Ситуация в Марокко: июль 2018 г.

3 июля адвокаты активистов протестного движения «Хирак» сообщили, что всего за несколько дней в регионе Рифа были арестованы 16 человек, которые участвовали в различных акциях, развернувшихся в этом регионе после приговоров, вынесенных лидерам движения. В частности, 7 человек предстали перед прокурором Эль-Хосеймы, где находится эпицентр протестного движения, после беспорядков, развернувшихся в регионе 28 июня, два дня спустя после вынесения приговоров. Еще 9 человек обвиняются, в частности, в «участии в неразрешенной манифестации».

По данным местных властей, участники беспорядков забрасывали камнями стражей порядка, в результате чего ранения различной степени тяжести получили до 10 полицейских.

Ранее сообщалось, что 26 июня марокканская юстиция после 9-месячного процесса приговорила 53 активиста движения «Хирак», действующего в регионе с конца 2016 года, к срокам тюремного заключения от одного до 20 лет. Лидер движения Насер Зефзафи и три его ближайших сподвижника получили по 20 лет тюрьмы каждый по обвинению в «покушении на безопасность государства». Журналист Хамид аль-Махдауи, освещавший события в Рифе, получил 3 года тюрьмы по обвинению в «недоносительстве о попытке подорвать внутреннюю безопасность государства». По данным адвокатов, все 53 осужденных намерены подать апелляции на их приговоры.

Эти приговоры вызвали волну негодования в королевстве. Как заявил известный франко-марокканский писатель Тахар бен Джеллун, они вернули страну в «свинцовые годы» – так называют годы правления покойного короля Хасана II.

Писателю ответил премьер-министр Марокко Саадэддин аль-Османи, утверждавший, что «безответственно сравнивать то, что происходит в настоящее время в нашей стране в плане соблюдения прав человека со «свинцовыми годами»». Со своей стороны министр юстиции Марокко Мухаммед Ауджар в эфире французского телеканала France 24 указал на «достижения демократии» в королевстве, заверив, что процесс над активистами движения «Хирак» полностью соответствовал нормам марокканского законодательства.

Движение «Хирак» развернулось с октября 2016 года в знак протеста против маргинализации региона Рифа. С течением времени оно из движения социального протеста постепенно стало более политизированным.

8 июля в Касабланке несколько тысяч человек приняли участие в манифестации протеста против осуждения активистов движения «Хирак». В акции приняли участие активисты ряда левых партий, профобъединений, родственники осужденных. Шествие проходило под знаменами берберского движения, протестного «Движения 20-го февраля». Его участники скандировали лозунги «Свободу политическим заключенным!», «Да здравствует народ!», «Это государство коррумпировано!».

29 июля король Мухаммед VI в телевизионном обращении к нации по случаю 19-летней годовщины интронизации в очередной раз указывал правительству, которое в марокканских условиях ничего не решает, на необходимость принятия «срочных мер» в социальной сфере, и в частности, в вопросах здравоохранения и образования. При этом 54-летний монарх никоим образом не упомянул кризис в Рифе, хотя его выступление записывалось в ходе посещения Эль-Хосеймы.

19 июля марокканские власти объявили об аресте 15 человек, подозреваемых в участии в преступной сети, занимавшейся изготовлением фальшивых паспортов и сертификатов о месте жительства для кандидатов в незаконные иммигранты в Европу. Как сообщило Центральное бюро криминальных расследований (BCIJ), аресты начались с задержания в международном аэропорте Касабланки «Мухаммед V» двух кандидатов в иммигранты, пытавшихся вылететь в одну из европейских стран по фальшивым сертификатам о месте жительства. Арестованные вывели сыщиков на участников «преступной банды, действовавшей в нескольких городах королевства» и занимавшейся изготовлением фальшивых документов, а также организацией операций по незаконной иммиграции. При участниках «банды» были обнаружены «печати нескольких иностранных посольств в Марокко, марокканские печати, бланки марокканских и иностранных паспортов, специальная техника, использовавшаяся для изготовления фальшивок». Главными клиентами сети были молодые марокканцы, стремившиеся перебраться в Европу.

20 июля протестная акция пилотов марокканской авиакомпании Royal Air Maroc (RAM) привела к аннулированию 10 рейсов между Касабланкой и тремя странами Европы – Францией, Испанией, Италией. В руководстве авиакомпании назвали эту акцию забастовкой. Этот термин не использовала Марокканская ассоциация пилотов гражданской авиации. Глава RAM Абдельхамид Адду обвинил пилотов авиакомпании «в отсутствии стремления к достижению компромисса» и «избыточных требованиях». Марокканские пилоты настаивают на улучшении условий труда (сокращении времени налета) и увеличении зарплаты. Последняя, по данным  марокканских СМИ, в настоящее время составляет примерно 150 тысяч дирхамов (13,5 тысяч евро) в месяц.

