Ситуация в Ливии /апрель 2006г./

По-разному «отметили» 15 апреля в Вашингтоне и Триполи 20-ю годовщину налета американской авиации на резиденции лидера ливийской революции Муамара Каддафи в Триполи и Бенгази. Этот налет был осуществлен в ответ на теракт в одной из дискотек Западного Берлина, который любили посещать американские солдаты. Американцы обвинили в осуществлении этого теракта ливийские спецслужбы. Американский удар по Ливии привел к гибели по меньшей мере 40 человек, в том числе приемной дочери Каддафи — Ханы.

13 апреля с резкой антиамериканской речью выступил вице-спикер ливийского законодательного органа Ахмед Ибрагим. Выступая на церемонии открытия международной конференции, посвященной последствиям американского рейда, он утверждал, что президент США Джордж Буш «проявляет признаки сумасшедшего, когда угрожает прибегнуть ко всем возможным выборам, говоря о мусульманском и арабском мире, и в частности, о Сирии и Иране».

Со своей стороны представитель по печати государственного департамента США Шон Маккормак заявил, что Вашингтон «не готов» вычеркнуть Ливию из списка государств, поддерживающих терроризм. США внесли Ливию в этот список 29 декабря 1979 года после того, как манифестанты разрушили в Триполи американское посольство. Этот инцидент привел к разрыву дипломатических отношений между двумя странами. Представитель госдепа не уточнил, какие конкретно препятствия мешают США вычеркнуть Ливию из списка при том, что отношения между ними в последнее время в целом нормализуются. «Мы пока не можем дать ответы на ряд вопросов. Я пока не могу сказать — каких конкретно. Однако существующий статус-кво пока меняться не будет», — сказал он.

С февраля 2004 года в Триполи действует американское диппредставительство на уровне бюро по связям. В сентябре того же года Вашингтон отменил экономические санкции, введенные в 1986 году. Отмена санкций позволила американским нефтяным компаниям «Оксидентал», «Шеврон» и «Амерада Хесс» вернуться в Ливию.

В начале месяца тон внешнеполиитческим демаршам Триполи задал «сам» Каддафи. 5 апреля в Дакаре он призвал африканские страны потребовать выплаты компенсаций от государств, в колониальной зависимости от которых они находились. «Мы не хотим подарков, мы не тянем руку за подаянием, мы — не нищие. Мы только хотим, чтобы они вернули нам то, что у нас украли», — заявил Каддафи. Среди украденного он назвал, в частности, африканское золото, алмазы и марганец. По мнению ливийского руководителя, если бывшие колониальные державы «не могут выплатить компенсации, они должны найти другую формулу /возмещения ущерба/». Каддафи считает, что Франция, в частности, должна выплатить компенсации сенегальским стрелкам с тем, чтобы «стереть шрамы прошлого и залечить до сих пор открытые раны». Он утверждал, что Италия якобы взяла на себя обязательство выплатить компенсацию Ливии. Кроме компенсаций он потребовал от бывших колониальных держав извинений перед африканскими странами.

Выступление Каддафи на церемонии по случаю 46-летия независимости Сенегала длилось свыше одного часа. В своей речи ливийский руководитель также высказался против ограничения числа президентских мандатов для руководителей африканских стран. Другое его предложение касалось возвращения африканских стран к коренным языкам — арабскому, пель, суахили и хаусса с тем, чтобы африканцы имели возможность «общаться напрямую» вместо того, чтобы использовать «чуждые языки».

Там же, в Дакаре, Каддафи продемонстрировал, что любит не только бедуинские палатки. Вместе с президентом Сенегала Абдулаем Вадом он заложил в Дакаре первый камень в основание гигантского комплекса, который уже получил название «Башня Каддафи». Проект стоимостью 250 млн долларов полностью финансируется ливийской стороной. По предварительному плану, на площади более 48 тыс.кв м разместятся пятизвездочная гостиница, центр для конференций, многочисленные офисы и магазины. Комплекс будет построен в центральной части Дакара напротив исторического острова Горе, получившего печальную известность в ХУ-Х1Х веках как центр работорговли на африканском побережье. По словам исполнительного директора Организации Исламская конференция Абдулая Болда, «комплекс станет одним из самых больших зданий в Африке».

Из Сенегала Каддафи отправился в Мали, откуда вновь потревожил соседей очередным громким заявлением. В малийском городе Томбукту в выступлении перед тысячами мусульман, собравшихся отпразновать день рождения пророка Мухаммеда, он призвал создать федерацию «Большая Сахара», которая, по его замыслу, должна включать в себя территории от Сенегала и Мавритании на западе до Сирии и Ирака на востоке. По его словам, это географическое и этническое образование должно объединить «туарегов, арабов, тубу, сонраи, бамбара, жителей прибрежных районов Нила, население Судана, Синая, Иордании и Аравийского полуострова», то есть все народности, проживающие в субсахарском регионе.

