Оценки китайских специалистов противостояния ВВС Израиля и ПВО Сирии

Как известно, 10 мая 2018 г. ВВС Израиля задействовали истребители F-16I и истребители-бомбардировщики F-15I (всего 28 самолетов) для нанесения ракетно-бомбового удара по 50 «иранским» военным объектам (в основном склады ракетного вооружения и базы хранения техники), расположенным на территории Сирийской Арабской Республики. В ходе ракетно-бомбового удара пилоты боевых самолетов ВВС Израиля использовали 10 крылатых ракет воздушного базирования (КРВБ) «Дэлайла» и 60 оперенных корректируемых авиационных бомб увеличенной дальности. В результате крупнейшего с 1973 г. авиационного налета ВВС Израиля на военных объектах в Сирии погибло 23 человека, а именно 5 офицеров ВС  САР и 18 иранских военных специалистов.

Кроме баз хранения под ударом израильской тактической авиации оказались информационный и разведывательный центры ВС САР, база снабжения и склад горюче-смазочных материалов правительственных сил. По оценкам китайских специалистов, для поражения целей расположенных севернее Дамаска истребители ВВС Израиля наносили удары из воздушного пространства Ливана, т.е. действовали через «северный коридор», а для ударов по объектам в Дераа, Эс-Сувейде и Эль-Кунейтре был использован «южный маршрут», проложенный над территорией Иордании.

Следует отметить, что ВВС Израиля регулярно используют «южный маршрут» для выполнения разведывательных и ударных задач, в ходе которых задействованы малозаметные истребители F-35I Adir. Подобное стратегическое решение позволяет израильским пилотам безопасно входить в воздушное пространство Сирии, наносить удары по определенным целям и возвращаться на аэродромы базирования.

По данным китайских источников, истребители F-35I Adir позволили американским и израильским военным собрать достаточное количество информации о возможностях ПВО Сирии и действиях тактической авиации ВКС РФ, которая задействует истребители Су-35С и истребители-бомбардировщики Су-34 для высокоточных ударов по укрепленным объектам противника. По словам офицеров Центрального командования ВС США «истребители F-35I ВВС Израиля это просто пылесос разведывательной информации».

 

Причина авиационного налета от 10 мая 2018 г.

Следует отметить, что причиной такого массированного авианалета стал обстрел объектов Армии обороны Израиля в районе Голанских высот с территории Сирии. По данным китайских источников, иранские военные применили мобильную модульную реактивную систему залпового огня Fajr-5 (на базе грузового автомобиля с колесной формулой 6х6) для удара по центру радиотехнических исследований, командному пункту пограничной охраны, центру проводной и радиосвязи, центру радиоэлектронной борьбы, станции связи, наблюдательному пункту, вертолетной площадке и командному пункту 810-ого района. Китайские специалисты отмечают, что по данным объектам было выпущено 27 реактивных снарядов, из которых только 10 было перехвачено системой противоракетной обороны «Железный купол».

В отношении модульной РСЗО Fajr-5 известно, что она располагает пусковыми направляющими для боеприпасов калибра 220 мм и 330 мм обладающими максимальной дальность пуска 190 км. Боеприпасы данной РСЗО имеют КВО около 50 м и могут быть оснащены фугасной, кассетной или зажигательной боевой частью. Выбор БЧ позволяет наносить оптимальное поражение целям разного типа.

 

Анализ примененного вооружения

Следует отметить, что кроме «иранских» военных объектов в провинциях Дамаск, Хомс, Дераа, Эль-Кунейтра и Эс-Сувейда под удар попали четыре (по другим данным шесть) батарей ПВО ВС САР, на вооружении которых находятся мобильные зенитные ракетно-пушечные комплексы (ЗРПК) «Панцирь-С1» (по классификации НАТО SA-22 Greyhound). По данным китайских специализированных изданий, в результате авиационного налета пилотам ВВС Израиля удалось уничтожить 5 ЗРПК «Панцирь-С1», что составляет 1/7 или 1/8 (по разным данным сирийские военные получили из РФ от 36 до 40 «Панцирей») от общего числа этих комплексов, принятых на вооружение ВС САР.

