национальной безопасности. Однако проблемы безопасности в то же время заставляют страны Совета сотрудничества расширять сотрудничество с Йеменом и ставить вопрос о его принятии в члены ССАГЗ. Расположенный в непосредственной близости от границ государств-членов этой организации Йемен становится убежищем для террористов и преступных элементов из этих стран. Не случайно, что государства Совета сотрудничества активно развивают сотрудничество с Йеменом в вопросах безопасности. В 2006 г. Йемен экстрадировал 16 граждан Саудовской Аравии, которым были предъявлены обвинения у себя на родине. В ответ саудовские власти передали йеменским органам правосудия 11 йеменских граждан, против который были возбуждены уголовные дела.

Для принятия Йемена в состав ССАГЗ он должен выполнить целый ряд условий. Прежде всего, правительство Йемена должно осуществить реформу законодательной системы своей страны. Кроме того, должна быть усовершенствована система исполнительной власти и контроля над органами безопасности. Одной из первоочередных задач, стоящих перед Йеменом, является поощрение иностранных инвестиций. Только с их помощью Йемен сможет преодолеть те экономические трудности, которые он сегодня испытывает.

Йемен является нефтедобывающей страной. Сегодня он производит 400 тысяч баррелей нефти в день, значительная часть которых поступает на экспорт. Однако резервы этой страны до конца не разведаны. Совсем недавно норвежская нефтедобывающая компания, работающая в этой стране, обнаружила новые месторождения на востоке Йемена. Если нефтяные запасы Йемена окажутся значительными, то, естественно, процесс его вступления в состав ССАГЗ будет ускорен.

Обострение террористической угрозы, нестабильность внутриполитического положения в Йемене и его неблагоприятная экономическая ситуация подталкивают членов этой организации уделять проблемам Йемена повышенное внимание. В контексте изменившейся международной ситуации государства Совета сотрудничества сделали первый шаг в направлении признания Йемена полноправным членом своей организации.

Иными словами, для деятельности ССАГЗ приоритетно арабское направление, а сама эта организация стремится выглядеть в глазах арабской общественности защитником интересов всего арабского мира.

44.72MB | MySQL:115 | 1,116sec