Ирак поддержал антииранские санкции США

Как видно из событий последних дней, соседние с Ираном страны начинают принимать решения, определяющие их позицию по отношению к антииранским санкциям США. Это, как минимум, касается Ирака, решение которого  мгновенно вызвало неприятие в Тегеране. Депутат иранского парламента Махмуд Садеки резко раскритиковал решение иракского правительства подчиниться американским санкциям против ИРИ. Здесь уместно уточнить, что 7 августа премьер-министр Ирака Хейдар аль-Абади заявил на пресс-конференции, что его страна не согласна с санкциями, введенными США против иранской атомной программы, назвав их «стратегической ошибкой», но «исходя из своих национальных интересов,  Ирак  подчиняется этим санкциям». «Мы не поддерживаем эти санкции, но будем им следовать». При этом, как сообщила вещающая из Иерусалима на фарси радиостанция «Кол Исраэль», иракский премьер косвенно сравнил нынешний иранский режим с режимом Саддама Хусейна. Вдобавок к этому Хейдар аль-Абади сказал, что так же, как режим С.Хусейна пал под напором 13-летнего санкционного бремени, ввергнувшего народ в нищету, подобная же участь ждет нынешнюю власть в Тегеране. На это М.Садеки написал в своем Twitter: «В соответствии с пунктом 6 Резолюции 597 Совета Безопасности ООН Ирак должен заплатить Ирану контрибуции в размере 1,1 триллиона долларов за ущерб, понесенный ИРИ в результате  ирано-иракской войны 1980-1988 гг.». По словам иранского парламентария, Иран не стал настаивать на выплате этого долга, учитывая неимоверные трудности, испытываемые иракским народом после завершения этой войны. И вот теперь, вместо выплаты этого долга, Ирак солидаризируется с американскими санкциями против Ирана.

Напомним при этом, что между двумя государствами до сих пор нет официального мира. Вспоминая об этом, особенно в годовщины завершения ирано-иракскй войны, иранские политики любят цитировать вошедшие в иранские хрестоматии слова основателя ИРИ аятоллы Рухоллы Хомейни, сказавшего более тридцати лет назад: « Мы не согласимся на мир до тех пор, пока мне не доставят отрубленную голову этого мерзавца ( Саддама Хусейна – В.М.)». Аятолла Хомейни на опыте своего многолетнего проживания в Ираке знал цену такого определения. Он называл Саддама Хусейна самым кровожадным палачом в мире и самым последовательным врагом иранского народа. Стороны заключили лишь перемирие, положившее конец военным действиям. Отрубленную голову Саддама Хомейни так и не получил, тот пережил его на полтора десятилетия, но слово свое он сдержал – официального мира, скрепленного договором, между соседями так до сих пор и нет. Материальная сторона убытков Ирана тяжела для восприятия, то же самое можно констатировать и для Ирака. В обеих странах до сих чувствуются раны той войны, в Иране сохраняется память о химических атаках, проведенных против мирного населения города Халабже, десятках разрушенных городов и сотнях стертых с лица земли деревень. Трудно поверить, но до сих пор не закончен обмен останками жертв войны, завершившейся тридцать лет назад.

Но вернемся к сегодняшнему дню. Как же восприняли это известие в Ираке, успешно налаживавшем в последнее десятилетие диалог с бывшим многолетним врагом. Несомненно, такое решение иракского правительства встретило недовольство со стороны многочисленных политических сил Ирака, поддерживающих иранский режим. Амар Хаким – активный политик этого лагеря — призвал правительство в Багдаде солидаризироваться с Ираном и активно противодействовать американским санкциям. Хашем Мусави – пресс-секретарь одной из проиранских шиитских группировок, организованной и финансируемой Тегераном, обрушился с резкими нападками на премьер-министра, сказав, что непонятно, кто дает Хейдару аль-Абади такие советы, вредящие сути ирано-иранского взаимодействия.  «Мы не позволим, чтобы Ирак превратился в один из американских штатов, и Вашингтон навязывал нам свою волю». Отметим, что одновременно с этими заявлениями МИД Ирака выступил с декларацией, осуждающей наложение на Иран пакета санкций. При этом, из документа не видно, какую политику выбирает Багдад – следовать санкциям или противодействовать им.

Нелишне отметить тот очевидный факт, что в последние месяцы ощутимо возросло несогласие многих иракских политиков с массированным вмешательством Ирана во внутренние дела суверенного Ирака. На таком фоне вполне объяснимо, почему на последних выборах в Ираке большую поддержку получил иракский религиозный политик-шиит Муктада ас-Садр, резко оппонирующий иранской «экспансии» в Ираке. Критика раздается и из уст тех иранских шиитских политиков, что в целом симпатизируют линии Ирана на иракском направлении. Кстати, антииранские лозунги отчетливо звучали на проходивших повсеместно в Ираке в последние недели протестных акциях, принявших особенный размах в святых для шиитов городах Кербеле и Неджефе. Демонстранты протестовали против односторонней отмены поставок электроэнергии и воды из Ирана в пограничные районы соседнего Ирака.

В этом плане обратим внимание на предложение Саудовской Аравии поставлять Ираку электроэнергию вместо Ирана и по более низким ценам. В интервью агентству Bloomberg пресс-секретарь иракского Министерства энергетики Масъаб ас-Сари сообщил, что Эр-Рияд запланировал в течение года построить и пустить в эксплуатацию солнечную электростанцию мощностью 3000 мегаватт. Вырабатываемая на ней электроэнергия будет продаваться Ираку по цене, в четыре раза дешевле, чем поставляемая Ираном «братскому» народу Ирака, как любят говорить иранские лидеры. По данным  фарсиязычной радиостанции «Фарда», это крайне выгодное Багдаду предложение еще не подписано иракским правительством, при том, что оно может обеспечить треть потребляемой Ираком электроэнергии. Ирак ежегодно сталкивается с дефицитом электроэнергии в объеме примерно 5000 МегаВатт. Строящиеся в Ираке новые станции вряд ли покроют его, ибо потребление электричества в стране ежегодно возрастает примерно на 7%.  По статистическим данным Министерства энергетики ИРИ, более 80% экспортируемой Ираном  электроэнергии пришлось в прошлом году на Ирак. Однако в нынешнем году, в связи с проблемами потребления электроэнергии в Иране, Тегеран был вынужден прекратить ее поставки в соседнюю страну, что вызвало протестную компанию в регионах юга Ирака, испытывающих острый дефицит электричества. Саудовская помощь может оказаться весьма кстати. Но одновременно она в определенной мере «привяжет» Ирак к нынешнему главному врагу Исламской Республики.

Отметим, что после падения в Ираке режима Саддама Хусейна, Иран последовательно наращивает свое влияние в Ираке, а отношения двух стран декларируются как стратегические, демонстрируя сотрудничество в разных сферах. В то же время, Ирак не отказывается от продвижения диалога с США, что в некоторых случаях ведет к столкновению интересов. Возвращение пакета американских санкций против Ирана поставило Багдад в крайне тяжелую ситуацию принятия решений, способных привести к значительному ухудшению диалога с Тегераном.

52.19MB | MySQL:103 | 1,871sec