Перспективы ливийского политического процесса и гуманитарное измерение

В последние недели из Ливии поступают позитивные сигналы относительно полномасштабного запуска процесса общенационального политического урегулирования в рамках инициированного в сентябре 2017 года спецпосланником Генерального секретаря ООН Гасаном Саламе т.н. «Плана действий». Кажется, политическая ситуация проходит точку невозврата на пути к поэтапной стабилизации и достижения компромисса среди основных нерадикальных политических сил, что вносит существенные коррективы в гуманитарную составляющую ливийского конфликта.

Запущенная Г.Саламе под эгидой ООН инициатива предполагает проведение в конце 2018 года инклюзивной Ливийской национальной конференции с участием широкого круга общественных и политических сил страны в целях реформирования и обновления властной структуры, принятия новой конституции и проведения всеобщих выборов на основе нового избирательного законодательства. Если не произойдет непредвиденное, президентские и парламентские выборы в Ливии пройдут в декабре 2018 года.

Пока же в середине июля с.г. успешно завершилась запущенная с апреля консультативная фаза подготовки к Ливийской национальной конференции, которая проходила при плотном мониторинге со стороны базирующегося в Женеве Центра по гуманитарному диалогу.  В консультативном диалоге приняли участие 7 тысяч ливийцев (25% из которых женщины). Кроме того, 130 тысяч человек участвовали в диалоге интерактивно (онлайн) и на форуме было получено сообщений от 1.8 млн ливийских пользователей. Консультации широко освещались в ливийской прессе. Большая часть участников – представителей местных коммун и общественных организаций – были впервые вовлечены в процесс политических консультаций. Диалог в специальном формате был организован для отдельных социально уязвимых групп – женщин, молодежи, внутренне перемещенных лиц.

По итогам консультаций подготовлены многостраничные рекомендации. Следующий шаг  — выработка на их основе стратегических рекомендаций и выводов для поддержки дальнейших шагов национального процесса. Уже очевидно, что консультативная фаза процесса позволила выработать некое общее видение и стратегические принципы, прежде всего единство взглядов ливийских общественно-политических сил и социальных групп относительно того, что только объединенная Ливия способна эффективно защищать свои границы и отстаивать национальный суверенитет и государственные интересы. Это бескомпромиссная позиция. Кроме того, обозначилось единство взглядов по поводу необходимости создания единой военной структуры, объединенной на службу национальных интересов, свободной от влияния политических сил и игр. Также принят курс на децентрализацию и федерализацию власти при условии более справедливого распределения финансовых и природных ресурсов. Обозначен принцип формирования правительства на основе профессиональных компетенций, а не клановой идентичности (технократические правительство). Все силы были также едины во мнении, что необходимо учредить профессиональные и нейтральные правоохранительные органы (полиция) для эффективного обеспечения безопасности на местах.

Очевидно, что итогом консультация стала по сути некая декларация о намерениях, которой предстоит проделать еще большой путь в контексте ливийской реальности. Но контуры заданы, и они уже начинают оказывать воздействие на изменение политической конъюнктуры, в том числе на гуманитарном направлении. В политической плоскости вокруг ливийского сюжета наблюдается небывалая активность, особенно на фоне непрекращающегося соперничества между Францией и Италией за влияние в Ливии и лидерство в плане курирования внутриполитических процессов национального примирения.  При этом администрация Д.Трампа по-прежнему воздерживается от активного вмешательства в ливийский политический процесс, ограничиваясь скромной дипломатической поддержкой запущенных под эгидой ООН инициатив (американская дипломатическая миссия по Ливии по-прежнему работает из соседнего Туниса).

Политические изменения ведут в свою очередь к активизации деятельности гуманитарных организаций ООН в Ливии. Запущенный в рамках «Плана действий» спецпосланника Г.Саламе т.н. Стабилизационный фонд для Ливии предполагает сфокусировать усилия на переходе от срочной гуманитарной помощи к более устойчивым и долгосрочным усилиям по обеспечению населения устойчивой электроэнергией, восстановлению структуры здравоохранения и квалифицированной медицинской помощи, реконструкции системы водоснабжения.

