О кадровых изменениях в высшем руководстве вооруженных сил Турции

1–3 августа в Анкаре под председательством премьер-министра Р.Т. Эрдогана прошло заседание Высшего военного совета (ВВС) Турции. В соответствии с Конституцией страны, ВВС рассмотрел вопросы ротации высших военачальников турецких вооруженных сил (ВС), включая начальника генерального штаба (НГШ). По итогам заседания 32 генерала и адмирала ВС Турции были повышены в звании, 47 полковников стали генералами и адмиралами, 32-м генералам и адмиралам был продлен срок службы еще на один год.

Начальником генштаба ВС Турции (высшая должность в ВС страны) утвержден армейский генерал Яшар Бююканыт, который сменит на этом посту завершающего 30 августа с.г. в связи с достижением пенсионного возраста военную службу армейского генерала Хильми Озкека. Новому начальнику генштаба турецких ВС 58 лет. Он прослужит на этой должности только два года из максимального в соответствии с Конституцией страны четырехлетнего срока пребывания военачальника в этой должности. Это связано с достижением им пенсионного возраста. До назначения на пост начальника генштаба Я. Бююканыт командовал сухопутными войсками. На освободившуюся должность командующего сухопутными войсками (вторую по значимости в ВС страны) назначен армейский генерал Илькер Башбуг, который до этого командовал Первой армией. Срок службы командующих ВМС и ВВС армейских генералов Йенера Караханоглу и Фарук Джомерта продлен еще на один год.

В связи приближающимися всеобщими парламентскими выборами, избранием нового президента, а также известными нюансами сложных взаимоотношений армии и нынешнего политического руководства страны эти плановые кадровые перестановки в ВС приобрели особую значимость с точки зрения внутренней и внешней политики Турции на ближайшую перспективу.

Впервые в истории республиканской Турции решение правительства и указ президента страны о назначении нового НГШ ВС были обнародованы до начала работы ВВС. Это связано с тем, что армейский генерал Я. Бююканыт, бывший кандидатом на эту должность, занимает отличную от правительственной жесткую позицию по ряду важных вопросов внутренней и внешней политики Турции. Среди них курдское и кипрское урегулирование, проблемы борьбы с радикальными исламистами, условия вступления страны в ЕС в качестве полноправного члена. Эта позиция генерала находит поддержку у президента страны А.Н. Сезера, который является основным оппонентом правительства в плане назначения на основные посты в государственном аппарате сторонников правящей Партии справедливости и развития (ПСР) с ярко выраженным, по мнению главы государства, исламистским прошлым. Президент неоднократно накладывал вето на кандидатуры чиновников, которых правительство предлагало на высокие посты в государственных ведомствах.

Исходя из этого, в проправительственных кругах, по мнению ряда турецких экспертов и политологов, начались различного рода спекуляции с целью не допустить назначения на должность НГШ генерала армии Я. Бююканыта. В частности, в инициированном со стороны правительства расследовании событий, связанных с взрывами в небольшом турецком городе Шемдимли, в обвинительном заключении прокурора фигурировали фамилии высших чинов ВС Турции, включая Я. Бююканыта. Генерал, отвечая на вопросы об обвиняемом в организации этого теракта младшем офицере, сказал: «Я давно знаю его. Это очень хороший военнослужащий». Это дало возможность определенным кругам говорить о косвенной причастности армии к событиям в Шемдимли. Судья Фархад Сарыкая, проводивший расследование в связи с этим взрывом, принял решение о привлечении Я. Бююканыта к следствию по этому делу. Однако генштаб выступил против, и министр юстиции страны отстранил судью от должности за непрофессионализм.

С целью дискредитации генерала предпринимались также попытки использовать подлинный факт нахождения могилы его деда – офицера Османской армии, погибшего в годы Первой мировой войны, на территории Израиля. Израильский генштаб в качестве жеста доброй воли установил местонахождение могилы, привел ее в надлежащий вид и пригласил турецкого генерала посетить место захоронения деда. По мнению инициаторов кампании, этот факт на волне роста в стране антиизраильских настроений в связи с конфликтом в Ливане должен был сыграть против Я. Бююканыта.

