Иран выигрывает у США в Ираке

В течение недели в иракской внутриполитической жизни произошли два события, свидетельствующие об усилении иранских позиций в этой стране. Стоит напомнить, что после разгрома террористической организации «Исламское государство» (запрещено в России) резко обострилась борьба между США и Ираном за влияние в Ираке. Одновременно активизировалась и иракская политика основного ближневосточного союзника Америки – Саудовской Аравии. С лета 2017 года наследный принц Мухаммед бен Сальман начал устанавливать контакты с премьер-министром Ирака Хайдером аль-Абади и лидерами шиитских партий, прежде всего Муктадой ас-Садром. При этом ставилась задача отколоть от Ирана ряд умеренных шиитских партий и создать новое правительство, независимое от Тегерана и дружественное Вашингтону.

В иракской внутренней политике также стали происходить изменения. После парламентских выборов начали вырисовываться контуры коалиции между центристским блоком «Фатх», возглавляемым нынешним премьер-министром Хайдером аль-Абади и блоком «Ас-Саирун» Муктады ас-Садра. При этом последний не раз резко выступал против участия проиранских вооруженных формирований «Аль-Хашед аш-Шааби» в политической жизни Ирака. Одновременно тревожным сигналом для Тегерана прозвучали массовые социальные протесты, состоявшиеся в конце июля – начале сентября с.г. в южной провинции Басра. При этом было сожжено генеральное консульство ИРИ в Басре и зафиксированы случаи нападений демонстрантов на штаб-квартиры «Аль-Хашед аш-Шааби» и проиранских шиитских партий. В ряде иранских СМИ данные акции были расценены как результаты американо-саудовского заговора. Однако глубинными причинами массовых социальных протестов стали массовая безработица в южных районах Ирака, отключения электроэнергии и отсутствие доступа к чистой питьевой воде.

Таким образом, обозначилась угроза иранским интересам в Ираке. Судя по последним по времени событиям, Тегерану удалось эту угрозу купировать. Двумя новыми факторами внутриполитической жизни Ирака являются избрание нового спикера иракского парламента и выдвижение новых кандидатур на пост премьер-министра страны. 15 сентября парламент Ирака избрал 37-летнего Мухаммеда аль-Халбуси. Это самый молодой спикер парламента за всю новейшую историю Ирака. Напомним, что, согласно правилам иракской политической системы, введенным после американской оккупации этой страны в 2003 году, премьер-министром государства является шиит, президентом – представитель курдской общины, спикером парламента – суннит. Новый спикер Мухаммед аль-Халбуси является суннитом из провинции Анбар, преуспевающим бизнесменом. Свое состояние он сделал на контрактах для американских оккупационных войск. М.аль-Халбуси является депутатом высшего законодательного органа власти с 2014 года. В 2017 году покинул парламент для того, чтобы стать губернатором суннитской провинции Анбар, которая в 2014-2017 гг. была одним из бастионов террористической организации «Исламское государство». М.аль-Халбуси стал губернатором Анбара в связи с обвинениями в коррупции, предъявленными его предшественнику – Сухейбу Исмаилу ар-Рауи. Несмотря на тесные финансовые связи с американцами в прошлом, Мухаммед аль-Халбуси постепенно перешел в проиранский лагерь. Он является членом суннитского избирательного блока «Национальная ось», который в свою очередь входит в альянс «Бина» вместе с блоком «Фатх», представляющим вооруженные формирования «Аль-Хашед аш-Шааби», и группировкой бывшего премьера Нури аль-Малики «Правовое государство». Обе известны как убежденные сторонники иранского присутствия в Ираке. Таким образом, Мухаммед аль-Халбуси является выдвиженцем суннитских отрядов «Аль-Хашед аш-Шааби» (несмотря на то, что большинство боевиков «Аль-Хашед аш-Шааби» являются шиитами, в последнее время туда был инкорпорирована часть  суннитских племенных отрядов из Анбара). В этой связи необходимо отметить, что Тегеран, наконец, осознал необходимость подготовки своей агентуры влияния среди иракских суннитов, решив не делать ставку исключительно на шиитские партии.