Гуманитарные организации и агентства развития проявляют повышенную активность в целях мобилизации у доноров требуемых ресурсов по наполнению Стабилизационного фонда и решению этих важных задач. США пока не торопиться выделять на это средства, но в перспективе есть хороший шанс добиться размораживания активов Каддафи (Ливийский инвестиционный фонд) в американских банках и их переадресации на помощь Ливии. По мере налаживания политических процессов шансы будут только расти. Также есть перспективы привлечения новых ресурсов от европейских партнеров, которые продолжают борьбу за влияние в Ливии. Побывавший в конце июля в Триполи глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан уже анонсировал на выделение 100 млн долларов США на проведение в конце года общенациональных выборов. Также очевидно, что в случае успеха на выборах и при распределении властных полномочий сил во главе с генералом Х.Хафтаром, следует ожидать большой ресурсной и финансовой помощи от поддерживающей его партию Саудовской Аравии.

Одновременно, в стратегии ведущих гуманитарных агентств ООН наблюдаются две новые тенденции. Первая – попытка переформатировать страновые программы с гуманитарной помощи беднейшим слоям в плоскость более долгосрочных проектов развития и поддержки механизмов социальной защиты, понимая, что открывается новый источник финансирования и это идет полностью в русле пожеланий как доноров, так и основных политических сил страны. Вторая – курс на постепенное возвращение физического присутствия в Ливии по мере выдавливания Исламского государства и создания приемлемых условий безопасности для персонала ООН. В частности, Всемирная продовольственная программа ООН (ВПП), которая с 2014 года перевела свой ливийский офис в Тунис, в текущем году впервые возобновила свою оперативную деятельность в Ливии: в феврале с.г. был вновь открыт офис ВПП в Триполи, а в июле состоялись первые переговоры о возобновлении работы ВПП в Восточной Ливии и открытии прямого воздушного сообщения между Тунисом и портом Бенгази. Возобновление работы в Бенгази имеет для ООН стратегическое значение с точки зрения открытия коридора гуманитарной помощи для уязвимого населения в соседних странах – Чаде и Судане. Кроме того, Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ) также укрепило в текущем году свое присутствие в Ливии, фокусируясь на предоставлении гуманитарного содействия и медицинской помощи африканским мигрантам и беженцам, которые пытаются использовать Ливию в качестве транзитного пути в Европу.

В целом, ооновские агентства приступили к разработке новой стабилизационной стратегии для Ливии в меняющихся политических условиях. По мнению Программы развития ООН (ПРООН), для достижения успеха необходимо обеспечить решение трех компонентов: обеспечить работу государственных служб, стабилизировать экономику и гарантировать условия безопасности. ПРООН также планирует поставить во главу угла своей новой стратегии переход из гуманитарной плоскости в сферу укрепления устойчивости национального потенциала и реконструкции, с максимальным упором на работу с местными властями, муниципальными структурами и общественными организациям с учетом высокой степени коррупции и бюрократии в центральных властных структурах. В 2018 году ПРООН запустила свою новую программу по укреплению потенциалов ливийских муниципалитетов, ставя во главу угла задачи восстановления условий безопасности, реконструкции системы общественных и социальных служб, создания устойчивого источника производства и доходов – все проекты реализуются на местном уровне. Этот новый проект почти полностью финансируется Европейским союзом. ЕС с учетом имеющегося опыта реформирования стран с переходной экономикой постсоветского блока готов не только выделять финансовые ресурсы, но и делиться реальным опытом и наработками по реформированию ливийской экономики, особенно на децентрализованном уровне – в ливийских регионах и провинциях. В частности, по линии Европейского комитета по регионам запущена совместная инициатива с ливийскими партнерами по обмену опытом и знаниями. Кроме того, ПРООН в сотрудничестве с «Тойотой» и европейским бизнес-сообществом помогает в создании ливийского частного сектора в различных секторах экономики – нефтяном, технологическом, транспортно-инженерном и логистическом. Италия в свою очередь рассматривает возможность финансирования нового проекта в рамках ПРООН по созданию в Триполи централизованный службы по уборке мусора в целях улучшения экологической и санитарно-эпидемиологической обстановки в этом крупном городе.

В целом, начавшийся в Ливии в 2018 году под эгидой ООН процесс политической стабилизации может кардинально поменять формат работы на гуманитарном треке и позволить аккумулировать существенные донорские ресурсы на цели устойчивого развития. Намеченные на конец года общенациональные выборы президента и парламента станут важнейшей проверкой на прочность и позволят окончательно закрепить наметившуюся тенденцию возвращения активных внешних игроков и ведущих агентства развития на ливийскую площадку.

52.22MB | MySQL:103 | 0,389sec