Израильская составляющая кризиса в американо-турецких отношениях

Напряженность в двусторонних отношениях между Турцией и США достигла беспрецедентной остроты. Если вспомнить о том, что оба эти государства являются членами НАТО, то есть номинально союзниками, картина глубокого кризиса становится еще более очевидной. Поводом для давно назревавшего кризиса стало обращенной к турецким властям требование администрации президента Дональда Трампа освободить находившегося в турецкой тюрьме 52-летнего американского гражданина, протестантского пастора Эндрю Брансона.

Уместно напомнить о  том, что 18 июля президент США Дональд Трамп призвал президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана незамедлительно освободить пастора Эндрю Брансона. 26 июля вице-президент США Майк Пенс повторил данное требование. При этом в противном случае вице-президент США угрожал Турции введением против нее «значительных санкций». В тот же день президент Дональд Трамп подтвердил, что его страна готова ввести широкомасштабные экономические санкции против Турции в случае отказа выполнить упомянутое требование.

Пастор Эндрю Брансон

Пастор Эндрю Брансон, проживший в Турции 23 года и подавший турецким властям прошение о предоставлении ему постоянного вида на жительство был арестован турецкими спецслужбами 7 октября 2016 года, вскоре после неудачной попытки военного переворота, направленного против президента Реджепа Тайипа Эрдогана. Пастора обвинили в принадлежности к оппозиционному турецкому движению «Гюллен хакерети», возглавляемому мусульманским проповедником Фетхуллой Гюленом. При этом уместно напомнить о том, что сам Фетхулла Гюлен проживает в США, и американские власти отказались его выдать, несмотря на требование Анкары. Американец решительно отверг эти обвинения, заявив, что он не является и никогда не был членом каких-либо исламистских организаций.

Однако турецкие власти отказались от данного обвинения. Позднее они обвинили пастора Эндрю Брансона также в сотрудничестве с запрещенной в Турции Рабочей партией Курдистана (РПК) и в шпионаже в пользу Соединенных Штатов. На этом фоне в октябре прошлого года Евангелическая пресвитерианская церковь Америки начала масштабную кампанию за освобождения пастора Эндрю Брансона из турецкой тюрьмы. Эта кампания постепенно набирала обороны. В нее вовлекалось все больше американских и европейских политиков.

Как выяснилось, американская администрация президента Дональда Трампа не сразу пошла на прямую конфронтацию со своим союзником по НАТО. Сперва она попыталась «договориться по-хорошему», заключив с президентом Турции сделку, к которой привлекло в качестве третьей стороны Израиль, имеющий, как известно, свои собственные счеты с Турцией. Речь шла об освобождении 27-летней гражданки Турции Абру Озакан, которая была арестована в мае этого года израильской полицией в международном аэропорту Бен-Гурион. В июне израильский суд выдвинул против нее официальное обвинение в сотрудничестве с террористической организацией ХАМАС и в соучастии в отмывании денег для этой организации. С этой целью турчанка неоднократно в течение 2016 и 2017 года посещала Израиль в качестве туристки. Однако в итоге, несмотря на столь тяжелые обвинения, Абару Озакан была освобождена и вернулась на родину.

Абру Озакан

В этом контексте уместно напомнить о том, что нынешнее состояния двусторонних отношений между Израилем и Турцией ни в коей степени не согласуется со столь щедрыми жестами доброй воли со стороны политического руководства еврейского государства. Освобождая Абару Озакан, израильские власти не простили от турецких властей ничего взамен. Ничего не известно о каких-либо дипломатических контактах между Израилем и Турцией, имеющих своей целью как-то смягчить напряженность в двусторонних отношениях. Поэтому иначе, как просьбой третьей стороны объяснить освобождение Абару Озакан трудно.

Американская газета Washington Post достаточно подробно сообщила в минувшую пятницу об обстоятельствах освобождения Абару Озакан. Согласно информации газеты, речь действительно идет о части сделки между Соединенными Штатами, Израилем и Турцией. Однако, как сообщила Washington Post, в итоге эта трехсторонняя сделка провалилась, хотя по просьбе американского президента Дональда Трампа израильтяне освободили арестованную ими турецкую гражданку. Газета подтвердила, что администрация президента Дональда Трампа надеялась таким образом добиться освобождения находящегося уже почти два года в турецкой тюрьме американского проповедника Эндрю Брансона.

Газета Washington Post  также сообщила о том, что в ходе переговоров между президентом США Дональдом Трампом и президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом, состоявшихся в кулуарах недавней встречи в верхах глав государств-членов НАТО, оба президентов пришли к договоренности, согласно которой в обмен на освобождение турецкой гражданки Абару Озакан Израилем Турция освободит из тюрьмы американского гражданина, проповедника Эндрю Бронсона и даст ему возможность вернуться в Соединенные Штаты. После этого разговора с турецким президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом президент США Дональд Трамп позвонил премьер-министру Израиля Биньямину Нетаньяху и попросил его освободить Абару Озакан. Эта просьба американского президента, как и следовало ожидать, была без проволочек выполнена израильтянами. Абару Озакан – не уникальна, она далеко не единственная турецкая гражданка, занимавшаяся отмыванием денег для ХАМАСа. По сути, речь идет об официальной политике турецких властей, активно поддерживающих исламистов в Израиле, Иудее и Самарии (на Западном берегу, пользуясь арабской терминологией) и, конечно, в секторе Газа. Израильские СМИ неоднократно сообщали об этом. Поэтому, учитывая особые отношения политического руководства еврейского государства с нынешней американской администрацией, можно было не сомневаться, что данная просьба американских партнеров будет выполнена израильтянами. И израильтяне освободили Абару Озакан, ничего не попросив взамен.

Однако, несмотря на это, Турция не выполнила свою часть данной трехсторонней сделки. Турецкий суд действительно освободил пастора Эндрю Брансона из тюрьмы, однако он не выслал его из Турции, как ожидалось, а, вместо этого, направил его под домашний арест, соответственно запретив ему на время домашнего ареста, срок которого ограничен не был, выезд из Турции. Именно это последнее обстоятельство и привело к столь острому кризису в двусторонних отношениях между США и Турцией, который, как уже было сказано выше, сопровождался угрозами вице-президента Майка Пенса и президента Дональда Трама ввести против Турции экономические санкции в случае, если пастор Эндрю Брансон не будет освобожден из под домашнего ареста и не сможет покинуть Турцию. Можно предположить, что американский президент воспринял нарушение его турецким коллегой нарушение достигнутой между ними договоренности в качестве личного оскорбления.

Подводя итог, можно сделать предположение, что израильское руководство не заинтересовано в фактическом разрыве отношений между США и Турцией. Такая ситуация лишает израильтян возможности хотя бы опосредовано влиять на Турцию, отношения которой к еврейскому государству открыто враждебно, но все же пока не пересекает той грани, за которой следует полный разрыв отношений и становятся возможными любые сценарии. Однако надо полагать, что если американское руководство действительно осуществит свои угрозы и введет санкции против Турции, это приведет к тем или иным изменениям израильской политики и к еще большему ухудшению двусторонних отношений между Израилем и Турцией.

 

52.27MB | MySQL:110 | 0,462sec