Американское давление на Сирию: политика кнута и пряника

Последние недели демонстрируют нарастающий накал напряженности вокруг Сирии, свидетельствующий о намерении американской администрации не признавать стратегический проигрыш США в этой стране и попытаться сменить если не режим, то политическую ориентацию сирийского руководства. Одновременно нельзя назвать продуктивным и российско-американский переговорный процесс по сирийскому кризису и другим острым проблемам Ближнего Востока.

Нынешний этап обострения сирийского кризиса связан с предстоящим наступлением Сирийской Арабской Армии на Идлиб, являющийся последней зоной деэскалации в Сирии. К лету 2018 году Идлиб превратился в средоточие всех оппозиционных и джихадистских группировок на территории САР. В эту провинцию, начиная с декабря 2016 года, по договоренности с сирийским правительством эвакуировались боевики и члены их семей из Восточного Алеппо, Хомса, Забадани, Восточной Гуты, Дераа. В настоящее время население провинции Идлиб составляет 2,6 млн человек против 1,5 млн, живших здесь до гражданской войны. В ходе военного конфликта в Сирии население увеличилось только в трех провинциях: в Идлибе, в Латакии и Тартусе. Последние две провинции, населенные до войны в основном алавитами, испытали наплыв беженцев-суннитов из Северной Сирии. После эвакуации из провинции Идлиб в мае с.г. шиитов из находившихся долгое время в блокаде населенных пунктов Эль-Фуа и Кефрайя население этого региона окончательно приобрело гомогенный характер. В настоящее время оно состоит из сторонников радикальной салафитской идеологии. По оценкам американской газеты Financial Times, на территории провинции Идлиб сосредоточено не менее 18 тысяч боевиков. По мнению политолога Синана Хатахета из исследовательского центра Omran Dirasat, они вооружены гораздо лучше, чем боевики, недавно вытесненные правительственными войсками из Восточной Гуты и Дераа.

США всячески противятся варианту восстановления контроля над Идлибом со стороны центрального сирийского правительства. При этом в Вашингтоне всерьез рассматривается вариант воздушного удара по Сирии. В качестве предлога здесь, как и в апреле 2017 года, после событий в Хан-Шейхуне и в апреле 2018 года может быть использовано сфабрикованное «применение правительством Асада химического оружия».  В этой связи агентство «Блумберг» распространило высказывания советника президента США по национальной безопасности Джона Болтона о том, что в случае химической атаки в Идлибе США нанесут воздушные удары в глубине сирийской территории. При этом данные удары будут намного более разрушительными, чем их аналог весной с.г. В частности, некоторые арабские эксперты не исключают возможность нанесения удара по президентскому дворцу в Дамаске. По словам самого Дж.Болтона, он донес это до сведения секретаря Совета безопасности России Н.П.Патрушева во время их встречи в Женеве  23 августа.

Вторым признаком возросшей американской военной активности служит появление американского военного корабля Sullivans  с 56 крылатыми ракетами «Томагавк» на борту в Персидском заливе одновременно с переброской бомбардировщиков В-1В с полным боекомплектом на борту на военную базу США Эль-Удейд в Катаре. В этой связи Россия запросила проведение срочных консультаций в Совете Безопасности ООН по ситуации в Идлибе. Об этом заявил заместитель главы МИД РФ Сергей Рябков. Он также призвал западные страны не игнорировать информацию Москвы о готовящихся провокациях террористов и «Белых касок» с применением химического оружия. Это заявление было сделано после того как поступила информация о том, что в сирийский город Саракиб на склад террористической организации «Ахрар аш-Шам» были доставлены отравляющие вещества. Об этом сообщил глава Центра по примирению враждующих сторон в САР Алексей Цыганков, отметив, что груз сопровождали представители «Белых касок». Позднее часть химикатов перевезли на юг провинции Идлиб в пластиковых бочках без маркировки. По словам Цыганкова, таким образом боевики готовятся к инсценировке применения химоружия правительственными войсками.

Третьим фактором, указывающим на серьезность ситуации вокруг Идлиба, является произошедший 24 августа визит в Дамаск министра обороны Ирана, генерала Амира Хатами. На его встрече с сирийским коллегой, генералом Имадом Айюбом обсуждались вопросы, связанные с возможными действиями обеих сторон для противодействия возможной американской агрессии.

В-четвертых, на возросшую активность вооруженной оппозиции в Идлибе указывает неожиданное появление в информационном пространстве поле года молчания лидера группировки «Хайят Тахрир аш-Шам» (бывшая «Джебхат ан-нусра», запрещена в России) Абу Мухаммеда аль-Джулани. На этот раз он выступил с видеообращением из горного района провинции Латакия (что также указывает на то, что рамки Идлиба ему стали тесны). В данной записи лидер «Джебхат ан-нусры» призвал к «джихаду против безбожного государства» и отверг американские обвинения в том, что его группа является террористической организацией. Оживление Абу Мухаммеда аль-Джулани совпало с убийством боевиками 43 сторонников мирных переговоров с правительством Башара Асада из числа вооруженной оппозиции и представителей гражданского общества (они поддерживали контакты с российским Центром по примирению в Хмеймиме)  и арестом 500 других «примиренцев». Такая активизация не могла произойти без массивных финансовых вливаний. Учитывая связи между спецслужбами ряда государств Персидского залива с «Хайят тахрир аш-Шам» на эту группу  с легкостью могут выйти и американцы.

