Израильская партия «Еш атид» пытается привлечь религиозных избирателей

Возглавляемая депутатом Кнессета Яиром Лапидом центристская партия «Еш атид» находится сейчас в оппозиции. Однако она предпринимает заметные усилия к тому, чтобы дистанцировать себя от левых оппозиционных фракций – возглавляемого Ави Габаем парламентского блока «Сионистский лагерь» (в его состав входят партии Авода и «Тнуа») и возглавляемой депутатом Кнессета Тамар Зандберг радикально левой партии МЕРЕЦ. Все без исключения опросы общественного мнения, проводившиеся в течение последних лет, указывают на то, что в Кнессете следующего созыва партия «Еш атид» станет второй по величине (после возглавляемой премьер-министром Биньямином Нетаньяху крупнейшей правой партии Ликуд) фракцией, получив около 20 мандатов или даже более того вместо тех 11, которые есть у нее сейчас (всего в Кнессете 120 депутатов). Некоторые опросы предсказали даже полный паритет силы между Ликудом и «Еш атид».

По сути, депутат Кнессета Яир Лапид является единственной (и надо отметить, что при этом весьма призрачной) надеждой левых на отстранение от власти Биньямина Нетаньяху и возглавляемой им право-религиозной коалиции. Это очевидно на фоне электоральной катастрофы «Сионистского лагеря», неизменно предсказываемой всеми без исключения опросами общественного мнения (в Кнессете нынешнего созыва у «Сионистского лагеря» 24 мандата, но опросы предсказывают, что на следующих выборах он получит лишь около 10 мандатов). Однако даже в случае резкого усиления партии «Еш атид», которое обещают ей опросы общественного мнения,  Яир Лапид не сможет создать и возглавить альтернативную левоцентристскую коалицию. Значительное поправение израильского общества и, соответственно, резкое ослабление электорального потенциала израильских левых фактически исключает такую возможность.

Реальными возможностями для депутата Кнессета Яира Лапида являются в порядке предпочтения следующие две:

  1. Создание правоцентристской коалиции с Ликудом, но без ультраортодоксальных религиозных партий ШАС и «Еврейство Торы».
  2. Присоединение к существующей коалиции (Биньямин Нетаньяху уже объявил о своем намерении создать следующую правящую коалицию из тех же партий, которые входят в нынешнюю).

Вторая возможность представляется более реальной, хотя и менее привлекательной для Яира Лапида, зарекомендовавшего себя в качестве борца против «диктата ультраортодоксальных религиозных партий». Тем не менее, следует помнить о том, что Яир Лапид был министром финансов в 2013-2014 гг. в правительстве, возглавлявшемся, как и сейчас, Биньямином Нетаньяху, в рамках коалиции, в состав которой входили ШАС и «Еврейство Торы».

Чрезмерно антирелигиозный имидж его партии мешает Яиру Лапиду, и он старается бороться против него, как и против попыток правых партий объявить его партию «левой». В этой связи уместно напомнить о том, что не так давно вторым номером в списке партии «Еш атид» был раввин Шай Моше Пирон, житель поселения Оранит в Западной Самарии. В 2013-2014 гг. он занимал пост министра просвещения. Шай Моше Пирон не без оснований считался весьма либеральным (хотя и вполне ортодоксальным) раввином. Именно такая фигура и была необходима партии «Еш атид» и достаточно успешно вписывалась в нее и способствовала ее электоральному успеху в прошлом.

Согласно появившимся в последние дни в израильских СМИ сообщениям, в преддверии выборов в Кнессет, которые должны состояться в 2019 году, депутат Кнессета Яир Лапид решил найти для своей партии новые фигуры, аналогичные в определенном смысле раввину Шаю Моше Пирону. И, похоже, он их нашел. Как было сообщено израильской ежедневной газете «Едиот ахронот», партия «Еш атид» намерена в ближайшие дни предпринять шаги, направленные на то, чтобы приблизиться к религиозным сионистам. При этом предпочтение отдается наиболее либеральным деятелям религиозно-сионистского лагеря, которым трудно найти себя в возглавляемой министром просвещения Нафтали Беннетом религиозно-сионистской партии «Еврейский дом». Согласно сообщениям, ожидается, что партия «Еш атид» объявит о присоединении к ней Тегилы Фридман-Нахалон и Моше (Кинли) Тор-Паза, для которых должны быть забронированы реальные места в списке кандидатов от партии  на предстоящих в будущем году выборах в Кнессет.

