О переходе к новой системе власти в Турции. Часть 7

В развитие серии публикаций, сделанной нами на сайте ИБВ, касательно перехода Турецкой Республики от парламентской к президентской системе правления, продолжаем разбираться с составом нового кабинета министров, который озвучил после церемонии своей инаугурации 9 июля президент Р.Т.Эрдоган.

Напомним, что в предыдущей публикации мы остановились на новом министре окружающей среды и градостроения — Мурате Куруме, который на протяжении приблизительно 10 лет возглавлял девелоперскую компанию Администрации жилищного строительства Турции (TOKI) – Emlak Konut GYO. Приход на пост министра человека не постороннего, а представителя отрасли, её игроками приветствовался.

В частности, глава Стамбульской ассоциации строителей (INDER) Назми Дурбакайим отметил: «Наше самое большое желание было увидеть в составе Кабинета министров человека, которые обеспечит строительному сектору рост. Бесконечна наша уверенность в том, что Мурат Курум будет выполнять свои обязанности наилучшим образом, как человек, не являющийся чужим динамизму новой системы управления и знающий те шаги, которые нужно предпринять для устранения препятствий на пути развития отрасли. Выход человека из наших рядов, знающего все потребности, даст отрасли новую надежду».

С другой стороны, глава компании Artaş İnşaat отметил, что в период, когда М.Курумом возглавлялась компания Emlak Konut GYO под его лидерством возглавлялся целый ряд проектов, направленных на планомерное формирование комфортной для человека городской среды: «Шаги, предпринятые М.Курумом, неизменно поддерживали в секторе жизнь и динамизм. Уверен, что в качестве министра, она также продолжит быть высокоэффективным, особенно, в сферах урбанизации и современного градостроительства».

Подводя черту под личностью нового министра окружающей среды и градостроительства М.Курумом, отметим, что одним из главных факторов, обеспечивших ему пост, стало достижение успеха возглавляемой им компанией Emlak Konut GYO.

В частности, двумя публичными размещениями: первое – в 2010 году, вошедшим в пятёрку крупнейших в истории Турецкой Республики и вторым – в 2013 году, ставшим крупнейшим в Европе за пятилетку. При М.Куруме компания стала одной из сильнейших в стране с оплаченным капиталом в размере 3,8 млрд лир и объемом активов в 21,9 млрд лир. На протяжении своей работы М.Курум выступал с неоднократными заявлениями о важности государственно-частного партнёрства и о шагах, которые необходимо предпринять для развития отрасли. М.Курум, в частности, против застройки класса «люкс», а, напротив, считает, что предпочтение должно отдаваться проектам с большими зелеными территориями, подходящими для «структуры турецкой семьи» и устроенных по принципу кварталов.

От себя же заметим, что в Турции в последние годы наметилась тенденция на перепроизводство жилья и на бездумную застройку, когда без должного планирования центральные районы городов отдаются под дома, которые впоследствии оказывается достаточно трудно реализовать. При этом начинает прослеживаться нехватка социальной и транспортной инфраструктуры для строящегося жилья. Избыточное жилищное строительство, помимо всего прочего, поощряет рост внутренней миграции населения из деревень и небольших городов в мегаполисы, что, к примеру, негативно сказывается на сельском хозяйстве.

О каких же ожиданиях говорят игроки отрасли? – Перечислим их:

  • Уменьшение бюрократии.
  • Устранение препятствий на пути урбанизации.
  • Уменьшение процентных ставок.
  • Снижение налогов на покупку и продажу на 1%.
  • Внедрение постоянных поощрений по НДС.
  • Устранение препятствий на пути строительства экономичного жилья и жилья для среднего класса.
  • Снижение минимального объема инвестиций для иностранцев для получения турецкого гражданства с 1 млн долл. до 300 тыс. долл.
  • Предоставление возможностей экспортно-импортного (EXIM) банка отрасли.
  • Законодательные изменения по вопросу взимания НДС в строительном секторе.

Как мы видим, значительная часть мер, о которых говорят игроки отрасли, направлена на повышение покупательной способности граждан, через снижение налогового бремени на покупку жилья и различные рассрочки. Отдельным направлением является привлечение иностранных покупателей жилья через предоставление им турецкого гражданства при покупке недвижимости. Очевидно, что данная мера не имеет эффекта, когда планка установлена на недостижимой для большинства покупателей сумме в 1 млн долларов. Инвесторы, располагающие подобными суммами, скорее будут приобретать недвижимость в США или Европе, а, посему, на данном этапе развития не являются для Турции целевой аудиторией.

Разумеется, при этом всем существует ещё вопрос привлекательности Турции в глазах тех, кто планирует приобретение недвижимости за границей. Вряд ли квалифицированного потенциального инвестора, под которым можно понимать человека состоятельного, образованного и адаптирующегося к окружающей среде, вдохновит нахождение в Турции 4 млн беженцев из Сирии и, вообще, факт общей 900-км границы у Турции с государством, где идёт гражданская война. Именно этим стоит объяснить, что в последние годы лидирующие строчки в ряду иностранных покупателей турецкого жилья занимают выходы не из Европы или России, а из стран Ближнего Востока, таких как: Саудовская Аравия, Ирак, Катар и Кувейт. Турции нужна новая история успеха для зарубежных инвесторов и это отлично понимают игроки отрасли. Правда, вряд ли она зависит от отдельно взятого министра.

62.81MB | MySQL:102 | 0,516sec