В руководстве ФАТХа идет подготовка к «борьбе за наследство» после ухода Махмуда Аббаса

Битва за наследство среди ключевых членов палестинского руководства после ожидаемого ухода со своего поста главы Палестинской национальной администрации (ПНА) 83-летнего Махмуда Аббаса (Абу Мазена) начала приобретать все более реальные очертания. По израильскому телеканалу «Кан» журналист Гал Бергер, специалист по палестинским вопросам, сообщил о том, что в последнее время кандидаты на руководящие должности в ПНА активно занимаются аккумулированием денежных средств и набором боевиков из «Танзим» (т.н. молодежного боевого крыла ФАТХа) в рамках подготовки к борьбе за позиции во власти[i].

Высокопоставленные должностные лица правящего на Западном берегу р. Иордан ФАТХа и ПНА рекрутируют боевиков в лояльные себе вооруженные отряды. Они считают себя достойными кандидатами на замену возглавляющего ПНА на протяжении 13 лет М.Аббаса, по крайней мере, на одном из трех занимаемых им постов: президента ПНА (с января 2013 года), председателя Организации освобождения Палестины (ООП) и председателя ФАТХа. Речь идет о военизированных группах, которые должны будут обеспечить им вооруженную защиту в случае, если процесс раздела властных полномочий после ухода М.Аббаса перерастет в масштабные вооруженные столкновения.

Среди членов руководства ФАТХа, которые уже обзавелись поддержкой вооруженных отрядов, фигурирует ряд имен. Это 65-летний Джибриль Раджуб, бывший глава спецслужб ПНА, который возглавляет Олимпийский комитет ПНА и является председателем Палестинской федерации по футболу (24 августа с.г. ФИФА оштрафовала его на 75 тыс. шекелей за призывы сжигать футболки сборной Аргентины и Лионеля Месси после сообщения о проведении товарищеского матча Израиль – Аргентина, в результате чего встречу отменили[ii]). Маджид Фарадж (55 лет), глава Палестинской общей разведки и его соратник 67-летний Махмуд аль-Аалуль, бывший губернатор Наблуса, ныне заместитель председателя ЦК ФАТХа, а также 70-летний Тауфик Тирауи, который возглавлял Палестинскую общую разведку на Западном берегу р. Иордан во время Второй интифады (2000 – 2005 гг.), член ЦК ФАТХа. Г.Бергер отмечает, что, по разным оценкам, Джибриль Раджуб является ведущим кандидатом на замену М.Аббаса, хотя есть и другие видные имена в правящем на Западном берегу р. Иордан движении[iii]. Сегодня Дж.Раджуб возглавляет лагерь, который противостоит союзу Фараджа – аль-Аалуля.

Члены руководства ФАТХа готовы в «судный день» распределить оружие среди родственников. Часть вооруженных отрядов в настоящее время располагается в лагерях для беженцев на Западном берегу р. Иордан. Они сформированы из боевиков «Бригад мучеников Аль-Аксы», т.н. военизированного крыла ФАТХа, которое принимало активное участие во Второй интифаде. Т.Тирауи считается влиятельной фигурой в лагере для беженцев «Балата» (в Наблусе). М.Фарадж, чье детство прошло в созданном ООН лагере для беженцев «Дахайше» в Вифлееме, пользуется там большим авторитетом. Дж.Раджубу подконтрольны центры силы в районах Хеврона и Рамаллы. М.аль-Аалуль по-прежнему, после нескольких лет руководства «Танзим», поддерживает тесные отношения с различными элементами организации. Г.Бергер отмечает, что имена Мухаммеда Дахлана и Марвана Баргути также фигурируют в списке тех, кто участвует в подготовке к «разделу наследства».

В прошлом году, когда на М.Аббаса усилилось давление со стороны руководства ФАТХа с требованиями назначить себе преемника, он сделал неоднозначный выбор – сделал своим заместителем Махмуда аль-Аалуля. Он вряд ли годился для роли объединителя ФАТХа, а скорее для расшатывания ситуации в ПНА. Даже сегодня ряд вооруженных групп отвергают его авторитет в силу того, что в прошлом он возглавлял «Танзим».

Проблема еще в том, что за весь период своего продолжительного правления, с момента наследования власти от Ясира Арафата в ноябре 2004 года, Махмуд Аббас позаботился о том, чтобы удалить из своего окружения любого выдающегося палестинского деятеля, опасаясь за единоличное лидерство. Он изгнал Мухаммеда Дахлана из ФАТХа, выслал его с Западного берега р. Иордан и продолжал преследовать его людей, которые ушли в подполье. Некоторые из них предпочли переехать в Газу и жить под властью ХАМАСа. Среди них Суфьян Абу Зейда, бывший министр по делам заключенных. Властные полномочия Джибриля Раджуба также были ограничены М.Аббасом. Он убрал его с поста советника по национальной безопасности и сделал председателем спортивной федерации. Даже Ясер Абед Раббо, хотя и не член ФАТХа, а верный помощник, который считался ближайшим советником главы ПНА еще три года назад, дистанцировался от должности генерального секретаря Исполнительного комитета ООП[iv].

