«Кючукчекмеджийский пролив» — Станет ли последний вариант маршрута Стамбульского канала окончательным?

На бизнес-форуме «Турция-Сербия»  Белграде 10 октября 2017 г. президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган анонсировал очередной перенос сроков строительства Стамбульского канала на конец 2017 – начало 2018 г.[i] 15 января 2018 г. министр транспорта и морских коммуникаций Турции Ахмет Арслан заявил, что в 2018 г. будет проведен тендер на строительство Стамбульского канала, после чего начнутся землеустроительные работы. Длина Стамбульского канала составит 45,2 км, ширина 400 м, глубина 25 м (согласно другим данным, ширина канала составит от 250 м до  600-1000 м – в зависимости о того, где будут расположены доки[ii]).  Общая площадь канала составит 30 млн кв. м. Канал будет проложен западнее пролива Босфор (восточнее со стороны Мраморного моря), от озера Кючукчекмедже через водохранилище Сазлидере и водоем Дурусу до пункта Карабурун – на черноморского побережье. «Мы пройдем через Кючюкчекмедже (между районами Стамбула Эсенюрт и Авджилар на европейской стороне Мраморного моря – А. Б.) и водохранилище Сазлидере и выйдем к Черному морю южнее дамбы Теркос» — цитировало слова Ахмета Арслана  агентство Anadolu[iii]. Таким образом, часть города будет отделена от остального Стамбула, превратившись в «турецкий Манхеттен». 19 из 35 районов Стамбула (исторический центр города) окажутся на острове.

На сегодняшний день известно, что  первые 7 км маршрута пройдут через озеро Кючукчекмедже, 9,5 км через населенные пункты Авджилар и Башакшехир. Основная же 28,6-километровая часть маршрута будет проложена через деревню Арнавуткёй[iv]. Маршрут канала затронет плотину Сазлидере (12 км), пройдя через районы Алтыншехир и район Шахинтепе к Дурусу (вблизи Чёрного моря, восточнее озера Теркос).  Не менее 1 км пути приходится на лесной массив. Канал сильно затронет жилой район  Шахинтепе, где проживает 35000 чел.  Из 45 км пути 23 км будут в собственности правительства (строительство предполагается осуществить  по  смешанной модели «строительство-эксплуатация-передача»). В рамках проекта в районе  Чёрного и Мраморного морей будут построены грузовые  порты (длина порта в Черном море составит 4,8 км) и логистический центр (площадью 500 га). Третий Стамбульский аэропорт будет подключен к проекту по железной дороге. Кроме того, на берегу озера Башакшехир будут построены два причала для 200 и 860 яхт[v]. Предполагается также построить шесть мостов, в том числе для железнодорожного транспорта, и шесть дополнительных мостов для пропуска диких животных. В канале будут созданы аварийные пулы (бассейны), в Мраморном и Чёрном море маяки и зоны ожидания[vi].

