Оценки китайских специалистов некоторых аспектов ухудшения военно-политических контактов между Пакистаном и США

Согласно решениям президента США Дональда Трампа приостановлена военно-финансовая помощь Пакистану, а также прекращена программа подготовки офицеров ВС Пакистана в высших военных учебных заведениях ВС США, которая действовала на протяжении нескольких десятилетий.

Как отмечают китайские обозреватели, действия Трампа это не первый случай ухудшения отношений между США и Пакистаном, которые имеют давнюю и сложную историю. Первый случай того, что США способны бросить своего партнера на произвол судьбы был зафиксирован на рубеже 60-70-х гг. прошлого столетия, когда США сначала установили с Пакистаном отношения для противодействия Индии, которая заручилась поддержкой у СССР и начала быстрыми темпами реализовывать программу по созданию ядерного оружия.

Однако, к моменту начала третьего индо-пакистанского конфликта в 1971 г. США прекратили поставки вооружений и Исламабад оказался «один на один» с сильным противником. Следует отметить, что сдержать индийское наступление ВС Пакистана смогли только благодаря тому, что в 1951 г. были налажены военно-политические и военно-технические контакты с КНР. Именно благодаря поставкам авиационной техники из Китая, в частности истребителей «Цзянь-6», ВВС Пакистана смогли оказать достойное сопротивление индийским боевым летчикам, которые пилотировали более тяжелые и мощные машины, советской постройки.

Второй случай неоднозначного поведения США был зафиксирован в период «агрессии» СССР в отношении Афганистана. Военно-политическое руководство Пакистана опасалось, что советские военные довольно быстро подавят любое сопротивление афганских повстанцев и после анализа региональной обстановки войдут в Пакистан для ликвидации самой основы афганского сопротивления – баз подготовки, складов хранения вооружения и т.д. В этот момент официальный Вашингтон решил использовать начавшийся конфликт в своих интересах.

В связи с принятыми в Белом доме решениями в Пакистан было направлено значительное количество сотрудников Центрального разведывательного управления и разведывательных подразделений ВС США, которые организовывали деятельность афганских моджахедов, инструктировали пакистанских военных, осуществляли сбор и анализ информации, проводили подготовку будущих моджахедов, а также собирали трофеи – образцы вооружений и военной техники ВС СССР, которые были потеряны в ходе напряженных боев. Китайские специалисты указывают, что за десять лет «афганской кампании» ВС СССР американским спецслужбам удалось провести через пакистанские командировки большое количество своих специалистов в области партизанской войны в сложных условиях Афганистана.

Следует отметить, что на тот период времени военно-политическое руководство КНР также считало, что СССР является агрессором и на этой «волне» предприятия китайского ОПК расширили сотрудничество с пакистанскими военными, которые снабжали афганских моджахедов стрелковым вооружением, боеприпасами и т.д. Китайские разведчики, переодетые в одежду моджахедов совершали вылазки на территорию Афганистана и самостоятельно вели наблюдение за советскими подразделения, анализировали тактику действий и по возможности собирали советскую технику/вооружение.

Одновременно, китайские военные «добывали» образцы американского вооружения. Именно в этот  период специалисты ОПК КНР познакомились с американскими ПЗРК «Стингер», а также с некоторыми узлами истребителей F-16, которые США поставили ВВС Пакистана в рамках программы Peace Gate.

Однако, по мере сокращения военного присутствия СССР в Афганистане стал иссякать поток финансовой и военной помощи из США, а поводом к его полной остановке послужили шесть подземных ядерных испытаний, которые пакистанские специалисты провели на двух полигонах в провинции Белуджистан (в непосредственной близости от границы с Исламской Республикой Иран). Следует отметить, что по причине этих испытаний страны Европы также прекратили всяческое сотрудничество с Пакистаном по военной линии.

В этих условиях, на помощь стратегическому партнеру пришел Пекин – военно-политическое руководство КНР осознавало, что поскольку Индия обладает ядерным оружием и активно развивает средства его доставки, а собственная оборонительная инфраструктура в западных и юго-западных регионах не гарантирует безопасности, то необходимо создать противовес в регионе.