Мухаммед аль-Халбуси является первым спикером парламента постсаддамовского Ирака, не принадлежащим к Иракской исламской партии (фактически местное отделение «Братьев-мусульман»). Все бывшие спикеры – Махмуд аль-Машхадани, Усама Нуджайфи и Салим аль-Джубури были выдвиженцами этой партии. На выборах спикера за М.аль-Халбуси было подано 169 голосов депутатов, в то время как за его основного противника, бывшего министра обороны Ирака Халеда аль-Обейди – 86 голосов. Что касается бывшего спикера Усамы Нуджайфи, который хотел вернуть себе прежнюю должность, то он вообще не набрал нужное количество подписей для участия в выборах. Первые шаги нового спикера сразу же обозначили его проиранскую направленность.  В первом же выступлении новый спикер иракского парламента заявил о своем крайне отрицательном отношении к антииранским санкциям, в которые его страну хотят втянуть США. Он отметил: «Иракский народ высоко оценивает поддержку, которую оказал ему Иран в прошлом и оказывает в настоящее время. Он отказывается выполнять требования экономического давления на Исламскую Республику Иран, и рассматривает такое давление, даже если оно исходит от Америки, как угнетение, а также будет решительно выступать против него». Новый спикер иракского парламента также пригласил своего иранского коллегу Али Лариджани посетить Ирак. Неслучайно, иранская консервативная газета «Кейхан» посвятила большую статью избранию нового спикера, расценив этот как провал американской политики, направленной на изоляцию Ирака от Ирана.

После избрания спикера остается выбрать новых президента и премьер-министра Ирака. Что касается президента, то эта должность закреплена за курдами. В качестве возможных кандидатов в будущие президенты Ирака рассматриваются кандидаты от ДПК и ПСК. Наиболее вероятными кандидатами от ДПК считаются бывший министр иностранных дел Ирака Хошияр Зебари, являющийся влиятельным членом клана Барзани, нынешний премьер-министр курдской автономии Нечирван Барзани, один из членов партийного руководства Фазиль Мирани. От ПСК на эту должность могут быть выдвинуты  бывший премьер-министр Иракского Курдистана и нынешний вице-премьер Ирака Бархам Салих, нынешний президент Фуад Маасум, партийные лидеры Мухаммед Сабир и Молла Бахтияр.

Другим возможным выигрышем Ирана является выдвижение проиранской кандидатуры на должность главы иракского правительства. Как стало известно, в качестве наиболее вероятной кандидатуры на должность премьера рассматривается проиранский политик Адиль Абдель Махди. Эту версию озвучила, в частности, иранская газета «Кейхан». У этого политика достаточно интересная биография. Он является  выходцем из элитной шиитской семьи. Его дед занимал министерский пост при иракской монархии, в правительстве Нури Саида. Однако сам Адиль Абдель Махди первоначально примкнул к левому движению.  В 1967 году он вступил в иракскую компартию. В 1969 году эмигрировал из Ирака. Получил экономическое образование во Франции, где прожил в течение нескольких десятилетий. В начале 1980-х годов, после разгрома коммунистов в Ираке, он разочаровался в коммунистическом движении и вступил в Высший совет исламской революции в Ираке (ВСИРИ). С этого времени он активно сотрудничает с иранскими спецслужбами и политическими кругами. После падения режима Саддама Хусейна он вернулся в страну, где занимал несколько важных постов, в том числе посты министра финансов (2004-2006 годы), вице-президента (2006-2011 годы), министра нефти (2014-2016 годы). В отличие от Хайдера аль-Абади он не сотрудничал с американцами, а в отличие от других политических лидеров не замешан в крупных скандалах.

Таким образом, Ирану удалось укрепить свое влияние в Ираке. В очередной раз Тегерану удалось переиграть американцев. В этот раз благодаря проведенной работе не только с шиитской, но и с суннитской общиной этой арабской страны. Избрание спикера иракского парламента означает также выход на политическую сцену нового поколения иракских политиков. Это политические лидеры, не прожившие по 20-30 лет в эмиграции и практически не помнящие диктатуру Саддама Хусейна. Хочется надеяться, что они отличаются большим прагматизмом и меньшей тягой к коррупции, чем их предшественники.

62.57MB | MySQL:102 | 0,529sec