Судан: О.аль-Башир укрепляет свои позиции перед выдвижением на третий президентский срок

Правительство Судана объявило о назначении министров финансов, внутренних дел и водных ресурсов после роспуска старого кабинета по причине экономического кризиса в стране. Об этом в четверг 14 сентября сообщило агентство Рейтер со ссылкой на заявление заместителя председателя правящей партии — Национального конгресса — Фейсала Хассана. По данным агентства, Хассан также объявил об объединении министерств нефти и горнорудной промышленности в рамках оптимизации нового кабинета министров (об причинах такого объединения поговорим ниже). В прошлый понедельник президент Судана Омар аль-Башир отправил в отставку правительство страны по причине тяжелейшего экономического кризиса. Он заявил, что перестановки и изменения в правительстве коснутся всех уровней исполнительной власти, включая госминистров, министров и главу правительства Судана. В настоящий момент страна испытывает острую нехватку иностранной валюты. Это уже привело к девальвации суданского фунта по отношению к доллару США и вынудило Центробанк дважды понижать его курс в январе. По этой причине в мае Хартум объявил о сокращении штата МИД и закрытии 13 дипломатических миссий за рубежом. Но в данном случае надо отметить, что реорганизация правительства и оптимизация его состава вызвана в том числе не только чисто экономическим кризисом, но и еще подготовкой президента Судана к формированию новой политической архитектуры с учетом его уже четко артикулированного желания идти на третий срок президентства.   В конце августа  с.г. Совет Шуры правящей партии Национальный конгресс большинством голосов проголосовал за внесение поправок в устав партии, что позволяет президенту Омару аль-Баширу баллотироваться на третий срок в 2020 году. Президент сумел восстановить  контроль над партийным аппаратом, и последние шесть месяцев там шли активные кадровые чистки с целью минимизации уровня влияния в нем его основных оппонентов. Под них попали как ветераны партии из числа тех, кто собственно организовывал военный переворот в 1989 году (бывший первый вице-президент О.Таха  и его ближний круг) и  «молодые силы», которые концентрировались в правительстве вокруг бывшего министра иностранных дел И.Гандура.   В данном случае смену кабинета министров надо рассматривать как четкую констатацию факта  окончания этого этапа ликвидации внутренней партийной оппозиции. Вторым, больше формальным препятствием для О.аль-Башира в рамках легализации его нового срока президентства будет внесение соответствующих изменений в конституцию страны, которая предусматривает максимум два президентских срока для одного кандидата. Но О.аль-Башир имеет почти полное большинство в парламенте, и оппозиционеры вряд ли в состоянии ему противостоять. Кроме того, он не только перестроил правящую партию, чтобы она служила его собственным амбициям, но и реструктурировал государственные институты, чтобы увеличить свои шансы остаться на посту, по крайней мере, до 2025 года. В этой связи он провел перестановки в командовании Вооруженных сил Судана, а также аппарате безопасности и разведки. Сделано это было, кстати, под предлогом  борьбы с «черным рынком» и торговлей людьми. 9 августа на первом заседании Совета Шуры президент изложил ряд мер, которые он назвал «неотложными» и которые он представит в случае своего переизбрания, с тем чтобы положить конец экономическому кризису в стране.  В этой связи только  фактор экономического кризиса и  нарастающего на этом фоне  социального возмущения является единственным препятствием, который теоретически может помешать третьему президентскому сроку О.аль-Башира. Несмотря на регулярные вливания иностранной финансовой помощи, экономика Судана находится в критическом положении. Разработанный в марте с.г. по прямому указанию  О.аль-Башира план действий Центрального банка по ликвидации кризиса ликвидности страны не срабатывает.   Он включал новый свод правил, регулирующих покупку и продажу иностранной валюты, который открыто игнорируется «черным рынком». В этой связи единственной реальной опцией в рамках поддержания более или менее приемлемого курса национальной валюты остаются финансовые интервенции со стороны КСА и ОАЭ. 13 марта с.г. в обмен на обязательство Судана предоставить дополнительные войска силам аравийской коалиции  в Йемене, Объединенные Арабские Эмираты объявили о том, что они нарастят валютные резервы Центрального банка Судана путем вливания денежной наличности в размере 1,4 млрд. долл. США. Этот шаг следует за вкладом Саудовской Аравии в размере  3 млрд в 2017 году. Но это был последний такой акт милосердия со стороны КСА и ОАЭ, что обусловило резкий крен Хартума в последние месяцы в сторону Пекина, Москвы и Анкары, которых он рассматривает прежде  всего с точки зрения потенциальных инвесторов и кредиторов. И хотя весной с.г. президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган подписал множество инвестиционных соглашений, торговый оборот между этими странами составляет сейчас всего 500 млн долларов в год, что сильно  недостаточно, чтобы спасти Хартум от банкротства. Москва ведет себя предельно прагматично, и обуславливает свои кредиты (в том числе и в рамках модернизации суданской армии) участием российских компаний в добыче золота и геологоразведки с последующим владением контрольными пакетами акций от разработки месторождений. И Хартум на это пока идет: в частности «Росгеология» начала в этом месяцы активные работы в районе побережья Красного моря и на шельфе.

