О перспективах контактов Израиля с Боснией и Герцеговиной

В понедельник в Иерусалиме состоялась встреча премьер-министра Израиля Б.Нетаньяху и главы МИД Боснии и Герцеговины И.Црданака. В подавляющем большинстве СМИ переговоры трактуются в русле усилий, предпринимаемых правительством ближневосточной страны для продвижения своих интересов в мире в целом и на европейском пространстве в частности. Несмотря на то, что Боснии и Герцеговина не является государством-членом ЕС, Сараево в рамках реализации своего внешнеполитического курса делает акцент на интеграции в институты единой Европы, надеясь вступить в организацию к 2025 г. Помимо этого Босния и Герцеговина стремится активно участвовать в работе ООН и Совета Европы, что отвечает задаче израильской дипломатии по достижению максимальной лояльности к себе на международной арене.

Нынешний раунд переговоров, оставшийся практически без официального освещения с израильской стороны, был сосредоточен на обсуждении перспектив двустороннего сотрудничества. С точки зрения Иерусалима приоритетными направлениями могли бы оказаться сельское хозяйство, здравоохранение, информационные технологии. При этом ставка явно делается на то, что ближневосточное государство могло бы способствовать ускорению развития Боснии и Герцеговины, оказывая технологическую поддержку. Помимо этого, как утверждает сайт боснийского внешнеполитического ведомства, стороны обсудили и актуальные политические проблемы, среди которых борьба с международным терроризмом. Примечательно, но об акцентах на иранской или палестинской проблеме не сообщается, хотя после визита в Израиль И.Црданак запланировал посещение Палестины.

Надо сказать, что конфликтный потенциал обоих регионов долгое время оставался камнем преткновения для выхода отношений между государствами на новый уровень. Так, во время распада Югославии Иерусалим в большей степени солидаризировался с позицией сербов. Однако это не помешало поддержать усилия Сараево по вступлению в ООН в качестве самостоятельной единицы, проголосовав за одобрение данного шага в 1992 г. Помимо этого на финальных этапах Боснийской войны израильские власти совместно с Иорданией направляли в зону противостояния гуманитарные грузы и медикаменты. В 1993 г. правительство Израиля приняло решение о приеме боснийских беженцев, чем весьма удивило международное сообщество. Больше всего этим шагом были не довольны палестинцы, посчитавшие, что Иерусалим пытается таким образом отвлечь внимание от дискриминационных мер в отношении арабов, в частности депортаций с Западного берега Иордана и Газы. Израиль тогда настаивал, что условием приема беженцев является их последующее обязательное возвращение на родину после окончания вооруженной борьбы. Помимо этого отдельно было заявлено, что прибывшие беженцы являются мусульманами «другого рода» в отличие от ближневосточных, поскольку по сути своей представляют исламизированных славян, т.е. более дружественный народ.

К сентябрю 1997 г. стороны подошли, будучи готовыми установить полноценные дипломатические отношения. Однако демографическая ситуация в Боснии и Герцеговине предопределила, что для страны важным элементом её внешнеполитической активности оказалась солидаризация с палестинцами, что создало в дальнейшем сложности для более тесных контактов с Израилем. Впрочем, далеко не все население этого «осколка» бывшей Югославии было согласно с таким ранжированием приоритетов на Ближнем Востоке. Так, одна из двух составных частей страны – Республика Сербская – имела тенденцию к тому, чтобы препятствовать подобным шагам, что особенно ярко проявилось на примере попыток палестинцев присоединиться к ООН в качестве полноправного государства-члена в 2011 г.

Большую статью об отношениях Израиля и Республики Сербской весной 2014 г. опубликовал в Jerusalem Post писатель, президент ассоциации дружбы Израиль-Сербия М.Фроинд. Автор отметил, что населяющие республику с крайне запутанной системой власти, ставшей наследством Дейтонских соглашений, хорваты и боснийцы настаивали на поддержке палестинских устремлений, в то время как местные сербы были против. Именно их позиция не позволила добиться консенсуса, без которого нельзя было выступить за принятие резолюции на международном уровне.  Помимо этого М.Фроинд много писал о близости сербского и еврейского народа, которые гибли от рук хорватских усташей в годы Второй мировой войны.

Любопытно, но этот идеал настоящей дружбы, как выяснилось в ходе нынешнего визита, оказался ложным, что также стало предметом обсуждения Б.Нетаньяху и И.Црданака. Несколько лет назад Республика Сербская заявила об открытии своей собственной миссии в ближневосточной стране, что было весьма актуально, учитывая, что Сараево представлено в Израиле одним посольством, не имея дополнительных консульских учреждений. Однако, как затем выяснилось, офис ими фактически не использовался, что было выяснено журналистами и создало неприятный фон для дальнейшего взаимодействия. В этой связи по итогам переговоров глава МИД Боснии и Герцеговины заявил, что стороны пришли к пониманию, инцидент был исчерпан и не отразится на отношениях Израиля со страной в целом и Республикой Сербской в частности.

В целом можно говорить о том, что государства сегодня имеют неплохой потенциал для развития двусторонних отношений, хотя Сараево пока не имеет достаточных внешнеполитических рычагов, которые могли бы позволить войти в число приоритетных направлений дипломатии ближневосточного партнера. Хотя своими действиями Иерусалим четко доказывает в последнее время, что интерес к расширению связей далеко не всегда определяется размером страны и её собственным геополитическим влиянием.  Прежде всего, путь к более тесному сотрудничеству открыло бы вступление балканской страны в ЕС. Помимо этого сложности связаны с национальным составом Боснии и Герцеговины, что затрудняет расстановку четких приоритетов в ближневосточной политике.

62.81MB | MySQL:102 | 0,718sec