Следует отметить, что к настоящему моменту было подтверждено уничтожение только одного ЗРПК, что стало возможным за счет данных, полученных от головной части телевизионного наведения КРВБ «Дэлайла». Указанные ракеты имеют длину 2,71 м, диаметр 0,33 м, размах крыльев 1,15 м, массу 187 кг из которых 30 кг это боевая часть. Максимальная скорость полета ракеты составляет 0,85 МАХа, а максимальная высота пуска 8500 м.

Двухканальная система наведения, состоящая из приемника сигнала GPS и телевизионного модуля  обеспечивает высокую точность – КВО менее 1 м.

Благодаря двухканальной системе шифрованной цифровой связи пилот самолета-носителя (истребители F-4E или F-16I) может получать изображение района цели до момента ее поражения. По оценкам китайских аналитиков, изображение с КРВБ «Делайла» также может быть передано в центр управления операцией для оперативного/ситуативного анализа и установления эффективности ракетного удара или выявления новых целей, для ликвидации которых необходимы дополнительные авиационные средства поражения.

Как известно китайским специалистам, ЗРПК «Панцирь-С1» фактически является модернизированной версией комплекса «Тунгуска» (по классификации НАТО SA-19) и является лучшим в мире образцом системы ПВО ближнего рубежа, которая благодаря новой радиолокационной станции (РЛС) S-диапазона способна обнаруживать воздушные цели на дальности до 40 км, одновременно сопровождать 20 целей. Система управления огнем позволяет одновременно вести обстрел четырех целей.

Первым средством перехвата являются зенитные управляемые ракеты 9М311М (или 57Е6), которые способны поражать цели на дальности 20 и на высотах до 15 км. Вторым средством борьбы с воздушной угрозой являются две зенитные пушки 2А38М (калибр 30 мм, темп стрельбы 2500 выстр./мин, боекомплект 1400 выстрелов), которые обладают эффективной дальностью ведения огня 4000 м и позволяют сбивать беспилотные летательные аппараты, неуправляемые снаряды и крылатые ракеты на высотах до 3000 м.

Кроме ЗРПК «Панцирь-С1» в отражении авиационного налета принимали участие батареи мобильно ЗРС средней дальности «Бук М2» и «Бук-М2Э» (на вооружении ПВО САР только 10 систем). В теории данные комплексы обладают высокой стойкостью к радиоэлектронным помехам и позволяют поражать воздушные цели на дальности от 3 до 32 км и на высотах от 15 до 22000 м. Также сирийские военные применили ЗРК С-125 для перехвата израильских истребителей

Следует отметить, что сирийским военным не удалось поразить ни один самолет ВВС Израиля и причиной этому является система радиоэлектронной войны Shute, элементы которой установлены на самолетах дальнего радиолокационного дозора (ДРД) Falcon (созданы на базе пассажирских Gulfstream G550), радиоэлектронной борьбы RC-12D и истребителях F-16I. Китайские специалисты указывают, что перед началом авиационного удара в воздух поднимаются самолеты ДРД и РЭБ, которые выполняют разведку радиообмена между подразделениями ПВО Сирии и осуществляют постановку адресных помех в отношении РЛС.

Отличительно особенностью системы Shute является то, что в помехах зашифрован специальный вирус, поражающий цифровые блоки управления наземных РЛС и других элементов системы ПВО, что приводит к полному «ослеплению» системы и ее неадекватной работе.

Обозреватели китайских специализированных изданий отмечают, что указанные самолеты ДРД и РЭБ ВВС Израиля совершают регулярные полеты в направлении на ПМТО ВМФ РФ в Тартусе и АвБ «Хмеймим» для постановки соответствующих помех при полетах разведывательных БПЛА, однако российские военные вполне успешно противодействуют этим попыткам. Так, в 2017 г. ЗРПК «Панцирь-С1», дислоцированные на АвБ «Хмеймим» сбили 17 БПЛА, запущенный с территории Израиля.