При этом О.аль-Башир прекрасно понимает, что во многом устойчивость его позиций во многом зависит от позиции основных региональных и мировых игроков, прежде всего с точки зрения их поддержки в экономической и политической областях.   В этой ситуации он постарался максимально минимизировать риски в региональных очагах напряженности. В этом контексте он действовал  в русле разрядки напряженности с Каиром и стремился к установлению более тесных отношений, как с Эр-Риядом, так и с Анкарой. Большое внимание он уделил и своим посредническим усилиям с точки зрения достижения и сохранения хрупкого мира между южносуданским президентом Сальвой Кииром и его основным оппонентом Риком Машаром, что важно прежде всего с точки зрения возобновления нефтяного экспорта по трубопроводу из Южного Судана в Порт-Судан и решения тем самым проблемы пополнения бюджета нефтедолларами. Отсюда и крен в сторону реанимации отношений с китайцами, которые до конфликта между двумя Суданами были основными инвесторами и операторами в нефтедобывающей отрасли тогда единой страны. Отсюда же и оптимизация руководства нового единого Министерства нефти и минеральных ресурсов.   Новый глава этого министерства Азхари Абдалла призван на этот пост именно с точки зрения восстановления тесных отношений с Китайской национальной нефтяной компанией (CNPC), которая на сегодняшний день является крупнейшей нефтяной компанией, действующей в стране. А.Абдалла ранее работал в CNPC на блоке C в качестве вице-президента. А до этого  16 лет в качестве геолога в государственной компании ОАЭ Abu Dhabi National Oil Co (ADNOC), позднее — на руководящих должностях в  Управлении разведки и добычи нефти (OEPA), которое подчиняется Министерству нефти в Хартуме, и  консультантом государственной суданской нефтяной фирмы Sudapet. Абдалла — это креатура бывшего министра нефти и практически единственного  оставшегося в строю старого политического тяжеловеса Авада Ахмеда аль-Джаза (именно он во время переворота в 1989 году обеспечивал ключевую роль по установлению связи между исламистами и военными, то есть тем же О.аль-Баширом). А.аль-Джаз, как и его протеже, близок к китайским инвесторам и является советником президента Омара аль-Башира по всем вопросам, связанным с китайскими и турецкими отношениями. В этой связи слияние двух министерств и установление над ним плотного контроля из числа доверенных ему лиц позволяет О.аль-Баширу сконцентрировать в своих руках основные финансовые потоки от транспортировки углеводородов и добычи золота. Это оптимизация и назначение А.Абдаллы четко говорит нам о приоритетах нынешней политики Хартума: возвращение китайцев на рынок и возобновление полноценного нефтяного экспорта из Южного Судана. Оба этих момента были невозможны без достижения мирного соглашения и отсюда та роль Хартума в достижении  компромисса между противниками, которую он активизировал резко в последние несколько месяцев. При этом синхронно китайцы резко усилили свое присутствие в Судане и Южном Судане в последнее время, что свидетельствует о том, что Пекин самым серьезным образом оценивает сценарий восстановления своего присутствия на нефтяном суданском рынке. Вооруженные силы КНР во вторник направили в Южный Судан первую группу из 165 военнослужащих, которые в течение года будут осуществлять там миротворческую миссию. Об этом сообщило агентство Синьхуа. Пекин в ближайшее время планирует в два захода разместить в этой африканской стране батальон из 268 миротворцев — оставшиеся 103 человека отбудут туда 23 сентября. Перед китайскими солдатами и офицерами поставлена задача: оказывать содействие местному населению, в том числе принимать участие в ремонте важных объектов инфраструктуры — дорог, мостов, казарм и убежищ, а также в строительстве объектов водо- и теплоснабжения, оказании медицинской помощи мирным жителям. Миротворческое формирование было укомплектовано в городе Чжэнчжоу (провинция Хэнань, Центральный Китай). Ожидается, что присутствие военнослужащих КНР будет способствовать стабилизации обстановки в Южном Судане, ускорив процесс его экономического восстановления. В последнем моменте — основа нынешней активности Пекина на суданском направлении. Хартум также рассматривает прежде всего Китай, как основного своего партнера, особенно с учетом того факта, что Пекин в прошлые годы единственный, кто открыл Хартуму серьезную кредитную линию. Во время своего визита в Персидский залив в начале лета  министр международного сотрудничества Судана Идрис Сулейман в рамках откровенных неофициальных бесед с саудовскими бизнесменами заявил, что отмена санкций США  сыграла определенную роль в облегчении  экономического кризиса в Судане, но  не решает при этом главные проблемы по выходу из него. Он признал, что крупные суданские бизнесмены, поддерживаемые генералитетом, отказываются ликвидировать параллельную экономику, что является одним из условий ее модернизации.  Он также считает, что прежде всего огромные долги страны мешают Хартуму привлекать иностранные инвестиции  в приоритетные сектора развития. По оценкам Идриса Сулеймана, долг его страны сейчас составляет 45 млрд долларов. При этом именно  Китай является основным финансовым донором Судана, и основной темой судано-китайских переговоров на сегодня является тема реструктуризации суданского долга  в 10 млрд долларов.

