Алжир в преддверии президентских выборов: поиск «спойлеров» для А.Бутефлики

До президентских выборов в АНДР, намеченных на апрель 2019 г., осталось около девяти месяцев. В связи с этим в стране вновь отмечается повышение интереса к политике.

С одной стороны, большинство алжирцев не ожидают от ожидаемого голосования чуда – совершенно очевидно, что власти традиционно при помощи административного ресурса гарантированно обеспечат победу своего кандидата, действующего президента страны Абдельазиза Бутефлики.

Впрочем, уже сейчас возникают различные «но», препятствующие безболезненной реализации давно «откатанной» модели сохранения за ним президентства.

Во-первых, никто в силу преклонного возраста и периодически проявляющей себя болезни 81-летнего Бутефлики не может поручиться за то, что он вообще «дотянет» до начала выборов и тем более сможет отбыть пятый президентский срок продолжительностью в пять лет.

На эти подозрения скептиков наталкивают все более продолжительные отлучки президента для лечения (по версии властей, речь обычно идет о «профилактических осмотрах») в иностранных клиниках.

А во-вторых, в условиях продолжающегося экономического кризиса в стране, все более затрагивающего простых алжирцев, властям необходимо заручиться готовностью представителей политических сил страны участвовать в легитимизации таких выборов, в которых им изначально отведены роли в лучшем случае «спойлеров», а в худшем – о «политических прокладок».

Они нужны правящему режиму для того, чтобы продемонстрировать всему миру выборную «демократичность», а точнее иллюзию альтернативы политического выбора в стране.

Поэтому алжирским властям по возможности необходимо получить в противники лидеров небольших политических партий в широком спектре от социалистов и либералов до легальных исламистов.

По сути, речь идет о том, что Бутефлике крайне необходимо получить возможно большее число конкурентов, которые украсят его победу своим участием и которые не создадут для него реальной опасности, поскольку неизменно будут задавлены административным ресурсом «партии власти».        

Разумеется, недостатка в желающих, в той или иной мере связанных с властью, кажется, не должно быть. Однако этого мало.

И вот здесь у «партии власти» возникают большие проблемы. Учитывая сложность и неоднозначность ситуации, потенциальные участники стремятся подороже продать свою лояльность правящему режиму в тот самый момент, когда времени до выборов остается критически мало.

Среди них лидеры даже традиционных политических партий страны вроде проберберского FFS (Союз социалистических сил), попеременно колеблющийся от непосредственного сотрудничества с властью через присутствие в парламенте до бойкота на участие в выборах.

Лидер одной из крупнейших легальных исламистских партий «Движение за общество и мир» (MSP) Абдерразак Макри действует в том же духе.

Он и целая плеяда подобных ему политических деятелей в преддверии президентских выборов объявили своего рода предложение властям по «общественному договору» с ней и создания условий для «национального консенсуса» на фоне все более очевидного вступления страны в экономико-политический кризис.

Суть этих предложений так или иначе строится на создании «большей прозрачности действий власти».

На практике это равносильно добровольному сложению правящим режимом с себя части властных функций и их делегированию инициаторам запуска «национального консенсуса».

Лидер левацкой Рабочей партии Луиза Ханнун предлагает пойти еще дальше, указывая на необходимость передачи власти некоему подобию «Учредительного собрания».

Впрочем, ее лозунги чрезмерно радикальны не только для правящего режима, но и других оппозиционеров.

Существенная разница видения ситуации по сотрудничеству с властью пока делает невозможной реализацию подобных предложений.

Не случайно, что четко выработанной реакции со стороны на это власти нет – вероятно, потому, что в основном подобные предложения даются разрозненно, без достижения предварительных договоренностей между самими инициаторами перераспределения власти.

Однако А.Макри демонстрирует в этом отношении большую гибкость и лично пытается договориться с лидерами оппозиционных партий о создании единого фронта для выработки предложений правящему режиму по разделению власти.

Несмотря на то, что пока эти попытки не привели к осязаемым результатам, сам по себе факт готовности «легальных исламистов» вступить в пусть и временный, но политический союз с представителями конкурирующих левых сил заслуживают серьезного внимания.

Так, например, 23 июля текущего года Макри лично прибыл в национальную штаб-квартиру старейшей оппозиционной партии FFS, демонстрируя тем самым готовность к серьезным уступкам не только  сторонникам левых идей страны, но и берберскому национальному меньшинству.

Несмотря на то, что единой платформы в диалоге с властью сторонам пока достичь не удалось, итоговое коммюнике FFS после произошедшей встречи содержало указания, что руководство партии рассмотрело предложения «проекта восстановления национального консенсуса как единственную альтернативу, чтобы избежать серьезного кризиса, способного нанести ущерб единству и безопасности страны».

Кроме того, руководство FFS особо подчеркнуло: «Инициатива FFS основана на событиях национально-освободительной войны, приведшей к победе над колониализмом благодаря национальному и народному консенсусу, выстроенному лидерами национального движения».

Это ключевое положение, определяющее позицию данной партии, отражающей интересы как минимум немалой части умеренного политически берберского меньшинства, указывающее на то, что FFS готов к совместной работе с легальными исламистами и им остается лишь признать это более четко.

В частности, руководство FFS обратило особое внимание легальных исламистов на то, что «процесс, который начался в 2014 году и столкнувшийся с отсутствием политической воли к власти, будет продолжаться. Приоритетное внимание будет уделяться мобилизации граждан для достижения народного консенсуса с конечной целью появления второй Республики».

Иными словами, оппозиция открыто заявляет о необходимости ключевых перемен во власти, что означает демонтаж прежней системы доминирования Фронта национального освобождения.

Можно предугадать, что с этими положениями будут согласны многие другие алжирские оппозиционеры, способные в перспективе присоединиться к инициативе FFS и MPS, что может привести к появлению новой политической силы в стране, способной бросить реальный вызов действующему правящему режиму.

Впрочем, у представителей последнего остаются рычаги для недопущения такого сценария путем традиционной покупки лидеров оппозиции. Однако стоимость такого «приобретения» во все более непростых в целом для страны условиях будет явно гораздо выше, чем на всех предыдущих выборах главы государства.

52.26MB | MySQL:103 | 0,556sec