 

Как уже было сказано выше, при подготовке и нанесении ракетно-бомбовых ударов по объектам военной инфраструктуры Сирии израильские военные используют систему радиоэлектронной войны Shute, которая позволяет не только подавлять систему ПВО противника, но и вести разведку систем/сетей ПВО.

По данным китайских источников, в рамках каждой воздушной операции ВВС Израиля задействуют самолеты ДРД Falcon, аппаратура которых позволяет вести разведку в отношении систем связи батареи и дивизионов ПВО Сирийской Арабской Республики. Поскольку Falcon позволяет осуществлять только перехват сигнала, то для его дешифрования необходимо участие другого самолета, а именно самолета радиотехнической разведки RC-135 в модификациях U/V/W ВВС США, бортовой комплекс которого, позволяет осуществлять дешифрование сигналов большинства зенитно-ракетных систем советского/российского производства

Как указывают китайские специалисты, на период выполнения ударных задач ВВС США также сосредотачивают в регионе дополнительные самолеты, оснащенные компонентами системы Shute. Так, кроме указанных RC-135 U/V/W, на аэродромах в Израиле заблаговременно размещают самолеты РЭБ EC-130H, которые выполняют полеты на удалении 60-80 км от линии воздушной границы Сирии, что вполне достаточно для постановки помех в отношении некоторых ЗРС ПВО САР.

В случае если, аппаратное и программное обеспечение указанных выше самолетов не позволило дешифровать сигнал, то его ретранслируют в штаб сетевых операций Армии обороны Израиля, вычислительные системы которого в сочетании с высокой квалификацией военнослужащих (специалисты по электронной разведке) позволяют достаточно оперативно провести анализ сигнала и предложить меры по его блокированию или использованию в целях радиоэлектронного противодействия.

По данным китайских источников, основными объектами внимания подразделений радиотехнической разведки ВВС  Израиля являются любые зенитно-ракетные комплексы/системы и их РЛС, дислоцированные в зоне ПВО Дамаска.

После того, так сигнал системы ПВО был проанализирован, данные о его структуре и оптимальный алгоритм противодействия передаются на самолет радиоэлектронной борьбы ВВС Израиля RC-12D, который осуществляет постановку адресных помех. В случае если возможностей бортового оборудования данного самолета недостаточно к выполнению задачи подключают истребители F-16I, оснащенные контейнерными системами РЭБ. Самолеты двух типов могут согласованно ставить помехи в отношении одной или нескольких РЛС ПВО и проводить замеры интенсивности работы станции противника.

По оценкам китайских специалистов, большая продолжительность полета RC-12D позволяет специалистам радиотехнической разведки ВВС Израиля вести патрулирование вдоль воздушной границы САР в целях выявления новых позиций ПВО. Кроме того, бортовая аппаратура RC-12D позволяет перехватывать сигналы боевого управления ЗРС и заблаговременно предупреждать пилотов тактической авиации о готовящемся пуске зенитных ракет.

В случае если бортовая аппаратура RC-12D не смогла поставить помеху в отношении обнаруженной РЛС и ослепить ее, то пилот истребителя F-16I выполняет пуск противорадиолокационных или крылатых ракет как по вновь обнаруженным, так и заранее определенным целям.

Следует отметить, что сирийские подразделения ПВО при отражении воздушных налетов выполняют массированные пуски зенитных управляемых ракет (ЗУР), однако в большинстве случаев они не находят своих целей и падают в отдаленных районах Сирии или даже на территории сопредельного Ливана. Данное утверждение подтверждается информацией от разведывательных органов Ливана, чьи сотрудники регулярно обнаруживают неразорвавшиеся ракеты 3М9 от ЗРС 2К12 «Бук-М2».