Таким образом, обществу впервые был представлен детальный проект маршрута. Однако станет ли он окончательным? Напомним, что первоначальный маршрут Стамбульского канала был анонсирован в 2011 г. Построить его планировалось к северо-западу от Босфора западнее города Силиври (в турецкой Фракии), поскольку расположенные ближе к Стамбулу районы густо населены[vii]. Однако мощная общественная критика проекта, прежде всего, со стороны экологов вынудило правительство Турции скорректировать прежний вариант. В начале 2015 г. Стамбульский канал вновь стал предметом обсуждения в турецких СМИ.  В проект были внесены некоторые изменения. Предполагалось, что протяженность канала составит 43 км, а ширина 400 м (ранее расстояние составляло 50 м, а ширина 120-150 м). Максимальная высота зданий на берегу канала была ограничено шестью уровнями. Предполагалось создать жилой массив на 500 тыс. человек, что было намного меньше по сравнению с первоначальными планами (1 млн 200 тыс. человек). В основу жилого комплекса был положен архитектурный стиль сельджуков, что должно было продемонстрировать стремление к сохранению исторического облика Стамбула. Реанимация стамбульского проекта была воспринята как очередной политический лозунг накануне всеобщих парламентских выборов. 4 октября 2015 г. премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу  обнародовал предвыборный манифест ПСР, пообещав, что ПСР «завершит реализацию Стамбульского канала и преподнесет его в качестве подарка городу, Турции, и миру»[viii].  В феврале 2016 г. в проекте строительства Стамбульского вновь произошли изменения. Новый маршрут должен был пройти много западнее первоначального варианта. Были скорректированы и чисто технические детали проекта. Отныне длина канала должна была составлять от 45 до 50 км. Расходы на строительство Стамбульского канала были оценены в $ 20 млрд. В середине  апреля 2017 г. Ахмет Арслан заявил, что его министерство приступила к выработке окончательного варианта пути[ix]. По словам Арслана, выбор окончательного варианта тщательно прорабатывался и был сделан после тщательного изучения пяти альтернативных вариантов. Маршруты не анонсировались – обществу был представлен лишь окончательный вариант. К 15 января 2018 г. на маршруте были произведены «пилотные» раскопки. По словам Арслан, к концу 2017 г. было завершено 17 000 м бурения. Он заверил, что к началу 2018 г. в зоне строительства были закончены подготовительные работы, в том числе оценка угрозы землетрясений, цунами, ветровой и волновой активности, а также  геологические изыскания. Между тем не проработан последний участок маршрута: Дурусу – Карабурун. В официальных заявлениях Дурусу значится пока как конечный участок маршрута. Таким образом, вопрос об окончательном направлении пути,  которое неоднократно менялось, по всей видимости, еще не решен. Маршрут проблематичен с сейсмологической точки зрения. Его прокладка поставит под угрозу традиционные резервуары воды для Стамбула и археологическое наследие исторической столицы Турции. Имеет значение и «человеческий» фактор. Ряд населенных пунктов, лежащих на пути Стамбульского канала (см. выше), подлежат затоплению. Механизм компенсационных выплат не проработан, при этом многие жители не хотят покидать родные места. На сегодняшний день Турция активно готовится к запуску проекта[x]. Однако тендер еще не проведен, а на предполагаемым маршруте продолжаются геолого-разведочные работы.  Все это позволяет предположить, что маршрут самого грандиозного проекта Турецкой Республики еще может претерпеть изменения.

 

[i] URL: http://www.al-monitor.com/pulse/originals/2017/02/turkey-canal-istanbul-project-lots-of-dreaming.html

[ii] İstanbul’un 19 ilçesi adalı olacak! 6 köprü il ebirbirine bağlanacak. URL: http://www.hurriyet.com. tr/ekonomi/ istanbulun-19-ilcesi-adali-olacak-6-kopru-ile-birbirine-baglanacak-40719953.

[iii]Турция создаст Кючюкчекмеджийский пролив. URL:http://vestikavkaza.ru/news/Turtsiya-sozdast-Kyuchyukchekmedzhskiy-proliv.html.

[iv]Route of contentious Kanal Istanbul project finalized. URL:http://www.hurriyetdailynews.com/route-of-contentious-kanal-istanbul-project-finalized-123664.

[v]«Kanal İstanbul» hazır: İhale süreci başladı, sondaj çalışması için ilk kazma vuruldu. URL:http://www. diken.com.tr/  kanal-istanbul-hazir-ihale-sureci-basladi-sondaj-calismasi-icin-ilk-kazma-vuruldu/.

[vi]Last details about the Istanbul Canal Project. URL:http://www.rimainvestment.com/blog/32/281/last-details-about-the-istanbul-canal-project.html.

[vii]Турция построит канал в обход Босфора «The Associated Press», США, 28 апреля 2011. URL:http:// imperiya. by/news.html?id=64311.

[viii] URL:http://www.hurriyetdailynews.com/is-kanal-istanbul-a-gift-to-istanbul-.aspx?pageID =449&nID= 89433&NewsCatID= 402GİLA BENMAYOR October/06/2015

[ix]Bridges to be built first in Kanal Istanbul project.URL: https://www.dailysabah.com/economy/2017/04/12/bridges-to-be-built-first-in-kanal-istanbul-project.

[x] Эрдоган заявил о готовности Турции к строительству канала «Стамбул». URL: https://ria.ru/ world/ 20180818/1526784826.html

52.17MB | MySQL:103 | 0,462sec