Профсоюз Национальная федерация воздушного транспорта (входит во влиятельное профобъединение Марокканский союз труда) призвал стороны конфликта к «конструктивному диалогу» с тем, чтобы избежать сценарий 2009г. Тогда авиакомпания RAM, на 97% принадлежащая государству, пережила серьезный кризис, который подтолкнул ее руководство к реализации два года спустя социальной программы, призванной исправить «критическую ситуацию». В итоге равновесие было достигнуто в 2012 году, после чего главный марокканский авиаперевозчик основные усилия направил на развитие африканского направления.

К 25 июля число аннулированных рейсов выросло до 40, десятки рейсов были задержаны.

В настоящее время в RAM работают 3220 человек. Флот компании – 58 самолетов. Рейсы выполняются на 80 направлениях.

20 июля Марокко и Евросоюз объявили о завершении многомесячных переговоров относительно возобновления соглашения о морском рыболовстве, которые были осложнены западносахарской проблемой. В совместном заявлении стороны сообщили о достижении согласия относительно «содержания будущего соглашения о морском рыболовстве и протокола об условиях его реализации». Они приветствовали «конструктивный дух», превалировавший в ходе переговоров. Проект соглашения должен быть одобрен странами – участницами ЕС и Европейским парламентом. По некоторым данным, он распространяется на зону сахарских провинций Марокко, являющуюся объектом тяжбы между королевством и сепаратистским Фронтом ПОЛИСАРИО.

Из предыстории. 16 апреля страны ЕС дали «зеленый свет» Еврокомиссии на начало переговоров по новому соглашению о морском рыболовстве, при этом предлагалось учитывать решение европейской юстиции о Западной Сахаре.

Месяцем ранее Европейский суд (CJUE) принял решение о том, что ЕС и Марокко должны пересмотреть некоторые положения их сотрудничества в сфере морского рыболовства, которые якобы противоречат некоторым  нормам международного права, так как они не учитывают принцип возможности самоопределения Западной Сахары.

В итоге Еврокомиссия посчитала «возможным расширить действие будущего соглашения с Марокко на Западную Сахару при определенных условиях». Это решение вызвало гнев со стороны Фронта ПОЛИСАРИО.

Срок действия предыдущего соглашения истек 14 июля. Новое соглашение позволяет 128 судам ЕС вести промысел пелагических и прибрежных морепродуктов в обмен на ежегодную компенсацию в 52,2 млн евро, что на 30% превышает аналогичный показатель предыдущего соглашения. В марокканской экономической зоне промысел ведут суда 11 стран ЕС. Это, в первую очередь, Испания, Франция, Голландия и Латвия.

Уже 24 июля новое соглашение о рыболовстве было парафировано. По имеющимся данным, оно войдет в силу до конца текущего года.

26 июля очередной прорыв границы между Марокко и испанским анклавом Сеута через защитную стену высотой 6,5 метров совершили примерно 600 выходцев из африканских стран южнее Сахары. Это был самый массовый прорыв границы с февраля 2017 года, когда в анклав за 4 дня ворвались свыше 850 африканцев. При отражении атаки – а именно так надо рассматривать эти действия с массированным использованием африканцами гашеной извести – ранения получили свыше 15 сотрудников испанской Гражданской гвардии. 10 из них были госпитализированы. Сразу после прорыва через границу африканцы бегом бросились в центр приема иммигрантов, действующий в анклаве, где они имеют право подать прошение о предоставлении убежища.

При отражении атаки на границе марокканские полицейские действовали совместно с их испанскими коллегами. Им удалось задержать свыше 100 африканцев.

Что касается испанского правительства социалистов, пришедшего к власти в июне, то оно уже распорядилось демонтировать со стен, прикрывающих границу с Марокко, негуманную колючую проволоку. Со своей стороны профсоюз испанской Гражданской гвардии признал, что, возможно, колючка негуманна, но в замен на ее демонтаж потребовал увеличения численности сотрудников, охраняющих границы двух анклавов, а также их оснащения средствами индивидуальной защиты и средствами борьбы с массовыми беспорядками.

Стоит отметить, что «испанский» маршрут для нелегалов – то есть через Марокко — стал основным после того, как Италия закрыла свои границы, отказавшись принимать иммигрантов, спасенных в море.

В целом, проблема берберского севера Марокко несмотря на принимаемые марокканскими властями очевидно запоздалые меры по социально-экономическому развитию этого депрессивного региона чревата самыми непредсказуемыми последствиями. И, как представляется, только самые радикальные шаги, вплоть до смены наказаний активистам движения «Хирак» на условные могут хоть как то разрядить ситуацию.

52.21MB | MySQL:103 | 0,483sec