К вопросу о политике Турецкой Республики в отношении Африки. Часть 1

Турецкая Республика все последние годы пытается проводить активную политику на африканском континенте. Особенно явно этот тренд проявился после назначения на пост главы турецкого МИДа одиозного профессора, автора новоосманского бестселлера «Стратегическая глубина», Ахмета Давутоглу в 2009 году. После этого назначения градус внимания к Африке со стороны Турции вырос буквально в разы.

Здесь Турция начала действовать по целому ряду направлений. Но турецкое руководство, совершенно справедливо, рассудило, что, для начала, в основе всего лежит инфраструктура и объявило о двух главных мерах:

а) о массовом открытии турецких дипломатических представительств и консульских учреждений на африканском континенте,

б) о резком наращивании прямого воздушного сообщения между Турцией и африканскими странами, причем, необязательно сегодня являющимися важными торгово-экономическими партнёрами для Турции.

Достаточно того, чтобы на этом этапе признать их перспективными партнёрами, причем, не только с точки зрения экономики, но и политики. Важнейшим примером являются отношения, выстраиваемые Турцией с Сомали.

Разумеется, при этом берется Турцией в расчет и фактор религиозной близости (хотя, конечно, всем, даже не являющимся сотрудниками Управления по делам религии Турции, понятно, что суннитский ислам, исповедуемый в Турции, и суннитский ислам, исповедуемый в Нигерии – это две большие разницы). Хотя религиозная близость обрамляет то, что в случае Африки следует считать главным – богатейшую ресурсную базу африканского континента. Помножив одно на другое, Турция выстраивает, к примеру, стратегические отношения с Нигерией по всем направлениям, включая борьбу с терроризмом в лице, к примеру, «Боко харам».

Если же говорить в общем, то Турция пытается, интересным образом, предстать воротами в Африку для других стран мира, допустим, транзитной точкой на пути пассажиров и товаров на континент. И параллельно выступать голосом Африки на международной площадке, после того, как случилась гражданская война в Ливии, которая распалась и перестала быть главным спонсором Африканского союза и место рупора «третьего мира» оказалось вакантным.

От своих комментариев по поводу африканской политики Турции переходим к обзору политики Турецкой Республики на африканском направлении, на основе Альманаха «Внешняя политика Турции в 2017 году», подготовленного анкарским Фондом политических, экономических и социологических исследований (в турецкой аббревиатуре SETAV – В.К.).

Как пишут в вводной части материала авторы, в 2017 году Турция продолжила поддерживать интенсивный политический, экономический, социальный диалог, а также контакты в сфере безопасности, с Африкой на самом высоком уровне. Возможно, читателям покажется удивительным, что авторы сразу, с первых строчек, начинают вспоминать про так называемую террористическую организацию Фетхуллаха Гюлена или ФЕТО. С тем, чтобы сразу снять возникшие, не исключено, вопросы, сообщим, что в те времена, когда действующая турецкая власть тесно взаимодействовала с гюленистами, а турецкое руководство, включая президента Р.Эрдогана, уважительно называло Фетхуллаха Гюлен «ходжа эфенди» и призывало вернуться из «пенсильванского изгнания» в родные края, структуры гюленистов имели от Турецкой Республики карт-бланш на выстраивание отношений с Африкой.

Причем, речь шла ведь не только об открытии различных образовательных учреждений в Африке. Речь шла о том, чтобы налаживать отношения в сфере торговли. Занималась этим, в частности, такая структура, как Турецкая конфедерация бизнесменов и промышленников или TUSKON, имевшая множество своих отделений в Африке (кстати, и в России, в свое время, тоже – В.К.). Потом задули ветры перемен: «первой ласточкой» стало покушение турецкого руководство на один из главных источников финансирования организации в Турции – так называемые, «дерсхане», то есть платные подготовительные курсы для абитуриентов, поступающих в университеты. За этим последовали события на площади Гези, скандал компроматов «17-25 декабря» и, наконец, попытка военного переворота 15 июля 2016 года.

Вот, собственно, с этого места, пропустив приведенные нами исторические подробности, Альманах и начинает, говоря о том, что Турция задействовала все имеющиеся в её распоряжении ресурсы для того, чтобы добиться запрета на функционирование школ ФЕТО на африканском континенте (возникшие, в свое время, с её непосредственного «благословения» — В.К.). Результатом усилий турецкого руководств, как пишут авторы документа, стало то, что школы ФЕТО были закрыты в двадцати пяти африканских странах. Чтобы читатели оценили масштаб деятельности гюленистов, напомним, что всего на африканском континенте 54 независимых государства (государств и зависимых территорий – 62). Что же до остальных школ, то, как указывают авторы, дипломатические усилия Турции по их запрету и депортации турецких преподавателей этих школ продолжаются.

Помимо ФЕТО, как указывают авторы документа, Турция реализует в Африке масштабную и цельную программу, охватывающую экономику, энергетику, безопасность и гуманитарную помощь. Флагманом этой программы стал лично президент Р.Эрдоган, активно путешествующий по странам континента (заметим, нередко организующий себе «турне», когда он подряд посещает 3-4 страны – В.К.). В 2017 году Р.Эрдоган совершил 6 (!) официальных визитов в Африку, тем самым зафиксировав как факт, что Африка стала неотъемлемой частью турецкой внешней политики и отношения между Турцией и континентом, к настоящему моменту, на уровне институтов власти следует считать полностью оформившимися.

52.18MB | MySQL:103 | 0,759sec