Standard & Poor’s о кредитном рейтинге Ирака

Как стало известно источнику портала «Аль-Иктисадыйя» в Лондоне, ссылающемуся в свою очередь на публикацию информационного агентства Reuters (Рейтерс) —  один из признанных «гуру» экономических рейтингов, агентство Standard & Poor’s (S & P), наряду с Moody’s и Fitch Ratings входящее в «большую тройку» международных рейтинговых агентств, выпустило прогноз, утверждающий, что долг Ирака и дефицит бюджета в ближайшей перспективе ухудшатся, и предупреждающий, «что любое увеличение долга может снизить кредитный рейтинг страны». Публикация рейтингового агентства такого класса воспринимается как истина в последней инстанции, и ее содержание не то чтобы является чем-то абсолютно неожиданным, но, тем не менее, диссонирует с некоторыми оптимистичными прогнозами касательно состояния финансовой системы Ирака, проистекающими из теоретического бюджетного профицита в связи с разницей определенной в нем, ранее, при разработке, и действительной ценой на нефть. Standard & Poor’s за то и ценят, что аналитики агентства исследуют сотни параметров и показателей, что обуславливает высокую достоверность их прогнозов.

Вывод агентства неутешителен.  «Государственный долг Ираку увеличится в течение следующих четырех лет», — заявили в агентстве.

«Дефицит государственного бюджета и текущего счета также ухудшится», — сообщает Reuters, со ссылкой на отчет Standard & Poor’s.

Что касается текущего момента, то Standard & Poor’s подтвердило кредитный рейтинг Ирака на уровне (B-/B) «со стабильным прогнозом». Напомним, что с точки долгосрочного кредитного рейтинга это следует понимать, как то, что эмитент платёжеспособен, «но неблагоприятные экономические условия, вероятнее всего, отрицательно повлияют на его возможности и готовность проводить выплаты по долгам». Краткосрочный же рейтинг для этой группы ненамного отличается от долгосрочного и гласит: долговое обязательство обладает спекулятивным характером. Эмитент хоть и обладает возможностями по его погашению, но «эти возможности очень чувствительны к неблагоприятным экономическим условиям».

«Стабильный прогноз отражает ожидания того, что меры политики в рамках программы МВФ будут содержать риски для финансовых результатов Ирака», — говорится в отчете аналитического агентства.

Но, Standard & Poor’s предупредило, что оно «может снизить свой рейтинг для Ирака, если произойдет резкое увеличение чистого государственного долга или расходов на его обслуживание».

По оценкам Международного валютного фонда, объем государственного долга в Ираке в прошлом году достиг 123 млрд долларов, или 63,8% ВВП.

В предыдущем докладе МВФ прогнозировалось, что долг Ирака в этом году вырастет до 132,4 млрд. долларов США, достигнув пика в 138 млрд. долл. США в 2020 году, прежде чем он снова начнет снижаться.

Центральный банк страны тем временем опубликовал данные, что общий доход Ирака в иностранной валюте за 13 лет составил 706 млрд долларов, из чего следует, что Иракский торговый банк (Trade Bank of Iraq) потратил 156 млрд долларов на государственный импорт.

«С 2003 года и до недавнего времени в иракской экономике наблюдался рост нефтяных ресурсов, что в значительной степени сопровождалось ростом мировых цен на нефть, и за последние годы привело к высоким показателям государственного бюджета, — рассуждает финансовый советник кабинета министров А.Салех, —  и на основе этого факта рождается большое количество домыслов, как среди специалистов, так и неспециалистов. Муссируются слухи о больших долларовых доходах, каковы их размеры, как они были рассчитаны, оприходованы и, в конечном счете как и на что они были потрачены?».

В недавнем пресс-релизе Центрального банка указывается, что «для устранения подозрений и путаницы, которые преобладают в этом вопросе, проведено уточнение объема реальных иностранных доходов, полученных Ираком, «путем подготовки сопоставления поступлений иракского правительства в иностранной валюты и обстоятельств расходов на период с 2005 по 2017 год».

Согласно этому исследованию выходит, что «общий объем поступлений Министерства финансов иностранной валюты за 2005-2017 годы составил около 706,23 млрд долларов США, из которых, сумма вырученная от продажи нефти, составила 703,11 млрд долларов США, или 99,5% от общей выручки, а остальная сумма по состоянию на 31/12/2017 находилась на начальном (на начало нового, 2018 года) балансе Министерства финансов».

В документе отмечается, что «эти средства распределяются по разным статьям, наиболее важным из которых является денежное поддержание внутреннего финансового рынка, местной валюты (путем проведения валютных аукционов), которые проводит Министерство финансов и объем средств, реализуемых в их рамках достиг в 2005-2017 годах примерно 488,6 млрд долларов США, или 69,5% от общего объема расходов.  Далее следуют расходы правительства Ирака за тот же период, которые проходили через Иракский торговый банк (ТБИ) и составили 156,9 млрд долл. США, или 22,3% от общих расходов, затем следуют расходы на оплату подрядчиков и контрактеров за выполненные нефтяные услуги, выплата причитающейся нефтяной компенсации и, наконец, военные расходы, в общей сложности, в размере 41,5 млрд долларов США, или 5,9% от общих расходов. Остальная часть, на которую приходится 2,3% общих расходов, была истрачена для того, чтобы обеспечить выплаты по долгам Ирака и другие расходы, наподобие различного рода компенсаций, штрафов, пеней и и выплат по решениям судебных органов.

А.Салех также привел данные по структуре доходов и расходов бюджета.  «2012 год являлся самым «прибыльным» годом с точки зрения доходов, с общим доходом в 106,23 млрд долларов США, а 2013 год был самым затратным годом, с точки зрения расходов, с общим объемом расходов в, примерно, 97,45 млрд долл. США.  Темп роста доходов бюджета в период д 2005-2013 годов составил 21.7% по сравнению с 5,4% за 2014-2017 годы. Общие расходы бюджета выросли на 24,3% за период 2005-2013 гг., тогда за период 2014-2017 гг. этот показатель составил всего 9,1%.

Рейтинг кредитоспособности Ирака, опубликованный Standard & Poor’s, меньше всего располагает правительство страны, которое будет сформировано на днях, к «благодушному почиванию на лаврах» профицита бюджета. Неизвестно, что произойдет с ценами на энергоносители в будущем году, существует еще великое множество других различных неизвестных переменных, способных обнулить этот профицит.

62.89MB | MySQL:105 | 0,824sec