Члены руководства ФАТХа, стремящиеся предотвратить столкновения между политическими лагерями, наверняка задумывались о компромиссном кандидате, который на какое-то время занял бы должность главы ПНА, пока ФАТХ не примет решения о механизме выборов нового лидера приемлемого для всех.

Таким компромиссным кандидатом является премьер-министр Рами Хамдалла, который занимает свой пост уже 5 лет (с июня 2013 года), после того, как его предшественник известный в мире экономист Салам Файяд был отправлен в отставку М.Аббасом после 6 лет премьерства. После своего увольнения С.Файяд, который успешно боролся с коррупцией в ПНА, в интервью «Нью-Йорк таймс» сказал: «Удивительно, что судьба палестинского народа находится в руках таких случайных лидеров, которые мотивированы решениями сиюминутных задач без серьезного подхода к делу». Сегодня С.Файяд является профессором Принстонского университета. Недавно он провел встречу с М.Аббасом, после которой представители ПНА сообщили, что С.Файяд вернется в качестве главы правительства национального единства в рамках соглашения о примирении между ФАТХом и ХАМАСом.

С позиции Израиля, Р.Хамдалла также является известной фигурой. Он установил хорошие отношения с израильским министром финансов Моше Кахлоном. В прошлом году они встретились в Рамалле и Тель-Авиве не менее четырех раз для обсуждения продвижения совместных экономических проектов. Спокойный характер и профессиональные качества Р.Хамдаллы (он бывший президент Университета «Ан-Наджах» в Наблусе), серьезность, с которой он выполняет свои обязанности, и вера большей части палестинской общественности на Западном берегу р. Иордан в то, что он несет ответственность за свои дела и патриотически мотивирован, контрастируют с имиджем М.Аббаса, рейтинг которого неустойчив и имеет тенденцию к снижению.

Р.Хамдалла не является членом ФАТХа, у него нет своей армии или группы сторонников, которые будут заниматься ради него «черной работой» и назначат его на нужную должность, однако он способен предотвратить гражданскую войну. Разумеется, если руководители ФАТХа, которые считают себя более подходящими на посты во власти и каждый по своим собственным причинам, не ликвидируют его. Несколько месяцев назад (13 марта с.г.) Р.Хамдалла уже пережил покушение в Газе и, по-видимому, не захотел бы снова испытать судьбу ради поста главы ПНА и лавров миротворца между враждующими сторонами.

Если один из этих двух (Р.Хамдалла или С.Файяд) станет следующим лидером, даже на уровне премьер-министра, а не председателя ПНА, то справиться с усиливающимся экономическим кризисом в секторе Газа и на Западном берегу р. Иордан будет проще.

Помимо Р.Хамдаллы и С.Файяда согласно социологическим опросам популярной политической фигурой является химик-врач и бизнесмен Аднан Маджали, обладатель американского гражданства и самый молодой из имеющихся претендентов на власть. Свое состояние он сделал в фармацевтической промышленности, владеет и управляет несколькими компаниями в этой области. А.Маджали являлся неофициальным представителем М.Аббаса в контактах с ХАМАСом в попытках достичь примирения между двумя палестинскими движениями. Во время визита в Газу в конце июня с.г. он сделал новое предложение, обсуждаемое двумя сторонами, согласно которому все вооруженные силы будут подчиняться единому командованию, подотчетному правительству национального единства. Большая часть предложения касается развития экономики и инфраструктуры, в связи с чем усилилась критика, т.к. тем самым подразумевается отказ от борьбы с Израилем. Как и подобает миллиардеру, у А.Маджали налажены обширные связи с представителями предыдущей и нынешней администрации США[v].

В израильских СМИ рассматривается несколько сценариев развития ситуации на следующий день после ухода М. Аббаса со своего поста. Один из вариантов – создание устойчивой коалиции ФАТХа, в которой властные полномочия будут распределены между несколькими палестинскими кланами, которые больше не будут подчинены одному лидеру, как это было в случае с Я.Арафатом и М.Аббасом. Возможно развитие ситуации, при которой конфликты между членами руководства ПНА перерастут в ожесточенные столкновения, которые всю ПНА ввергнут в состояние анархии, аналогичный периоду Второй интифады. От такого сценария выиграет только ХАМАС, который получит благоприятную возможность взять власть на Западном берегу р. Иордан на фоне хаоса в руководстве ФАТХа.

М.Аббас, чье здоровье вызывает беспокойство, пока продолжает свой жесткий курс, который способствовал значительной политической изоляции Рамаллы. В его понимании Соединенные Штаты пытаются сбить его с жизненного политического пути, который заключается в настаивании на переговорах, дипломатической и вооруженной борьбе с Израилем. По его словам, Вашингтон, признав Иерусалим столицей Израиля и значительно сократив бюджет Ближневосточного агентства ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР), теперь пытается разделить палестинскую политическую арену на две части и передать сектор Газа во владение ХАМАСу.

