Обзор альманаха «Внешняя политика Турции в 2017 году» издания Фонда политических, экономических и социологических исследований (Анкара). Часть 10

В июне с.г. главный турецкий мозговой центр – Фонд политических, экономических и социологических исследований (в турецкой аббревиатуре SETAV – В.К.), базирующийся в столице Турции – Анкаре, опубликовал редакционный Альманах, подготовленный коллективом своих экспертов, под заголовком «Внешняя политика Турции в 2017 году».

Продолжаем анализ первого раздела Альманаха, который состоит из авторских статей, привлекших внимание руководства Фонда. Мы приступили к рассмотрению самого громкого вопроса этих дней – а, именно, турецко-американских отношений.

Им посвящена статья, опубликованная в Альманахе под заголовком «Анализ кризиса между Турцией и США в период (правления – В.К.) Трампа» авторства Тунджая Кардаша. В прошлом материале мы остановились на проведении США более «ястребиной» внешней политики при администрации президента Д. Трампа по целому ряду направлений. Однако, персонал «в поле», включая Пентагон, продолжает проводить политику Б.Х.Обамы, что приводит к достаточно парадоксальному результату, когда заявления идут вразрез с практическими шагами.

Как пишет Т.Кардаш, в зонах столкновений, к примеру, в Сирии, где, как считает своим долгом напомнить автор, участвуют Турция и Россия, можно наблюдать влияние военно-политической бюрократии. Однако, там, где столкновений не наблюдается, на первом плане оказывается Государственный департамент и наблюдается «трамповская» позиция по Венесуэле и по Кубе. Он указывает, что одним из важнейших источников тех трудностей, с которыми столкнулись отношения между Анкарой и Вашингтоном, заключается в том, что на всех уровнях, как идеологическом, так и бюрократическом, возобладала линия, направленная против Турции. Разумеется, это лежит в основе первопричин, по которым США открыто поддержали сирийских курдов и Партию демократический союз.

Другой «колонной», которую Турция должна принимать в расчет в отношении США, является Конгресс, Сенат и представители различных неправительственных учреждений, включая и «мозговые центры». Всех их объединяет, как указывает автор, антагонизм по отношению к Турции. Трамп выступает против сближения Турции с Ираном. Пентагон выступает против сближения Турции с Россией. И автор задается вопросом, что может Турция предпринять в подобных условиях?

Следующий раздел материала называется «Вместо заключения: что необходимо сделать?».

Для начала автор вспоминает выражение, которое приписывается бывшему государственному секретарю США Генри Киссинджеру: «Кому мне звонить, если я хочу поговорить с Европой?». И указывает, что это выражение, которое, в свое время, означало ослабление ЕС и отсутствие в нем единого центра принятия решений, сегодня оказывается вполне применимо по отношению к самим США. С кем официальные лица Турции должны разговаривать по поводу проводимой США политики?

Как вопрошает автор, с президентом Трампом? Или с зятем президента Кушнером, про которого говорят «если у вас есть (его) телефон, то нет проблем»? Или с Пентагоном? Или с главой Государственного департамента? Или с карьерными дипломатами, не находящими общего языка со своим собственным главой? Или с Конгрессом, который вплоть до настоящего времени так и не назначил на посты дипломатов, отобранных Д.Трампом?

И автор дает следующий ответ на свой вопрос «с кем говорить?». – В зависимости от сути вопроса.

В поисках путей к этому, автор говорит о необходимости для Турции быть рациональной. В определенном смысле, выход Турции из под зонтика безопасности своих западных союзников, в краткосрочной перспективе, может привести к положительным результатам. Допустим, в той же Сирии – по вопросу сирийских курдов. Однако, как он пишет, тут надо учитывать 66-летнее пребывание Турции в блоке НАТО и те усилия, которые страной там уже были затрачены. И здесь, при построении прогнозов в отношении последствий своих шагов, требуется рассуждать не только в понятиях расширения свободы своего маневра. Автор призывает Турцию не реагировать в своих поступках «эмоционально».

Вместо того, чтобы подыскивать для себя «подходящий блок», автор говорит о необходимости находить решения, которые бы отвечали национальным интересам. Для чего надо будет формировать новые балансы между мировыми гегемонами.

Этими словами заключается материал, посвященный турецко-американским отношениям. Суть которого можно свести к нескольким моментам:

  1. Турция находится в процессе переосмысления своих отношений с Западом.
  2. США действуют в целом и в регионе, в частности, достаточно хаотично. Поэтому для обсуждения и решения каждого вопроса, Турции надо искать в американском руководстве «правильных» контактеров.
  3. Турции не надо предпринимать резких движений в отношении Запада, сопряженных, к примеру, с выходом из НАТО. Страна должна создавать новые балансы и действовать предельно рационально, не поддаваясь соблазну отреагировать резко.
52.23MB | MySQL:103 | 0,679sec