Техила Фридман-Нахлон – одна из ярких фигур в движении религиозных феминисток. Она была среди основателей движения «Ерушалаим», принимавшего участие в последних выборах муниципальный совет Иерусалима. Сейчас она возглавляет внепарламентской религиозно-сионистское движение «Неэманей Тора ве-Авода» («Верные Торе и Труду»), поставившего своей целью продвижение ценностей либерального иудаизма внутри религиозного сионизма. Уместно упомянуть о том, что в свое время (в 2003-2005 гг.) Техила Фридман-Нахлон была советницей Натана Щаранского в его бытность министром по делам диаспоры (в то время он был членом Ликуда).

Что касается Моше Тор-Паза, то еще год назад он был начальником управления образования Иерусалимского муниципалитета. В рамках своей профессиональной деятельности Моше Тор-Паз основал несколько социальных проектов. Среди прочего они включали в себя проекты встреч между еврейскими и арабскими школьниками города, между учащимися ультраортодоксальных религиозных и светских школ. Год назад он основал образовательную сеть, которая должна, по его замыслу, объединить все либеральные религиозные школы, которые не заинтересованы быть часть существующих религиозных образовательных сетей, в которые контролируются сторонниками более жесткого соблюдения религиозных заповедей иудаизма.

Представляется, что расчет депутата Яира Лапида в этом отношении верен. Он хорошо разбирается в структуре израильского общества и понимает, что в то время, как между ультраортодоксальными религиозными евреями и основной частью израильского общества существует достаточно четкая граница, граница между религиозными сионистами и светскими сионистами в значительной степени размыта. Существует очень широкая переходная прослойка «масортиим» («соблюдающих традиции»). К этому следует добавить и наличие сравнительно небольшого, но влиятельного слоя центристски и даже лево ориентированных религиозных сионистов. В «Еврейском доме», занимающем самую правую политическую нишу в Кнессете и в правительстве, они найти себя не могут. В прошлом существовала левоцентристская религиозно-сионистская партия МЕЙМАД (аббревиатура слов «еврейское государство – демократическое государство»), выступавшая в Кнессете в блоке с партией Авода. Однако теперь ее нет.

Ицхак Герцог, который был лидером партии Авода, являющейся ядром блока «Сионистский лагерь» до того, как летом 2017 года он проиграл внутрипартийные выборы Ави Габаю, был очень близок к религиозной традиции. Его дедом был главный ашкеназский раввин Израиль Ицхак Айзик Галеви Герцог (1888-1959), и он получил религиозное образование. С его уходом левоцентристски ориентированным религиозным сионистам, а также соблюдающим религиозные традиции стало совсем неуютно в партии Авода, тон в которой теперь задают радикально левые и открыто антирелигиозные политики.  Яир Лапид фактически предлагает этим категориям избирателей альтернативу, и представляется, что их голосов хватит не только на 2, но и на большее число мандатов.

Сторонники религиозного сионизма далеко не в обязательном порядке голосуют за свою секторальную партию «Еврейский дом». Не будет преувеличением сказать, что на последних по времени выборах за Ликуд проголосовало не меньше религиозных сионистов, чем за «Еврейский дом». Те религиозные, которые голосовали за Ликуд, не станут переходить к партии «Еш атид», одно те религиозные и соблюдающие традиции, которые голосовали в прошлом за МЕЙМАД – Аводу – «Сионистский лагерь», безусловно, могут поддержать эту центристскую партию, предлагающую реальные места сторонникам либеральной религиозности.

52.21MB | MySQL:103 | 0,657sec