Но одной из главных причин, которые окончательно оформили решение О.аль-Башира идти на третий срок, меняя при этом конституцию, — это позиция Вашингтона. В принципе именно от американцев во многом зависла судьба О.аль-Башира, как будущего президента Судана. Вашингтон, по нашим данным, дал в середине лета с.г. свой «зеленый свет» на переизбрание  О.аль-Баширу,  хотя администрация Дональда Трампа еще не установила дату для нового раунда переговоров на высшем уровне по вопросу окончательного снятия санкций. Тем самым Белый дом  не стал  блокировать амбиции О.аль-Башира в силу прежде всего важной роли суданских спецслужб в рамках сотрудничества  с Государственным департаментом и его согласия  на тесное партнерство с ЦРУ США. В июне с.г. бывший глава Национальной службой разведки и безопасности  Мухаммед Атта аль-Мула Аббас был назначен послом в Вашингтоне. И сделано это было ровно для активизации контактов в области сотрудничества по линии спецслужб. Тем более, что именно он хорошо знаком в Вашингтоне и успел уже себя неплохо зарекомендовать в качестве поставщика серьезной оперативной информации в области борьбы с исламистским террором. Суданская агентура играет одну из важнейших ролей с точки зрения освещения ситуации среди исламистов в той же Ливии (и часть точечных ликвидаций были проведены американцами в Ливии именно по наводке суданской спецслужбы), Египте, зоне Сахеля и Центральной Африки.  Но помимо всего прочего, перед новым послом стоит и еще одна важная задача. Его назначение произошло накануне подготовки второго этапа американо-суданского диалога, в ходе которого будет обсуждаться тема  исключения Судана из американского списка стран-изгоев, спонсирующих терроризм, в который входят Северная Корея и Иран.  Атта уже знаком с внутренней работой администрации Трампа в этом формате. Вместе с бывшим министром иностранных дел Ибрагимом Гандуром он вел переговоры об отмене американских санкций, пока Барак Обама находился у власти, и поддерживал контакты с бывшим директором ЦРУ и нынешним государственным секретарем Майклом Помпео и его сменщиком  на посту главы ЦРУ Джиной Хаспел. Она познакомилась с Аттой в мае 2017 года, когда возглавляла  оперативный отдел по сбору агентурной информации в рамках борьбы с исламистским террором и в этой связи посетила Хартум, и затем именно Атта  снабжал ее важной информацией о джихадистских сетях. По данным ряда источников, именно слово Д.Хеспел, которая по большому счету за счет этой информации сделала себе карьеру, сыграло свою решающую роль с точки зрения решения Вашингтона дать согласие на третий презиентский  срок О.аль-Башира. Тем более, что после недавней обструкции Вашингтоном Международного уголовного суда  (МУС) тема преследования О.аль-Башира по обвинительным вердиктам этого института  в совершении военных преступлений в Дарфуре явно отошла на второй план. По тем же данным, уровень сотрудничества между американскими и суданскими спецслужбами сейчас является   беспрецедентным. По данным саудовской посольской резидентуры в Хартуме, на сегодня  ЦРУ подписало несколько меморандумов о взаимопонимании с суданской спецслужбой, которые приведут к «стратегическому партнерству в разведывательных операциях. «В рамках такой сделки в Хартуме помимо самой крупной в регионе станции АНБ, также разместится региональный «кустовой» форпост американской разведки, целью которого является оперативный мониторинг  за ячейками  «Аль-Каиды», «Исламского государства»  и «Братьями-мусульманами» (запрещены в России) — авт.). И с некоторых пор — за иранской активностью в регионе Африканского Рога. Еще одно сферой совместной деятельности будет обмен информацией и проведение совместных операций против радикальной группировки LRA Д.Кони в ЦАР и Уганде». При этом руководство этой группировки имеет хорошие контакты с Хартумом, который использовали ее в рамках дестабилизации в Уганде и Южном Судане в прошлом в момент резкого обострения отношений Хартума с Джубой и стоящей за ней Кампалой.

Но самое главное в такой позиции США — это то, что их поддержка О.аль-Башира фактически позволила ему разгромить внутреннюю оппозицию и убрать своих ярых оппонентов из власти и партийного аппарата. Весь базис объединения этих сил в последнее время был связан именно с тем тезисом, что находящийся под вердиктом МУС О.аль-Башир является априори неприемлемой для Вашингтона фигурой, и США не снимут окончательно свой экономический санкционный прессинг до тех пор, пока он будет у власти. А это обстоятельство не даст в свою очередь возможности Судану выйти на международный финансовый рынок, привлечь массовые иностранные инвестиции и тем самым выйти из кризиса и сохранить нынешний политический режим. Но оппоненты О.аль-Башира ошиблись: для Вашингтона сиюминутные интересы в рамках получения массива необходимой им оперативной разведывательной информации плюс удовлетворение просьбы Эр-Рияда и Абу-Даби о сохранении своего союзника у власти оказались важнее всех остальных принципов демократии.

62.62MB | MySQL:102 | 0,512sec