Судьба палестинских беженцев в Сирии как инструмент политических спекуляций

Правозащитная организация AGPS (Action Group for Palestinians of Syria, Группа действий в отношении палестинцев в Сирии), которая была создана в Лондоне в 2012 году для документирования «страданий палестинцев» в Сирии и подготовки списков жертв, заключенных и пропавших без вести «в застенках режима Асада», регулярно публикует отчеты о «зверствах», включая «химические атаки» режима на мирное население, и всевозможных «нарушениях прав человека» со стороны официальных сирийских властей[i]. Согласно последним данным НПО с начала сирийской войны в 2011 году уже зафиксировано 3840 убитых палестинцев. Статистика этой организации, которая, судя даже по указанным на сайте контактам, базируется в Великобритании, активно используется в пропагандистских, политических целях, а не с гуманитарной точки зрения.

В частности, как пишет в своей статье Эди Коэн из Бар-Иланского университета, специалист по межарабским отношениям, оперирующий представленной AGPS информацией, приведенные НПО цифры почти в четыре раза превышают число погибших за шесть лет первой интифады (декабрь 1987 года – сентябрь 1993 года). Обстоятельствами гибели палестинцев в Сирии стали прямые артиллерийские обстрелы, вооруженные столкновения, взрывы или пытки «в печально известных тюрьмах режима по всей стране».

Согласно сообщениям AGPS, 85 палестинцев были убиты в Сирии в первый год гражданской войны (2011 год). В 2012 году число погибших увеличилось до 776 человек. К 2013 году насчитывалось рекордное число  жертв среди палестинцев – 1015, а в 2014 году – 724 чел. В 2015 году погибло 502 человека, а за полгода 2016 года война в Сирии унесла жизни около 200 палестинцев[ii]. Замученных до смерти в сирийских тюрьмах палестинцев AGPS насчитала (согласно отчету от 22 августа 2018 года) 556 человек.

В дополнение к этому докладу AGPS Э.Коэн упоминает также впервые опубликованный сирийскими властями список имен, в числе которых 548 убитых палестинцев. Хотя в официальном докладе не говорится об обстоятельствах их гибели, «правозащитные группы сходятся во мнении, что эти палестинцы погибли в результате пыток [в застенках кровавого режима Асада], голода и отсутствия надлежащей медицинской помощи».

AGPS также указывает на то, что 1 690 палестинцев по-прежнему считаются пропавшими без вести. Согласно некоторым оценкам, эти люди либо были убиты в разные периоды кровавой сирийской гражданской войны, либо – «в лучшем случае» – все еще находятся в тюрьме. Следовательно, по меньшей мере, 5 522 палестинца либо были убиты, либо пропали без вести с 2011 года.

Наряду с убитыми или пропавшими без вести десятки тысяч палестинцев в Сирии потеряли свои дома и работу. Лагерь для палестинских беженцев Ярмук, который стал домом для десятков тысяч человек, был полностью разрушен в ходе войны. Перед тем, как лагерь был разрушен, «режим Асада взял его в осаду». За это время в сирийских оппозиционных средствах массовой информации массово стали появляться изображения истощенных палестинцев. Согласно порталу «Военный обозреватель» на территории Сирии находится 13 лагерей палестинских беженцев: Дераа (создан в 1950 году), лагерь Наксы в Дераа (1967), Хама (1950), Хомс (1949), Джарамана в Дамаске (1948), Хан Дунун (1950), Хан Эшие (1949), Нейраб (1948), Кабр Иссит (1967), Сбейна в Дамаске (1948), Латакия (1956), Ярмук в Дамаске (1957), Айн аль-Таль (1962) и Хандарат (1962)[iii].

Ярмук, крупнейший лагерь палестинских беженцев в Сирии, расположен всего в восьми километрах от центра Дамаска. В июне 2002 года там проживало 112 000 палестинцев. К концу 2014 года население лагеря сократилось до менее чем 20 000 человек. Медицинские организации свидетельствуют о том, что многие жители лагеря страдают от ряда болезней

Судя по публикациям в прессе, в Израиле возмущены тем, что международные СМИ регулярно сообщают о «водном кризисе» в палестинских городах и деревнях, особенно на Западном берегу р. Иордан, изображая Израиль в негативном свете, однако западных журналистов не волнует, что происходит с обитателями лагеря Ярмук. Люди там находились без воды более 720 дней, а также жили без электричества в течение последних лет.