Лидеры ФАТХа опасаются, что политика главы ПНА по принципу «все или ничего», выраженная в его упрямом бойкоте американской администрации, ни к чему хорошему их не приведет. Очевидно, что те высокопоставленные чиновники ПНА, которые пытаются повлиять на его позицию и смягчить тон общения с представителями Белого дома, пока не добились успеха.

В среду Махмуд Аббас продолжил свою агрессивную линию против Вашингтона в заявлении ООП в ответ на слова президента Дональда Трампа относительно того, что «Израилю придется заплатить более высокую цену на переговорах с палестинцами, потому что он получил очень большой выигрыш – американское признание Иерусалима в качестве столицы и перенос посольства США»[vi]. В заявлении ООП говорится о том, что, судя по словам Д.Трампа, Вашингтон продолжит свою произраильскую политику и «питать иллюзии по поводу того, что «сделка века» возможна без признания Иерусалима в качестве столицы Палестинского государства». Более подробно о заявлении Д.Трампа мы писали в предыдущей статье[vii]. ХАМАС присоединился к осуждению ООП высказываний американского президента: «Заявление Трампа о том, что Иерусалим больше не обсуждается, является наглым и опасным; в ответ ПНА необходимо отменить признание Израиля и прекратить с ним взаимодействие в вопросах безопасности, а также прекратить контакты и координацию действий в области безопасности с администрацией США».

Вопрос о наследнике единоличной власти Махмуда Аббаса, который в свою очередь унаследовал власть от Ясира Арафата, остро встал не только из-за возраста «раиса», но и в связи с политическими неудачами ПНА под его руководством, недовольством палестинской общественности результатами отстаивания интересов рядовых палестинцев на всех уровнях, прежде всего, экономическом и политическом.

Сегодня пока еще не ясно, придет ли к власти один лидер или ПНА будет управляться консолидировано на промежуточном этапе до проведения выборов. В любом случае формируемые в ПНА центры силы предназначены не для получения военного контроля над, а скорее для укрепления статуса возглавляющих их высокопоставленных должностных лиц на любых будущих переговорах по вопросу о власти.

Израильские эксперты склоняются к трем сценариям развития: хаос и вооруженный беспредел; нестабильная ситуация без лидера, но с рядом центров силы; и стабильность, но коллективное руководство в силу кланового характера палестинского общества[viii].

Израилю необходимо анализировать ситуацию, т.к. приходит новое поколение руководства, выросшее после «соглашений Осло». Очевидно, что независимо от развития ситуации во властных кругах ПНА, Израиль не допустит ХАМАС к власти на Западном берегу р. Иордан, т.к. предпочитает ФАТХ. Израильское руководство также стремится оставить ХАМАС в Газе и помочь ему в стабилизации гуманитарной ситуации.

[i] На следующий день после Абу Мазена: высокопоставленные лица из ФАТХ накапливают оружие. Кто является ведущим кандидатом? // 10-й канал. 23.08.2018. URL: http://www.ch10.co.il/news/454508/#.W4AsHUiFPIV (на иврите)

[ii] Джибриль Раджуб дисквалифицирован и оштрафован за призыв сжигать футболки Месси

// NEWSRU.co.il. 24.08.2018. URL: http://newsru.co.il/sport/24aug2018/jabril911.html

[iii] Страх перед хаосом на улицах: лидеры ФАТХа вооружаются на следующий день после того, как Абу Мазен уйдет //Ynet. 23.08.2018. URL: https://www.ynet.co.il/articles/0,7340,L-5333575,00.html (на иврите)

[iv] Станет ли Рами Хамдалла наследником Абу Мазена в качестве компромиссного кандидата? // Al-Monitor. 04.05.2018. URL: https://www.al-monitor.com/pulse/iw/originals/2018/05/israel-palestinians-mahmoud-abbas-rami-hamdallah-dahlan.html (на иврите)

[v] Тем временем в Палестинской национальной администрации: битва за наследство в ФАТХ // Globes. 20.07.2018.  URL: https://www.globes.co.il/news/article.aspx?did=1001246897 (на иврите)

[vi] ООП и ХАМАС осуждают Трампа: «Его заявления об Иерусалиме дерзкие» // Ynet. 23.08.2018. URL: https://www.ynet.co.il/articles/0,7340,L-5333332,00.html (на иврите)

[vii] Заявление президента США Д.Трампа о цене, которую Израилю придется заплатить за признание Иерусалима столицей государства // Институт Ближнего Востока. 24.08.2018. URL: http://www.iimes.ru/?p=47174

[viii] Гилад Шер. В день после Аббаса. URL: https://m.soundcloud.com/inss2006/8sy8cabkhn0l (на иврите)

52.2MB | MySQL:103 | 0,547sec