Оценки китайских специалистов инфраструктуры ВМС Исламской Республики Иран

В условиях сохраняющейся напряженности в Персидском заливе, «сдавливающем» присутствии надводных кораблей ВМС США иранские военные моряки вынуждены постоянно находится в высокой степени боевой готовности, проводить учебные мероприятия, испытания новых систем вооружения и т.д. Следует отметить, что задачу по защите морской границы, шельфовых нефтепромыслов, нефтедобывающих платформ и терминалов выполняют как подразделения ВМС ИРИ, так и морские подразделения КСИР.

Обозреватели китайского специализированного военно-технического издания «Корабельное знание» провели анализ системы пунктов постоянного базирования, которые используют как ВМС ИРИ, так и морские подразделения КСИР для размещения имеющихся надводных и подводных кораблей. Вполне естественно, что большинство военно-морских баз и пунктов материально-технического снабжения ВМС ИРИ и КСИР расположено на побережье Персидского залива, островах, с которых возможно достаточно оперативно выдвигать силы для контроля Ормузского пролива.

По данным китайских источников, иранские военные провели анализ вооруженного конфликта с Ираком и на основе полученных данных приняли решение о модернизации и развитии системы пунктов базирования ВМС, которые должны быть многофункциональными базами, позволяющими не только дислоцировать корабли или подводные лодки, но и проводить их обслуживание или ремонт. В ходе анализа ирано-иракского вооруженного конфликта специалисты ВМС ИРИ установили, что для успешного выполнения операций на морском театре военных действий необходимы универсальные транспорты снабжения, которые в 1990-е гг. стали создавать на базе нефтеналивных танкеров.

Самой передовой военно-морской базой ВМС ИРИ является Чахбахар, которую начали строить в 70-е гг. прошлого столетия. Известно, что первоначально в порту Чахбахар должны были построить пункт материально-технического обслуживания ВМС ИРИ, который позволил бы проводить мелкий ремонт и обслуживание надводных кораблей и подводных лодок. Следует отметить, что все причальные сооружения ВМБ «Чахбахар» выполнены железобетонными, что позволяет выполнять швартовку надводных кораблей и судов любого водоизмещения.

Как полагают западные специалисты на территории ВМБ «Чахбахар» возможно размещение дизель-электрические подводные лодки проекта 877 ЭКМ. Данные лодки предназначены для обороны морского побережья, военных баз и других стратегических объектов, а также патрулирования морских районов и поиска подводных лодок вероятного противника. Рассматриваемая база позволит ДЭПЛ 877 ЭКМ достаточно оперативно выходить в море и занимать наиболее выгодные позиции в Оманском заливе и Аравийском море на случай вооруженного конфликта.

Следующей по мере приближения к Ормузскому проливу является ВМБ «Джаск», расположенная в одноименно порту. Причальное сооружение военной базы позволяет швартовать небольшие надводные корабли и подводные лодки

Крупнейшим пунктом дислокации подразделений ВМС ИРИ является ВМБ «Бендер Аббас», на территории которой располагается штаб ВМС. Развитая инфраструктура базы позволяет дислоцировать практически все наличные силы сторожевых кораблей, подводных лодок разных проектов.

Представляется возможным указать, что вход в базу прикрыт двумя мощными волнорезами. Китайские специалисты отмечают, что фактически ВМБ «Бендер Аббас» состоит из трех районов базирования с мощными железобетонными причальными сооружениями.

Кроме причалов, в акватории рассматриваемой базы расположен судостроительный/судоремонтный завод «Шахид Дарвиши» – ведущее предприятие Ирана по строительству надводных и подводных кораблей. Для выполнения комплекса работ на территории базы построено два сухих дока длиной 150 м каждый.

В восточном секторе базы расположены причалы для ДЭПЛ проекта 877 ЭКМ, а также мини ПЛ проекта «Гадр» иранского производства (предназначены преимущественно для скрытной постановки мин в Ормузском проливе). Также возведен причал для размагничивания.