Три лагеря для палестинских беженцев находятся под полным контролем сирийской армии и сотрудничающих с ней палестинских организаций. Например, в лагере Ярмук комендантский час действовал более 970 дней, лагерь Эль-Сабина – более 820 дней, а в лагере палестинцев-суннитов Хандарат в северо-восточном пригороде Алеппо – более 1000 дней. «Большинство жителей этих лагерей были вынуждены покинуть свои дома. В Ярмуке 186 палестинцев умерли от голода или отсутствия должного медицинского ухода. Более 70% лагеря Дераа были полностью разрушены путем непрерывного обстрела сирийской армией и другими ополченцами», – писали в израильских СМИ, приводя данные за 2016 года.

По факту же лагеря освобождались от террористов. Так, лагерь Хандарат более двух лет контролировался вооруженными группировками, которых поддерживали США и Турция, а также террористическим бандформированием «Джебхат ан-Нусра» (запрещенным в РФ и ряде других стран). Сирийская армия и отряды ополчения бригад «Аль-Кудс» сформированные из бойцов палестинцев, многие из которых всю жизнь прожили в Хандарате, вернули полный контроль над  лагерем только в сентябре 2016 года[iv].

Тем не менее, в Израиле особо отмечают, что все эти страдания палестинцев от режима Асада не вызвали беспокойства руководства ПНА, мировых средств массовой информации или правозащитных организаций на Западе. В израильских публикациях, очевидно, возмущены тем, что никто не бьет тревогу, когда более 12 000 палестинцев томятся в сирийских тюрьмах, без права видеть адвоката или членов семьи, тогда как тема палестинских заключенных в израильских тюрьмах стоит остро. Среди палестинских заключенных в Сирии согласно данным, приводим израильскими СМИ на 2016 год, было 765 детей и 543 женщины. По данным палестинских источников, около 503 заключенных погибли в результате пыток, некоторые были изнасилованы следователями и тюремными охранниками.

Руководство ФАТХа и ХАМАСа несколько раз обращались к сирийским властям по вопросу освобождения палестинских заключенных, но, как сообщается в израильских СМИ, эти две организации просто пытались освободить некоторых своих товарищей.

Председатель Палестинской национальной администрации (ПНА) Махмуд Аббас (Абу Мазен) молчал и не осуждал президента Сирии Башара Асада или Иран. Более того, в 2016 году было открыто новое палестинское посольство в Дамаске. Сирия согласилась повысить статус палестинского дипломатического представительства ООП. Одновременно в Ливане, где с 1982 года вообще не было дипломатического представительства палестинцев, также поддержали идею открытия посольства Палестины в Бейруте[v]. К слову, в декабре 2017 года министр иностранных дел Ливана Джебран Басиль объявил о том, что Ливан обратился с просьбой создать посольство в Кудсе [название Иерусалима на арабском языке] как столице Палестины. Глава ПНА Махмуд Аббас просьбу принял и обещал «в кратчайшее время передать Ливану здание Восточном Кудсе для открытия посольства»[vi].

Отношение к этому событию среди рядовых палестинцев, якобы, было однозначным – предательство и торговля жизнями соплеменников ради политической выгоды. «Целью Организации освобождения Палестины [единственного законного представителя палестинского народа] является возобновление связей с режимом Асада, а не обеспечение безопасности лагерей для палестинских беженцев или работа по освобождению палестинцев, содержащихся в сирийских тюрьмах». «Сирийский режим позволил ПНА открыть посольство в обмен на то, что Рамалла отвернулась от тяжелого положения палестинцев в Сирии». Люди жаловались, что дипломаты и представители ПНА в Дамаске, к которым им приходилось обращаться в прошлом, даже не отвечали на телефонные звонки.

«Получается, что палестинская кровь на Западном берегу р. Иордан и в секторе Газа  стоит гораздо дороже, чем кровь палестинцев в других частях света». Такие выводы на основе данных AGPS делаются в израильских публикациях не первый год. Они тиражируются в сети интернет и мировыми СМИ, в частности, The Algemeiner[vii], Middle east Monitor[viii] и др.

Подтекст таков: положение палестинцев на Западном берегу р. Иордан намного лучше, по сравнению с  Сирией, но именно на Израиль направлена вся мощь критики мирового сообщества. А тот факт, что вся Сирия разрушена, и по большей части в результате действий спонсируемых и вооруженных, в т.ч. израильским оружием, иностранных бандформирований – замалчивается. Упор делается на то, что о палестинцах, убитых военнослужащими Армии обороны Израиля (ЦАХАЛа), говорят в мире исключительно по той причине, что они дают повод для нападок на Израиль, будь то со стороны арабских государств или западного мира[ix].

