К визиту канцлера ФРГ А.Меркель в Израиль

В четверг стартовала официальная часть визита в Израиль прибывшей накануне делегации из ФРГ во главе с канцлером А.Меркель. В связи с заявленными германо-израильскими переговорами было сформировано большое количество ожиданий, поскольку у государств накопилось достаточно много острых тем для обсуждения, включая ситуацию на палестино-израильском треке и вопрос дальнейшей судьбы СВПД. Опасаясь упоминания  нежелательных вопросов, депутат Кнессета М.Регев (Ликуд) в среду обратилась к главе правительства Германии с просьбой не вмешиваться во внутренние дела ближневосточного партнера, посоветовав ей «разобраться с проблемами своей страны» или заняться поддержанием высокого уровня двустороннего сотрудничества. Столь резкий тон парламентария был спровоцирован заявлениями А.Меркель по поводу сноса бедуинского поселения Хан аль-Ахмар. Как отмечали многие СМИ, из-за противоречий по этому поводу визит вовсе рисковал быть отложен или отменен.

Непросто складывался и информационный фон для обсуждения иранской проблематики. С одной стороны, еще в понедельник немецкий таблоид Bild, являющийся не только самым продаваемым в ФРГ, но и в мире среди неазиатских изданий, призвал бизнесменов страны прекратить торговлю с Ираном, поскольку тот поддерживает терроризм и призывает к уничтожению Израиля. По замечанию одного из редакторов газеты Дж.Рёпке, курирующего освещение внешнеполитических тем: «Нынешний Иран не может быть ни союзником в борьбе с терроризмом, ни поставщиком нефти, ни торговым партнером» В выходные с аналогичным призывом выступил глава Центрального совета евреев Германии Й.Шустер. По его мнению, «торговля с Ираном означает выгоду для радикалов и террористов, а также опасность и дестабилизацию региона».

С другой стороны, как отметил немецкий политик Александр граф Ламбсдорф, давая своего рода совет А.Меркель перед визитом, диалог с Иерусалимом должен быть жестким, а государство обязано принять критику, поскольку, как он считает, «Израиль заинтересован в том, чтобы не портить диалог с Европой». На его взгляд, осуждение СВПД не оправдано, а позиция правительства Б.Нетаньяху сейчас не склонна к изменению в вопросе иранской сделки. Следовательно, нынешние консультации, как полагает политик, серьезными успехами увенчаться не могут. Вместе с тем несмотря на нелестные высказывания, А.Ламбсдорф согласен с тем, что Иран действительно угрожает Израилю, хотя устранение этого компонента региональной реальности не является предметом СВПД, а значит, не должно оказывать воздействия на определения дальнейшей судьбы сделки. К этой линии склонна и сама А.Меркель, полагающая, что беспокойство Израиля правомерно, а Иран действительно не должен обзавестись ядерным оружием. Вместе с тем от СВПД Германия, судя по всему, отказаться не готова.

Впрочем, в значительной степени опасения и ожидания активной дискуссии по вопросам внешней политики были не совсем оправданы, поскольку изначальной целью визита был заявлен очередной раунд межправительственных консультаций, о котором главы правительств договорились нынешним летом, определив также повестку дня. Она, как особо подчеркнуло немецкое издание Die Welt, сосредоточена, прежде всего, на перспективах взаимодействия в области бизнеса, экономики и инноваций. Основываясь на замечаниях федерального канцлера, можно сказать, что Берлин более всего заинтересован в технологиях ближневосточной страны и её опыте обеспечения кибер-безопасности. По словам А.Меркель: «Германия может многому научиться у Израиля». Иерусалим, в свою очередь делает ставку на экономику. При этом задачей является не только увеличение товарооборота, но и попытка заимствовать опыт европейской страны, параллельно повышая собственную стабильность. Помимо этого А.Меркель высоко оценила сотрудничество с целью содействия африканским государствам, особенно Кении, а также высказала предложение дальнейшего расширения данных инициатив.

Также, вновь судя по тем акцентам, которые немецкие журналисты расставили в своих комментариях по поводу визита, большое значение стороны уделили вопросам антисемитизма. О важности данной проблематики помимо прочего говорит присутствие в составе правительственной делегации из Германии Ф.Кляйна – уполномоченного по борьбе с антисемитизмом, приступившего к выполнению обязанностей в мае 2018 г. Надо отметить, что данный пост появился в ФРГ впервые, а сам Ф.Кляйн ранее работал в МИДе, будучи ответственным за отношения с еврейскими организациями. Одной из практических целей своей деятельности на новом посту он назвал составление единого реестра случаев проявления антисемитизма в ФРГ.

Впрочем, больше внимания СМИ ФРГ обратили на тему ответственности Германии за Холокост. Комментируя данный вопрос во время посещения мемориального комплекса жертв Катастрофы «Яд ва-Шем»,  А.Меркель подчеркнула, что она является «вечной». При этом несмотря на дискуссии, возникающие в немецком обществе относительно справедливости такого рода восприятия истории, а именно признания ответственности нынешних поколений немцев за преступления прошлого, тема оказалась раскрыта сдержанно и с учетом её высокой чувствительности для населения.

Таким образом, можно констатировать, что Берлин сегодня осознает важность диалога с Израилем по широкому спектру вопросов, однако, приоритетными направлениями для ФРГ остаются экономика и инновации, где можно ожидать дальнейшего взаимовыгодного сотрудничества. В том, что касается иранской проблематики партнерам сложно прийти к компромиссу. Несмотря на то, что их объединяет осознание угрозы, которую создаст получение Тегераном ядерного оружия, Израиль и Германия по-разному воспринимают сам факт заключения СВПД. Для первых он – «историческая ошибка», для вторых – «дипломатический прорыв». Исходя из этого, а также учитывая принципиальность израильской позиции в ближайшее время серьезных изменений на данном направлении диалога представителей государств с большой долей вероятности не предвидится.

52.2MB | MySQL:103 | 0,553sec