К западу от ВМБ возведена авиационная база подразделений морской авиации ВМС ИРИ, на которой дислоцированы самолеты различных типов –F-27, Da-20, P-3F и противолодочные вертолеты SH-3D, AB-212AS, а также транспортные вертолеты Ми-17, которые модифицированы для обеспечения пусков противокорабельных ракет китайского (HY-2, C-801, C-802) и советского производства (SS-N-22 «Ожог»).

По данным китайских источников, на данной АвБ организовано хранения указанных ракет, а также создан центр по разработке новых образцов противокорабельного ракетного вооружения. Как показывает практика вооруженного конфликта в Йемене, ПКР иранского производства довольно эффективны даже против современных надводных боевых кораблей, особенно при недостаточной квалификации их экипажей.

Следующей по значению является ВМБ «Бушер», которая расположена в одном из районов одноименного города. Основная задача надводных кораблей и подразделения МА ВМС ИРИ (базируются на близлежащем аэродроме) защита атомной электростанции.

По данным китайских источников, на территории ВМБ «Бушер» расположен Научно-технический центр военно-морской техники, в котором ведут разработку новых узлов и агрегатов для перспективных кораблей и подводных лодок. К северо-западу от ВМБ «Бушер» находится база «Харк», расположенная на одноименном острове. Следует отметить, что на данном острове расположен один из крупнейших нефтяных терминалов ИРИ и его защита является основной задачей корабельного и авиационного подразделений (есть аэродром), дислоцированных на о.Харк.

Самым северным пунктом базирования подразделений ВМС ИРИ является ВМБ «Хорремшехр», расположенная в непосредственной близости от границы с Ираком. В настоящее время на данной базе расположен научно-технический университет ВМС ИРИ, сотрудники которого разрабатывают новые образцы вооружения для подводных лодок.

Кроме ВМБ в акватории Персидского залива ВМС ИРИ располагают базой «Энзели» в акватории Каспийского моря. На территории упомянутой базы расположен штаб группировки ВМС ИРИ на Каспии, а также второе по значимости военной судостроительное предприятие – Shahid Tammjidi Maritime Industry. На мощностях данного предприятия осуществляется строительство новых сторожевых кораблей проекта Moudge и подводных лодок проекта Fateh, а также ремонт действующих кораблей.

Китайские специалисты отмечают, что одноименный порт Энзели (провинция Гилян) является важнейшим объектом транспортной инфраструктуры Ирана на побережье Каспийского моря, что подтверждено решениями высшего руководства ИРИ о создании зоны свободной торговли и промышленного парка.

К востоку от ВМБ «Энзели» располагает вторая «каспийская» база ВМС ИРИ под обозначением «Ношахр», на территории которой действует главный центр по подготовке будущих офицеров для ВМС и КСИР –   Морской университет имени аятоллы Хомейни. Кроме того, на территории базы расположен институт подготовки офицеров штабов ВМС.

Китайские специалисты указывают, что задачи по патрулированию морских границ и защиты государства от нападения с моря выполняют подразделения КСИР, которые насчитывают около 20 000 военнослужащих. На вооружении морских подразделений КСИР находится около 1500 катеров разных классов и назначения, которые распределены как между указанными выше ВМБ, так и на «островных» базах, которые находятся в исключительном ведении КСИР. К таким пунктам дислокации следует отнести ВМБ «Фарси», «Ларак», «Сирри» и «Абу Муса».

Китайские специалисты отмечают, что о ВМБ «Фарси» известно крайне мало в связи с высокими уровнем секретности. В отношении баз «Ларак» и «Сирри» известно, что на них расположены основные «москитные» сил КСИР, а кроме того, островные аэродромы позволяют базировать вертолеты и истребители, которые обеспечат прикрытие от ударов с воздуха.

По данным китайских источников, ВМБ «Абу Муса» является самым мощным военно-морским объектом КСИР – вокруг базы создана сеть подземных укреплений с долговременным огневыми точками (размещены танки). Противоздушную оборону острова обеспечивают батарея зенитных управляемых ракет «Хок» и батарея зенитных пушек. Кроме того, с укрепленных позиций возможны пуски ПКР С-802.

52.2MB | MySQL:103 | 0,487sec