Оценки китайских специалистов причин сдержанной позиции Министерства обороны США по вопросу о военной операции против Исламской Республики Иран

По данным китайских источников, еще 24 июля 2018 г. министр обороны США Джеймс Мэттис на встрече с отставными военными сообщил, что Пентагон не разрабатывает планов по нанесению удара по Исламской Республике Иран. Следует отметить, что подобные заявления расходятся с воинственной риторикой Белого дома и, в частности, резкими высказываниями президента США Дональда Трампа, по словам которого официальный Тегеран должен не только полностью остановить экспорт нефти, но и принять на себя дополнительные обязательства в ядерной сфере.

Благодаря публикациям в китайских специализированных изданиях, представляется возможным выделить несколько важных аспектов, которые оказывают существенное влияние на позицию руководителя МО США по вопросу о проведении военной операции любого масштаба (морской, воздушной или межвидовой) против ИРИ.

Первым фактором, влияющим на решение американских военных о проведении воздушной операции в отношении ИРИ, является наличие новейших радиолокационных станций (тревожного режима) с  активными фазированными решетками под обозначением JY-26 (пр-во 38-ого НИИ Китайской электронной научно-технической корпорации). Данные трехкоординатные станции УКВ диапазона предназначены для раннего обнаружения малозаметных летательных аппаратов на дальности до 600 км и баллистических ракет на дальности до 800 км.

Следует отметить, что рассматриваемая станция является мобильной – основная антенна размещена полуприцепе – оснащен восемью гидравлическим опорами. Для развертывания/свертывания станции необходимо около 60 минут. По данным открытых источников, каждая станция JY-26 обеспечивает такой объем информации о воздушной обстановке, для анализа которого необходимо размещать минимум 10 боевых постов операторов-наблюдателей.

По оценкам специалистов 14-ого НИИ Китайской электронной научно-технической корпорации, именно волны метрового диапазона позволяют наиболее точно обнаруживать и устойчиво сопровождать самолеты, которые изготовлены с применением специальных композитных материалов, поглощающих излучение РЛС

Известно, что РЛС JY-26 приняты на вооружение в подразделениях ПВО НОАК, дислоцированных в провинции Шаньдун и позволяют китайским военным обнаруживать и сопровождать малозаметные истребители F-22 ВВС США, выполняющие полеты с АвБ «Кунсан» и «Онсан» на территории Республики Корея.

Вполне вероятно, что на территории ИРИ развернуто несколько РЛС JY-26, которые действуют одновременно с двухканальными системами пассивной радиотехнической разведки YLC-20, которые предназначены для определения положения самолета по характеру и мощности сигнала бортовой РЛС. Очевидно, что такие системы больше всего подходят для обнаружения и борьбы с такими малозаметными самолетами как F-35B (оснащены достаточно мощными и помехоустойчивыми РЛС AN\APG-81) В совокупности оба образца техники позволяют устойчиво сопровождать малозаметные истребители начиная с дальности 400 км.

С учетом того, что в начале лета 2018 г. с визитом в Иране побывала большая группа китайских военных специалистов, можно предположить, что РЛС JY-26 были внедрены в систему ПВО ИРИ и подключены к постам боевого управления зенитно-ракетных систем С-300ПМУ2 и их иранских копий под обозначением «Бавар-373». Кроме того, РЛС JY-26 и системы YLC-20 позволят батареям зенитных ракет других типов заблаговременно выполнять подготовку к отражению воздушного налета.

Второй фактор, который сдерживает американских военных от резких действий в отношении Ирана – это проведенные пуски новой противокорабельной ракеты берегового базирования под обозначением Fateh-Mobin (также известна как Fateh-110Mod 3). Американские военные специалисты полагают, что при создании данного образца ракетного вооружения иранские конструкторы использовали техническую документацию по китайской баллистической противокорабельной ракете средней дальности «Восточный ветер-21Д». Максимальная дальность пуска новой иранской ракеты оценивается от 300 до 500 км.

