Создание «арабского НАТО» и интересы Израиля

Идея создания военного альянса с шестью арабскими государствами Персидского залива, Египтом и Иорданией, согласно сообщениям в СМИ, прорабатывается американской администрацией Дональда Трампа[i]. Белый дом планомерно продвигается вперед в своем стремлении сформировать новую систему безопасности и военно-политический альянс, в основном для противостояния планам Ирана в регионе Ближнего Востока. Данный аспект возможного будущего альянса, состоящего из арабских стран и противостоящего Ирану, представляется очень выгодным предприятием для Израиля.

Идея арабских коалиционных сил муссируется с 2012 года. Хотя в ХХ веке уже предпринимались попытки создать некие коллективные арабские силы в противостоянии Израилю и во время гражданской войны в Северном Йемене в начале 1960-х годов. Тогда египетский президент Гамаль Абдель Насер пытался распространить идеи панарабизма и антиимпериализма на весь регион.

В 2015 году в СМИ стали вновь обсуждаться идеи создания 40-тысячной военной группировки – сил реагирования Лиги арабских государств (ЛАГ)[ii]. Стимулом для военного регионального строительства послужили события в Йемене, после начала в 2014 году военной операции против шиитских повстанцев-хоуситов. Предполагалось, что в эту группировку войдут подразделения из Саудовской Аравии, Египта, Марокко, Иордании и Судана, а также вполне вероятно и из других стран Персидского залива, не исключался и Пакистан (обладатель ядерного оружия). Коллективные арабские силы могли бы дислоцироваться в Египте, в то время как главнокомандующим был бы генерал – ставленник Саудовской Аравии. Рассматривался вариант создания полноценной структуры постоянного военного командования. Командная структура полностью повторяла схему Североатлантического альянса, а ее финансирование легло бы на плечи Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), генеральный секретариат которого находится в Эр-Рияде. Планировалось создание коллективных ВВС с личным составом от 500 до 1000 военнослужащих. В подчинение военно-морского командования должно было поступить до 5 тыс. человек, около 35 тыс. составили бы сухопутные войска, в том числе силы спецназначения. Содержание соответствующих контингентов взяли бы на себя делегирующие их конкретные страны-члены альянса.

В начале 2017 года видимо не дождавшись, что с такой инициативой выступит Вашингтон, Израиль в лице министра обороны и лидера партии «Наш дом — Израиль» (НДИ) Авигдор Либерман открытым текстом обратился к Саудовской Аравии и другим суннитским арабским государствам с предложением создать альянс, наподобие НАТО. При этом призыв не прозвучал от Министерства иностранных дел Израиля, а рупором идеи стали не израильские, а немецкие издания.

«Настало время открыто организовать формальный альянс, коалицию умеренных сил на Ближнем Востоке против терроризма», – заявил А.Либерман. Умеренные суннитские государства понимают, что «наибольшая опасность для них – это не Израиль, не сионизм, не евреи, а Иран», – продолжил министр в интервью немецкому изданию Die Welt[iii]. Умеренными арабскими государствами израильский министр считает государства Персидского залива, включая Саудовскую Аравию. При этом Либерману неважно, «являются ли партнеры в таком союзе мусульманами, евреями или христианами». Образцом для «либерманского альянса» является НАТО. Члены реальной коалиции должны быть связаны реальными обязательствами. «Посмотрите на НАТО. Альянс основан на принципе, что каждая страна готова защищать всех остальных и быть защищенной другими членами», – сказал А.Либерман. В то же время Израиль может помочь арабским государствам с ноу-хау, военной техникой и модернизацией армии. «У них нет сопоставимых возможностей [с Израилем] – ни в борьбе с терроризмом, ни в военном опыте, исследованиях или в каких-либо других чувствительных областях». К тому же считается, что у Израиля есть ядерное оружие, хотя правительство этот факт ни разу не подтвердило. «Израиль всегда понимал, что он может полагаться только на себя. Мы – сильная страна, и мы можем защитить себя», – сказал израильский министр обороны. «Умеренные арабские государства чтобы выжить нуждаются в Израиле больше, чем в них нуждается Израиль», – цитирует А.Либермана Die Welt.

