Ирак: о протестном движении в южных провинциях страны

Срочное выделение 3.5 трлн динар и начало масштабной кадровой перетряски —  вот первые очевидные следствия масштабного кризиса, охватившего в конце прошлой недели весь юг и почти весь центр Ирака.

Собственно, беспорядки и массовые выступления населения в Басре начались еще 9 дней назад, но иракские власти всеми силами пытались скрыть этот факт. Лишь тогда, когда протестующие взяли под контроль международный аэропорт Неджефа, а митинги захлестнули Вавилон и докатились до южных районов Багдада, стало ясно, скрыть происходящее не удастся и необходимо срочно предпринимать аварийные меры.

Приведем хронологию основных событий. 6 июля, в ряде районов г. Басра произошли очередные веерные отключения электричества в жилых кварталах города. Ставшие настоящим бичом Ирака в летний период, когда все вынуждены включать кондиционеры и сети не справляются с пиком нагрузки, на этот раз отключения продлились дольше обычного и коснулись социальных объектов: школ, детских садов и медицинских учреждений. Практика повальной экономии и отключения, например, воинских объектов в период с 11-00 и до 17-00 часов, не помогла и разъяренные жители, (температура в Барсе в эти дни доходит до 60 градусов по Цельсию и выше) вышли не стихийные митинги. Ситуация усугубилась нехваткой воды, в напорных водопроводах давление не обеспечивает ее нормальную подачу, сама вода имеет отчетливо ощутимый привкус соли – это вызванное засаливанием вод реки Шатт эль-Араб водами Персидского залива, проникающими на десятки километров вверх по ее течению. 7-10 июля протесты охватили всю провинцию и распространились на соседние субъекты – Мисан, Ди уль-Карр, Неджеф, Вавилон, Насирийю.  Демонстранты крушили офисы политических партий, полицейские участки, досталось инфраструктуре нефтяных компаний, были захвачены и сожжены десятки автомобилей, разрушены трансформаторные станции линий электропередач, разграблены десятки складов и магазинов и перекрыты импровизированными баррикадами въезды на территорию морских портов. Блокированными оказались все основные магистрали, военные объекты оказались окружены протестующими.

14 июля беспорядки охватили города Неджеф, Кербела и Вавилон, ряд демонстраций прошел в багдадском южном районе Шола. В Неджефе горожане ворвались на территорию аэропорта и заблокировали его работу на несколько часов. Имуществу аэропорта были причинен значительный ущерб. В ряде случаев, попытки силовиков воздействовать на ситуацию привели к перестрелкам, по неофициальным данным, получаемым от активистов и журналистов иностранных СМИ, убиты и ранены десятки людей.

К вечеру 14 июля власти Ирака были вынуждены собрать экстренное заседание Совета национальной безопасности с участием всех силовиков. По приказу премьер-министра Х.аль-Абади практически на всей территории Ирака, кроме северных провинций был отключен интернет и введен повышенный уровень угрозы. На юг спешно направлены части по борьбе с терроризмом, переброшенные из северных и западных провинций, а также началась отправка частей элитной 9-ой механизированной дивизии Сухопутных войск ВС Ирака. Той самой, которая сейчас осваивает российские танки Т-90.

К 16 июля, ситуация несколько стабилизировалась, но отнюдь не разрешилась. С 2010 года, по мнению местных политических обозревателей, события в Басре стали самым серьезным испытанием для иракского государства, если не считать истории борьбы со структурами «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России).

Позиция и реакция местных властей, на уровне провинций и муниципальных образований продемонстрировала их полную административную ничтожность и отсутствие элементарных управленческих качеств. Иными словами, все представители местной власти попросту разбежались, либо укрылись на территории полицейских и военных лагерей, которые, главным образом, остались не тронутыми. Федеральные же власти, при всех попытках сделать хорошую мину при плохой игре, явно проспали ситуацию и занятые дележом министерских портфелей, были застигнуты ей врасплох.

Эффективных мер по выправлению создавшегося положения, а кризис в Басре зрел годами, у Багдаде на сегодня нет. Кроме перераспределения средств, действенность чего вызывает массу вопросов. Ведь реализация субсидий и помощи снова пойдет через прежний аппарат, который разложился весь, сверху донизу.

Поспешили власти еще с одним. Приписать происходящее на счет «происков политических врагов» и деятельности соседнего Ирана, решившего взять реванш за поражение проиранских партий по итогам выборной компании. Возможно, иранские эмиссары и присутствуют на юге Ирака, но, мы усомнимся в том, что именно они запустили весь  механизм народных протестов в действие.

Жители Басры – главного финансового донора Ирака, годами существовали по остаточному признаку, не получая ни доли от продажи нефти, ни, предназначавшихся региону ассигнований из общего бюджета. 30% населения провинции не имеют работы, в городе нет света и воды, выделяемые средства бесследно исчезают, а среди управленцев всех уровней – все сплошь пришлые люди, к тому же, руководствующиеся партийной принадлежностью, а не общностью интересов с населением провинции. Не случайно, в ней все громче слышны голоса за обособление от Ирака, хотя бы по образу Иракского Курдистана.

Мы будем следить за развитием событий, пока же, можно сделать вывод, государственная машина Ирака находится в состоянии глубокого кризиса, обусловленного самой сутью ее формирования на обломках прежнего режима.

52.18MB | MySQL:103 | 0,649sec