Анализ фото- и видеоматериалов позволяет утверждать, что новая ПКР иранского производства предназначена для применения с наклонных пусковых установок, размещенных стационарно или на мобильных платформах. При втором варианте будет серьезно повышена боевая устойчивость ракетных подразделений. Следует отметить, что Fateh-Mobin поступит на вооружении в подразделения Корпуса стражей исламской революции, которые дислоцированы на укрепленных островных базах в акватории Ормузского пролива.

Известно, что программа разработки Fateh-Mobin была начата в апреле 2017 г., а в начале августа 2018 г. с военной базы на острове Джаск был проведен первый испытательный пуск двух ракет на дальность около 155 км по плавучим мишеням. Китайские специалисты полагают, что иранские конструкторы разместили в головной части ракеты систему телевизионного наведения, которая обнаруживает надводную цель в дневное время, а для успешного поражения кораблей вероятного противника установлен тепловизионный модуль. Анализ видеоматериалов с испытательных пусков показывает, что ракета пикирует на цель практически отвесно, поражение цели происходит за счет прямого контакта взрывателя ударного типа, который инициирует боевую часть фугасного типа (повышенная мощность).

Третий фактор, который учитывают американские военные – новые двухрежимные тяжелые ПКР под обозначением «Ормуз-2». По данным китайских источников, указанные ракеты имеют стартовую массу 3500 кг, из которых 650 кг. – масса боевой части. Известно, что силовая установка ПКР «Ормуз-2» составлена из твердотопливного ракетного ускорителя, компактного турбовентиляторного двигателя и еще одного твердотопливного ракетного двигателя. Очевидно, что ракетный ускоритель необходим для пуска ракеты (возможен с корабля, подводной лодки или вертолета) и придания ей начальной скорости.

В свою очередь турбовентиляторный двигатель необходим для выполнения полета на дозвуковой скорости на максимально возможную дальность (вероятно составляет 300 км.). При необходимости прорыва рубежей ПВО/ПРО корабельной группировки ракета включает твердотопливный двигатель, который позволяет развить сверхзвуковую скорость.

Китайские специалисты указывают, что подобная компоновочная схема использована в тяжелой ПКР «Инцзи-18», однако ракета китайского производства обладает большей дальностью пуска. Очевидно, что иранские конструкторы создавали новую ракету из расчета необходимости преодоления рубежа, создаваемый корабельной системой ПРО «Эгида», установленной на эсминцах проекта «Орли Берк» ВМС США.

Необходимо учитывать, что в акватории Персидского залива одновременно находится около восьми американских эсминцев и их возможностей по защите от  массированного ракетного обстрела вполне достаточно.  В этой связи ракетным подразделениям ВС ИРИ и КСИР необходимо иметь в своих арсеналах от 500 до 1000 ПКР «Ормуз-2», что позволит поддерживать стратегический баланс. В настоящее время в распоряжении иранских военных находится не более 200 рассматриваемых ракет, что конечно недостаточно для отражения нападения с моря.

Китайские аналитики отмечают, что кроме поставок новых РЛС, принятия на вооружение более мощных ПКР все большую актуальность приобретает вопрос надежности функционирования систем наведения вооружения ВС ИРИ. По оценкам обозревателей китайских специализированных изданий, в настоящее время оптимальный вариант для иранских военных – переход на использование приемников и передатчиков сигнала российской системы «ГЛОНАСС», которая вполне устойчиво функционирует даже в условиях постановки помех.

В дополнение к вышесказанному, представляется возможным указать, что китайские специалисты внимательно наблюдают за расширением контактов Москвы и Тегерана в военно-технической области. Следует отметить, что официальный Пекин также заинтересован в поддержке Ирана, поскольку это ближневосточное государство является долгосрочным партнером КНР во многих стратегических вопросах.

52.22MB | MySQL:103 | 0,467sec