Подобная идея Каддафи не нова. Еще в 80-е годы прошлого столетия он предпринимал попытки объединить туарегов Алжира, Мали и Нигера, создав единую политическую и военную силу в виде «Исламского легиона». Как оказалось, со временем ливийский лидер не оставил этой затеи. Он воспользовался тем, что Маулид ан-Наби собрал в Мали глав большинства стран и народностей региона, чтобы изложить свои предложения. При этом Каддафи «не обратил внимания» на тот факт, что среди собравшихся были и те, кому приходилось силой подавлять мятежи и выступления туарегов в своих странах. Малийский президент Амаду Тумани Туре до сих пор опасается, что соглашения Бамако, заключенные после кровопролитного мятежа 1993 года, могут быть разорваны. Его коллега из Нигера Мамаду Танджа также обеспокоен проблемой туарегов, которые не простили ему вооруженных столкновений в 1990 году. Алжир в свою очередь помнит о событиях начала 90-х годов, когда уже упоминавшийся «Исламский легион» спровоцировал несколько инцидентов на южных границах этой страны. Глава Мавритании полковник Али Ульд Мохаммед Фалль, пришедший к власти в результате военного переворота в 2005 году, уже заявлял об опасности распространения экстремистских взглядов салафитов среди туарегских племен.

Эксперты задаются вопросом, с какой целью Каддафи, неоднократно заявлявший, что «Ливия является страной туарегов, их базой и поддержкой», вновь поднял тему объединения. Как писала алжирская газета «Либерте», «этот проект кажется утопическим, поскольку, по меньшей мере, он представляет угрозу для зоны Сахеля, где пахнет нефтью, где стали появляться салафитские течения и где существует опасность внедрения «Аль-Каиды». «Если к этому добавить голод и обнищание местных племен, то ливийское предложение может лишь еще больше дестабилизировать и без того неустойчивую ситуацию», — писала газета. Если же при этом учесть, что Триполи стремится стать единственным в субсахарском регионе партнером США, которые проявляют в последнее время повышенное внимание к зонам Сахеля и Сахары, то вывод напрашивается сам собой: Каддафи ведет какую-то хитроумную политическую комбинацию, цели которой известны лишь ему.

23 апреля близ камерунского города Куссери на границе между Камеруном и Чадом разбился украинский самолет Ан-74тк-200. Он принадлежал Харьковскому государственному авиационно-производственному предприятию. Согласно украинским официалььным данным, самолет типа Ан-74ТК-200, регистрационный номер UR-74038, который принадлежал и эксплуатировался Харьковским государственным авиационно-производственным предприятием /ХГАПП/, выполнял рейс с гуманитарным грузом продуктов питания на борту. В то же время зарубежные информагентства утверждали, что речь шла о «ливийском военно-транспортном самолете». Нет полной ясности и о национальной принадлежности экипажа из шести человек, погибших в авиакатастрофе. По одним данным, все шестеро были украинцами, по другим — только командир корабля, а остальные — ливийцы. Подобная интерпретация событий ставит достаточно много вопросов о том, какие функции выполняют в Ливии зафрахтованные украинские самолеты.

18 апреля в Ливии началась перепись населения. В мероприятиях было задействовано около 11 тысяч человек, которые прошли специальное обучение. По оценкам экспертов, демографическая ситуация в Ливии, которая лишь три года назад освободилась от бремени международных экономических санкций, характеризуется достаточно высокими темпами роста численности населения. Благодаря этому с 1973 по 2004 год население страны увеличилось с 2,2 до 5,7 млн человек. В 2004 году прирост населения составил 2,37 проц. Население до 14 лет, по имеющимся данным, составляет 34,2 проц, от 15 до 64 лет — 61,7 проц от общей численности. При этом на 100 женщин приходится 106 мужчин. Средняя продолжительность жизни в Ливии составляет 76,28 года в целом по населению, у мужчин — 74,1 года и 78,58 года у женщин. Средняя плотность жителей составляет около 2 человека на 1 кв. км, но распределено население крайне неравномерно. На севере и в прибрежных районах проживают около 90 проц, там плотность достигает 50 человек на 1 кв. км. 88 проц ливийцев живут в городах. Особенно перенаселены такие города, как Триполи, Бенгази, Мисурата, Себха, Зувара и Хомс. Там число жителей возрастает ежегодно на 7 проц. Густо населены и те оазисы в пустыне, где имеется достаточно воды, плодородных земель, растительности. Около 75 проц ливийцев занимаются земледелием и животноводством, однако это соотношение все время меняется, поскольку люди все чаще переселяются из сельской местности в города, самые крупные из которых — Триполи /1,75 млн жителей/ и Бенгази /800 тыс/. В отличие от других государств Северной Африки, в Ливии проживает этнически однородное население — 98 проц составляют арабы. В юго- западной части Триполитании живут немногочисленные берберы, а в Феццане — туареги. В стране имеются небольшие общины мальтийцев и греков, которые, как правило, занимаются добычей морских губок. Кроме того, в Ливии проживает небольшое количество итальянцев, египтян, пакистанцев, турок, индусов, выходцев из Туниса.

52.21MB | MySQL:103 | 0,494sec