Систематические промахи сирийских ПВО можно объяснить  эффективной работой бортовых системы РЭБ истребителей F-16I. Отдельные случаи осколочного повреждения и единственный пример успешного поражения истребителя такой модели можно объяснить именно сбоем систем РЭБ ВВС Израиля.

Китайские специалисты отмечают, что при сравнении возможностей  ПВО САР и ВВС Израиля представляется возможным утверждать, что вторые обладают подавляющим преимуществом и вполне способны выполнять «маневренный поиск и уничтожение» новых целей. Прежде всего под новыми целями следует понимать средние военно-транспортные самолеты ВВС ИРИ, обеспечивающие перевозку личного состава, вооружений и военной техники для подразделений «добровольцев» ВС ИРИ, КСИР и «Басидж».

Кроме того, благодаря «маневренному поиску» самолеты тактической авиации способны своевременно обнаруживать колонны техники, которая перевозит оперативно-тактические ракеты или боеприпасы для РСЗО Fajr-5 (длина до 9 м). Подобный тактический прием использовали летчики ВВС США в ходе операции «Буря в пустыне» в рамках мероприятий по охоте за мобильными пусковыми установками ракет типа «Скад»

Подводя итог вышесказанному представляется возможным выделить несколько проблемных моментов, которые необходимо решить специалистам и Командованию ПВО САР в целях противодействия налетам ВВС Израиля.

Во-первых, сирийским военным необходимо выработать системный подход к применению зенитных средств, поскольку зачастую батареи ЗРС С-125, 9К33 «Оса», 2К12 «Бук-М2» и «Панцирей» практически одновременно «бьют» по противнику, что недопустимо в условиях современного высокотехнологичного боя.

Во-вторых, Командование ПВО САР должно провести передислокацию подразделений, поскольку в основном они сосредоточены в южных районах и вокруг Дамаска, в следствие чего западные  и северные районы оставлены практически без прикрытия. Восточное направление прикрыто российскими системами ПВО, дислоцированными в Тартусе и на АвБ «Хмеймим», однако их возможности по обнаружению воздушных целей на южном и западном направлении ограничены из-за рельефа.

В-третьих, сирийским военным необходимо прекратить пагубную практику стационарного размещения мобильных комплексов типа «Бук-М2» и «Панцирь», которые необходимо регулярно перемещать при соблюдении мер по радиоэлектронной и тепловой маскировке. Следует отметить, что подтвержденный случай уничтожения одного «Панциря» в Сирии показывает шаблонность схем мышления сирийских военных, неоправданный выбор позиций и злостное пренебрежение требованиями боевого устава.

Эффективность действий тактической авиации ВВС Израиля обусловлена также и тем, что в большинстве своем «Буки» и «Панцири» расположены на стационарных позициях (в непосредственной близости от баз хранения боеприпасов), что позволяет израильским летчикам определить их максимальный радиус действия и находится вне зоны поражения.

Особое внимание китайских специалистов к этим двум комплексам обусловлено тем, что именно благодаря «Букам» и «Панцирям», для которых подготовлены маршруты движения и укрытия для перезарядки можно организовать высокоманевренную систему объектовой ПВО.

В дополнение к вышесказанному следует указать, что даже при подавляющем превосходстве ВВС Израиля можно выстроить вполне эффективную систему ПВО Сирии с использованием указанных выше комплексов. Однако, прежде всего, необходимо закрыть «белые пятна» в радиолокационном поле САР, восстановить систему радиолокационного предупреждения и при этом выбрать новые точки для размещения стационарных РЛС.

Только при нормальной работе системы радиолокационной разведки и наблюдения сирийские военные смогут в полной мере использовать возможности ЗРПК «Панцирь-С1» и новейших ЗРК «Бук-М2Э». Также необходимо в полной мере использовать средства маскировки и ложные цели.

52.31MB | MySQL:103 | 0,541sec