Представителя израильского экспертного сообщества Э.Коэна возмущает, что, «несмотря на эти ужасы [происходящие с палестинцами в Сирии], ни один чиновник в Палестинской национальной администрации публично не осудил режим Асада». «Это невероятно. Где протест от ПНА, арабских и мировых новостных агентств, правозащитных групп, палестинских и арабских политиков? Где их осуждение военных преступлений президента Сирии Башара Асада против палестинцев? Почему каждый арабский законодатель в Израиле не подвергает суровой критике сирийского диктатора?» Ведь когда террорист из ХАМАСа или «Исламского джихада» из Газы гибнет в результате столкновения с солдатами ЦАХАЛа, в попытке заложить фугас у дороги или перелезть через пограничный забор с Израилем, т.е. нарушить государственную границу, то арабский и западный миры приходят в ярость. Лига арабских государств не замедлит обнародовать осуждение израильского произвола. «До пределов враждебный Кувейт» осуждает Израиль в ООН и пытается созвать Совет Безопасности ООН. Махмуд Аббас выступает с требованиями международной защиты палестинцев. Все эти проявления однобокой реакции круглосуточно освещаются арабской и западной прессой. «Но когда палестинцев убивают другие арабы, это никого уже не волнует – ни в арабском мире, ни даже среди самих палестинцев, будь то в ПНА или в Газе». Палестинцы, гибнущие от рук солдат ЦАХАЛа, являются инструментами в руках арабских стран и западной пропаганды, для подрыва и ослабления позиций Израиля на международной арене. Многочисленные правозащитные группы на Западе и в Израиле также активно работают над палестинской проблематикой и уделяют львиную долю внимания палестинским гражданам Израиля. Эксперт делает вывод о том, что «когда Израиль или евреи не могут быть обвинены в убийстве арабов, то до этих жертв уже никому нет дела».

В данном случае израильские эксперты и публицисты возмущаются предвзятым отношением к проблемам палестинцев на территории Западного берега р. Иордан и игнорированием их страданий в раздираемой войной Сирии, когда сами занимаются тем же – манипулированием фактами, –  только уже в своих интересах. Семь из тринадцати лагерей палестинских беженцев в Сирии находились под контролем салафитов. Сирия, когда-то приютившая палестинцев, фактически получила на своей территории потенциальные базы радикальных исламистов. Салафиты заняли лидирующие позиции в палестинских лагерях, использовали их в качестве постоянных баз и набирали боевиков из числа их жителей. Более половины палестинских лагерей не только попали под контроль иностранных джихадистов, но и добровольно пополняли ряды бандформирований, сражавшихся против законно избранной сирийской власти. Палестинское движение оказалось расколото. Против исламистов были вынуждены выступить отряды палестинских комитетов самообороны. Что касается ситуации в лагере Ярмук, то подразделения сирийской армии почти не участвовали в боях за лагерь, а перестрелки, в результате которых и гибли палестинцы, проходили в основном между исламистами и палестинцами из комитетов самообороны.

[i] Вскрытие могил после разрушительных химических атак сирийского правительства // AGPS. 22.08.2018. URL: http://www.actionpal.org.uk/en/reports/daily/22-08-2018en.pdf (на англ. яз.)

[ii] 3500 палестинцев погибли в Сирии, а что Абу Мазен? Празднует открытие нового посольства в Дамаске // Mida. 10.09.2016. URL: https://mida.org.il/2016/09/10/3500-פלסטינים-נהרגו-בסוריה-ואבו־מאזן-חוג/ (на иврите)

[iii] Более половины лагерей палестинских беженцев в Сирии контролируются салафитами

// Военный обозреватель. 15.08.2013. URL: http://warsonline.info/siriya/palestinskie-lagerya-v-sirii.html

[iv] Освобождение лагеря Хандарат в Сирии: турецкие баллоны и боеприпасы НАТО // РИА Новости. 26.09.2016. URL: https://ria.ru/syria/20160926/1477827962.html

[v] Абу Мазен нашел понимание в Сирии и Ливане //MIG news. 11.12.2016. URL: http://mignews.com/news/politic/world/111204_42826_24931.html

[vi] В Бейруте предложили открыть в Иерусалиме посольство Ливана в Палестине

// РИА Новости. 14.12.2017. URL: https://ria.ru/world/20171214/1510934249.html

[vii] В Сирии: палестинские жизни ценятся не так // The Algemeiner. 26.08.2018. URL: https://www.algemeiner.com/2018/08/26/in-syria-palestinian-blood-isnt-equal/ (на англ. яз.)

[viii] 3613 палестинцев убиты в Сирии с 2011 года: НПО // MEMO. 26.11.2017. URL: https://www.middleeastmonitor.com/20171126-3613-palestinians-killed-in-syria-since-2011-ngo/ (на англ. яз.)

[ix] Когда палестинские жизни оцениваются по-разному // Институт стратегических исследований Бегин-Садат. 24.08.2018. URL: https://besacenter.org/perspectives-papers/palestinians-syria-killed/ (на англ. яз.)

52.27MB | MySQL:103 | 0,695sec