Пресс-секретарь партии А.Либермана НДИ Михаил Фейгин также отмечал, что, судя по тому, что говорил министр иностранных дел Саудовской Аравии Адель аль-Джубейр на конференции в Мюнхене, в Саудовской Аравии и даже в арабском мире хорошо понимают, что главным врагом всех умеренных сил на Ближнем Востоке является Иран. «Коалиция против Ирана, который финансирует глобальный терроризм, является теоретической вероятностью». По словам соратника А.Либермана, сейчас трудно сказать, какие страны могут войти в коалицию, но теоретически это могут быть все страны, которые видят опасность, исходящую от Ирана. Таким государство, в первую очередь, является давний противник Ирана – Саудовская Аравия.

Однако в связи с предложением Израиля Эр-Рияд оказывается в деликатной ситуации. Несмотря на общие интересы Израиля и Саудовской Аравии, а также наличие общего врага в лице Ирана, саудовское королевство и еврейское государство, остаются враждебными по отношению друг к другу субъектами. По этой причине альянс Израиля с Саудовской Аравией будет восприниматься в арабском мире весьма негативно и может воспрепятствовать стремлениям последней стать лидером арабского и мусульманского мира.

Впрочем, отсутствие дипломатических отношений между Израилем и Саудовской Аравией не помешало им продемонстрировать единый антииранский фронт на одной из ежегодных мюнхенских конференций по безопасности. Однако более года назад министр иностранных дел Саудовской Аравии Адель аль-Джубейр отказывался комментировать предложение израильского министра обороны.

В мае 2017 года, т.е. через несколько месяцев после предложения А.Либермана, Wall Street Journal распространила неофициальную информацию о том, что администрация Дональда Трампа ведет переговоры с арабскими союзниками об образовании военного альянса против Ирана[iv].  Информация появилась после саммита ССАГПЗ, организованного Саудовской Аравией. Президент США предложил программу объединения большей части стран Персидского залива, включая Бахрейн, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты.

Согласно израильскому изданию Walla News по плану Белого дома, «арабское НАТО» или Ближневосточный стратегический альянс (Middle East Strategic Alliance, MESA), будет бороться против «Исламского государства» (ИГ, запрещенно в России) и сформирует региональное подразделение, противостоящее распространению влияния Ирана, а краеугольным камнем для создания этой организации станет крупномасштабный бизнес в сфере вооружений. В рамках этой «сделки» будет реализована система противоракетной обороны (THAAD), развернутая США в Южной Корее, а также передовые системы связи и доступ к спутникам, а также покупка военных кораблей стоимостью более 11 млрд долларов. Американцы также надеются, что саудовцы получат проникающие бомбы, способные пробивать подземные бункеры, стоимостью в 1 млрд долларов, а также бомбы с лазерным наведением.

В СМИ сообщалось, что советник американского президента Джаред Кушнер несколько раз встречался с наследным принцем Саудовской Аравии Мухаммедом бен Сальманом, и они обсудили, среди прочего, создание нового альянса. Бывший госсекретарь США Рекс Тиллерсон также работал над задачей определения структуры и сроков создания суннитской военной коалиции из стран Персидского залива. «У всех нас есть общий враг, и у всех нас есть общая цель», – сказал чиновник в администрации США, под которыми определенно подписался бы Израиль.

Д.Трамп, выступавший на саммите, призвал государства Персидского залива сделать больше для собственной безопасности. Стоит напомнить, что НАТО сотрудничает со странами Персидского залива в рамках Стамбульской инициативы о сотрудничестве. Поэтому чиновники из Белого дома говорили о том, что коалиция должна основываться на тесном сотрудничестве, которое уже существует между США и его союзниками по Ближнему Востоку, в трех основных областях: обороне и сдерживании, финансировании контртеррористических операций и противостоянии экстремистской идеологии.