Кроме того, 30 июля на мобильные телефоны членов правительства и высокопоставленных военнослужащих, известные только строго ограниченному кругу лиц, стали поступать многочисленные СМС-сообщения о якобы готовящемся вето на кандидатуру Я. Бююканыта. Эти события стали причиной нагнетания напряженности как в руководстве, так и в ВС страны, что негативно сказывалось на внутриполитической ситуации. По сообщению ряда средств массовой информации, на посту НГШ должен был остаться еще на один год нынешний руководитель, генерал армии Х. Озкек.

Однако премьер-министр Р.Т. Эрдоган, не желая обострять отношения с руководством ВС, предложил на пост НГШ Я. Бююканыта, кандидатура которого была в тот же день утверждена президентом до решения по этому вопросу ВВС. Эксперты полагают, что такое молниеносное назначение нового НГШ состоялось благодаря жесткой позиции президента, пригрозившего наложить вето на другие кандидатуры.

Немаловажную роль в этом сыграло и требование не обострять отношения с военными, выдвинутое главе правительства ведущими представителями деловых кругов, встреча с которыми состоялась накануне. Такой конфликт, по мнению руководителей крупнейших холдингов страны, может нанести серьезный урон поступательному развитию турецкой экономики.

Назначение на пост НГШ Я. Бююканыта было положительно воспринято в основных оппозиционных политических партиях. Их руководство полагает, что генерал окажет существенную поддержку усилиям нынешнего президента А.Н. Сезера, направленным на против избрания нового главы государства из числа членов ПСР, которая на сегодняшний день располагает для этого необходимым большинством мест в парламенте. Нынешнему президенту будет усилено содействие со стороны армии и в предотвращении проводимой, по их мнению, ПСР политики исламизации государственного кадрового аппарата.

Наряду с этим ожидается определенный накал в турецко-американских отношениях. Вашингтон, несмотря на неоднократные обещания Анкаре реализовать силовой вариант в отношении боевиков РПК, базирующихся в Северном Ираке, не выполняет их. Более того, США всячески препятствуют таким действиям со стороны турецких ВС. Новый же НГШ турецких ВС, долгое время находившийся на военной службе в местах активной деятельности курдских боевиков в юго-восточных провинциях страны, известен как сторонник проведения такой операции без разрешения и согласия США.

Турецкие эксперты не исключают также возникновения дополнительных определенных трудностей на пути вступления Турции в ЕС. Я. Бююканыт считает требования Евросоюза к Анкаре по ряду вопросов, в том числе кипрскому и курдскому, чрезмерными, выполнение которых может нанести вред турецкому обществу.

Что касается отношений с РФ, то генерал рассматривает их как одно из приоритетных направлений внешней политики Турции. Он является сторонником расширения взаимодействия двух стран по военной линии. Это, по мнению военных экспертов, может сыграть позитивную роль в плане развития российско-турецкого сотрудничества в сфере ВТС, которое в последние годы, несмотря на подписание двусторонних межгосударственных документов по данному направлению, застопорилось и не может выйти на уровень, обозначенный руководством двух стран.

Весомость возможных политических последствий нынешних перестановок в высшем руководстве ВС Турции увеличивается в связи с тем, что новый командующий сухопутными войсками страны армейский генерал И. Башбуг (фактически второй человек в турецкой военной иерархии) будет работать в тесной «связке» со своим непосредственным начальником Я. Бююканытом.

По нашему мнению, традиционное влияние армейского фактора на внутреннюю и внешнюю политику Турции в ближайшей перспективе не уменьшится. Армия, несмотря на ряд законов и постановлений правительства, принятых под давлением Евросоюза и направленных на постепенное выдавливание военных из политики, остается важным игроком на политической сцене страны.

62.84MB | MySQL:102 | 0,708sec