Складывается впечатление, что в Вашингтоне все еще надеются переломить сирийскую ситуацию в свою пользу. Об этом говорит и заявление помощника президента по национальной безопасности Джона Болтона 22 августа о том, что Россия «завязла» в Сирии, в связи с чем ищет тех, кто сможет финансировать послевоенное восстановление государства. Одновременно Болтон подчеркнул, что такая ситуация даёт Вашингтону «рычаги давления» на Москву.

Представляется, что двумя главными целями американской политики в отношении являются вытеснение из САР Ирана и проиранских группировок таких как ливанская «Хизбалла», а также попытка так или иначе утвердиться в богатых нефтяными и газовыми месторождениями к востоку от Евфрата. В этой связи необходимо рассматривать и некоторые недавние американские предложения сирийскому руководству. По сообщению ливанской газеты «Аль-Ахбар», в июле с.г. в Дамаске тайно побывала американская делегация во главе с одним из руководителей спецслужб США. В Сирию американцы прилетели на борту самолета из ОАЭ. Вслед за этим последовали четырехчасовые переговоры, которые представители США вели с сирийскими силовиками: руководителем Совета национальной безопасности Али Мамлюком, директором Сирийского управления общей безопасности Мухаммедом Диб Зейтуном и заместителем начальника Генштаба Сирийской Арабской Армии генералом Муваффаком Асадом.

На переговорах, по сообщению «Аль-Ахбар», американцы предложили сирийскому правительству полный вывод американских военнослужащих из Сирии (Заевфратья и в Эт-Танфе) в обмен на выполнение Дамаском трех условий. Во-первых, вывода всех проиранских формирований из Южной и Центральной Сирии и минимизации военного сотрудничества с Ираном. Во-вторых, выделение американским энергетическим компаниям доли в сирийских месторождениях нефти и газа к востоку от Евфрата. В-третьих, обмен информацией о джихадистских и террористических группировках. По словам журналиста газеты, на подобные предложения Али Мамлюк дал следующий ответ. По его словам, американцы на севере Сирии являются оккупантами и рано или поздно им все равно придется уйти. Поэтому предложение о выводе военных сил США является слабым аргументом в торге. На предложения сократить военное сотрудничество с Ираном и выйти из «оси сопротивления» он ответил категорическим отказом, заявив, что Сирия – это суверенное государство и сама будет выбирать себе союзников. В то же время он не исключил возможности получения американскими нефтяными компаниями концессий в Сирии и информационного сотрудничества спецслужб обеих стран по джихадистам, но отметил, что эти предложения будут рассматриваться только после восстановления дипломатических отношений и признания США нынешнего сирийского правительства в полном объеме.

Помимо внешнеполитических причин США к нанесению ударов по Сирии могут побуждать и внутренние. К ним относится сильная оппозиция администрации  президента Дональда Трампа со стороны Конгресса США. Причем на этот раз речь идет как о демократах, так и о многих республиканцах. По мнению главного редактора газеты «Рай аль-Йаум» Абдельбари Атвана, кресло под нынешним президентом США шатается в связи с «изменой» его адвоката Майкла Коэна, обнародовавшего на суде данные о незаконном финансировании предвыборной  кампании Трампа, а также уличение президента во лжи в связи с его отрицанием сексуальных связей со «звездой» порнофильмов Сторми Дэниелс и бывшей моделью «Плейбоя» Карен МакДугал. В этой связи вполне возможна попытка инициирования импичмента президента. По мнению арабского журналиста, Трамп для того, чтобы отвлечь внимание от своих сексуальных скандалов вполне может нанести удары по Сирии.

Таким образом, попытки наладить российско-американское сотрудничество по Сирии пока представляются малорезультативными. В Вашингтоне еще не потеряли надежду взять реванш за фактическое поражение в явной и тайной войне против правительства Асада и его союзников. По мнению Дмитрия Суслова, директора Центра европейской и международной безопасности при Высшей школе экономики (ВШЭ), участившиеся встречи на уровне министров обороны и секретарей Совета безопасности России и США говорят  не о сближении позиций сторон, а о том, что очень ухудшившиеся за последние 3 года российско-американские отношения «из этапа неконтролируемой конфронтации входят в конфронтацию контролируемую». По словам политолога, «США пытаются добиться от России односторонних уступок, на которые та вряд ли пойдет. В то же время сам процесс активизации контактов можно рассматривать положительно».

62.85MB | MySQL:102 | 0,478sec