Для вовлеченных арабских стран ожидается, что альянс будет иметь компонент взаимной защиты, смоделированный по образцу НАТО, хотя некоторые скептически относятся к тому, что такой же уровень политической сплоченности может быть достигнут в нестабильном и раздробленном регионе. Правда, общая угроза может помочь преодолеть разногласия между членами, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. Всплывает еще один вопрос – неясно, как новая организация будет взаимодействовать с другой базирующейся в Эр-Рияде коалицией. Дело в том, что в конце 2015 года Саудовская Аравия создала Исламский военный альянс, коалицию мусульманских государств, направленную на борьбу с терроризмом. Мусульманские страны объявили об объединенной резервной силе в количестве 34 000 чел. в рамках этого альянса «в поддержку операций против террористических организаций в Ираке и Сирии».

Необходимость создания нового альянса объясняется тем, что «существует четкое представление об общей угрозе со стороны террористических организаций, а также от иранской подрывной деятельности по всему региону, что, безусловно, является стимулом для ряда стран. Возвращение США в регион как лидера также имеет значение. Это рассматривается как важный первый шаг».

Роль Израиля относительно нового альянса будет зависеть от того, продолжат ли государства Персидского залива процесс нормализации отношений с Иерусалимом. А действия Саудовской Аравии и ОАЭ будут определяться уступками со стороны Израиля в мирном процессе с палестинцами, в том числе, прекращением расширения еврейских поселений на Западном берегу р. Иордан. По словам должностных лиц из арабских государств, ответственных за переговоры по созданию нового альянса, Д.Трамп собирался подготовить почву для сотрудничества Иерусалима с альянсом во время своего визита в Израиль в мае 2017 года.

Ряд экспертов не исключают временного альянса саудовского королевства и еврейского государства. В СМИ не раз сообщалось о закрытых переговорах между спецслужбами стран Залива и Израиля. Вполне вероятно, что по сравнению с идеей «арабского НАТО», двусторонний антииранский альянс между Израилем и Саудовской Аравией стал бы более эффективным. В любом случае, Иран вызывает страх в регионе. Существуют давние противоречия между Эр-Риядом и Тегераном. Иран не столь богат и может, не обладает суперсовременным вооружением, тем не менее, у него более боеспособная армия и высокая маневренность на международной арене[v].

Идея «арабского НАТО» может стать своеобразным вызовом России, которой важны отношения и с Израилем, и с Ираном. К тому же предполагаемые цели альянса чреваты войной на Ближнем Востоке. Эта идея, впервые предложенная в 2012 году, до сих пор не переросла в практические действия по созданию такой силы, но похоже в последнее время шансов на ее реализацию больше как никогда. Тот факт, что произошли весомые, хотя зачастую и косвенные, подвижки в налаживании отношений между Израилем и Саудовской Аравией, может свидетельствовать о том, что взаимодействие возможного арабского альянса с Иерусалимом будет хоть и не явным, но плодотворным.

[i] Трамп стремится возродить «арабское НАТО», чтобы противостоять Ирану // Reuters. 27.07.2018. URL: https://www.reuters.com/article/us-usa-gulf-alliance/trump-seeks-to-revive-arab-nato-to-confront-iran-idUSKBN1KH2IK (на англ. яз.)

[ii] Кто и для чего создает «арабское НАТО»? Реплика Георгия Бовта // Вести.ru. 15.04.2015. URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=2506658

[iii] Израиль предложил Саудовской Аравии антииранский альянс // Die Welt. 28.02.2017. URL: https://www.welt.de/politik/ausland/article162438122/Israel-schlaegt-Saudi-Arabien-eine-Anti-Iran-Allianz-vor.html (на нем. яз.)

[iv] Американские союзники формируют «арабское НАТО» // Wall Street Journal. 21.05.2017. URL: https://www.wsj.com/livecoverage/trump-trip-to-saudi-arabia-israel-vatican-eu-nato/card/1495410343

[v] Создание «арабского НАТО» было бы выгодно только Израилю

// Взгляд. 28.02.2017. URL: https://vz.ru/world/2017/2/28/822902.html

52.22MB | MySQL:103 | 0,500sec