В очередной раз официальный Вашингтон пошел на сближение с Исламабадом после террористических актов 11 сентября 2001 г., когда президент США Джордж Буш-младший принял решение о проведении операции по борьбе с исламистами – «Аль-Каидой» и «Талибан» (запрещены в России) на территории Афганистана. Китайские специалисты отмечают, что для выполнения поставленной задачи ВС США сосредоточили в указанной стране группировку численностью более 100 000 военнослужащих и значительное количество авиационной и бронетехники. Однако, за 12 лет «афганской кампании» американские военные так и не смогли победить «Талибан», поскольку уроки, которые давали сотрудники ЦРУ в ходе борьбы с ВС СССР были закреплены в тяжелейших для моджахедов боях с советскими военными.

В свою очередь, пакистанские военные также усвоили, что Пентагон и ЦРУ могут в один момент «предать союзника» и «выйти из игры». Именно это понимание обусловило тот факт, что даже при официальном содействии Исламабада, а именно Межведомственной разведке Пакистана (одна из сильнейших спецслужб в регионе), американские военные не получили информационного превосходства на поле боя. Кроме разведывательной информации американские военные зависели от функционирования транспортных коридоров, которые предоставляли пакистанские военные.

Китайские специалисты отмечают, что основным фактором, который омрачал сотрудничество США и Пакистана являлись периодические «ошибочные» бомбардировки населенных пунктов и подразделений пакистанских военных. По подсчетам китайских специалистов, в период с 2001 по 2013 от действий ВВС США погибло около 70 000 граждан и около 1000 военнослужащих ВС Пакистана. Кроме того, нестабильная обстановка в Афганистане спровоцировала перемещение около миллиона мирных пакистанцев в южные провинции страны.

Президент США Дж.Буш-младший пытался растопить «лед недоверия» в сердцах пакистанских военных и регулярно одобрял выделение финансов на помощь Пакистану в борьбе с террористической и исламистской угрозой и его линию даже продолжил Барак Обама (в первый срок исполнения полномочий президента США), который старался избегать обсуждения темы роли Пакистана в сохранении жизнеспособности исламистов, регулярно пополнявших свои запасы вооружения на базах хранения, рассредоточенных вдоль афгано-пакистанской границы. Следует отметить, что в период пребывания у власти Дж.Буша-малщего и Б.Обамы были даже «реанимированы» некоторые программы военно-технического сотрудничества.

Однако, в очередной раз сокращение контактов было увязано с тем, что США устранили Усаму бен Ладена (проживал в г.Абботтабад, Пакистан) и именно это стало поводом к сокращению военного присутствия в Афганистане. Основным результатом «афганской компании» США стал рост исламистской угрозы для Пакистана и КНР.

На настоящем этапе пакистано-американские отношения осложнены решениями Дональда Трампа, который действует с опорой на критерий «выгодно/не выгодно». Как известно, в качестве ответной меры военно-политическое руководство Пакистана приостановило передачу разведывательной информации для ВС США, и вполне вероятно, что следующим шагом станет прекращение функционирования основного сухопутного транспортного коридора Карачи – Торхам.

Следует отметить, что при организации данного транспортного коридора в 2001 г. официальный Исламабад требовал оплату за каждый автомобиль в размере 5000 долл. США (тариф за проезд), однако в реальности получал от 250 до 1000 долл. США.

В случае если Исламабад закроет коридор Карачи-Торхам, то ВВС США придется перераспределять ресурсы подразделений военно-транспортной авиации, чтобы обеспечить нормальное снабжение группировки войск численностью около 11000 военнослужащих.

Подводя итог вышесказанному, представляется возможным согласится с оценками китайских аналитиков в том, что действия президента США приведут к тому, что Исламабад, Пекин, Москва, Тегеран, Кабул и Анкара укрепят свое сотрудничество в области борьбы с терроризмом. Одновременно будет повышена интенсивность взаимодействия представителей внешнеполитических ведомств КНР, Афганистана и Пакистана – первая встреча руководителей МИД трех стран по вопросам борьбы с терроризмом состоялась в Пекине 26 декабря 2017 г.

62.84MB | MySQL:102 | 0,556sec