План Института исследования национальной безопасности по выходу из палестино-израильского конфликта. Часть 2

Эксперты Института исследования национальной безопасности при Тель-Авивском университете (INSS) 8 октября 2018 года на специально организованном для этого мероприятии представили документ под названием «Основные принципы политической безопасности на израильско-палестинской арене» (A Political-Security Framework for the Israeli-Palestinian Arena)[i].

Авторы документа в рамках соблюдения требований безопасности Израиля предусматривают возможность, как независимых действий Израиля, так и совместных с региональными центрами силы.

Что касается независимых шагов еврейского государства, то под ними подразумевается свобода осуществления оперативных действий на Западном берегу р. Иордан, информационное доминирование, демилитаризация – ограничение возможностей палестинских служб безопасности, защитные сооружения, контроль над внешними контурами, переходами, воздушным пространством и областью строительства.

Совместные действия предполагают взаимодействие региональное, с Иорданией и Египтом, с Палестинской национальной администрацией (ПНА), а также усиление функционирования механизмов внутренней безопасности (USSC). В сфере гражданской и экономической допускается работа палестинцев в Израиле, свобода передвижения в зонах А и В, свободный проезд в Иорданию, реализация экономических и инфраструктурных проектов[ii].

Рассматривается несколько условий существования ПНА – палестинская администрация функционирует и настроена положительно, враждебно настроена, или ослаблена до того, что не в состоянии функционировать.

Для того, чтобы поддержать ПНА в положительно настроенном и функционирующем состоянии, Израилю необходимо предпринять ряд мер. Во-первых, обозначить политические горизонты создания двух государств для двух народов. Во-вторых, предпринять политические шаги, одно из которых – признание палестинского государства с временными границами. В-третьих, продолжить обучение, повышение квалификации и развертывание «дейтонских батальонов» (по имени генерал-лейтенанта Кита Дейтона, американского координатора по безопасности в ПНА, создавшего  несколько батальонов палестинских спецслужб). В-четвертых, значительно улучшить экономическую ситуацию и повысить уровень жизни палестинского населения. В-пятых, предотвратить захват ХАМАСом Западного берега р. Иордан.

Экономические отношения между Израилем и ПНА заключаются в том, что последняя находится в экономической зависимости от первого. Таким образом, в краткосрочной перспективе требуется поддержка и руководство, а в долгосрочной перспективе – достичь экономической независимости Палестины.

Международная программа экономической помощи палестинцам предполагает возложение на международный банк ответственности за реализацию поэтапного экономического плана развития ПНА. В краткосрочной перспективе, следует приступить к реализации проектов, которые дадут результаты относительно быстро. Например, создание центров занятости, регионального органа по вопросам труда, технологических инициатив и пр. В среднесрочной перспективе, необходимо приступить к проектам, которые приведут к более высоким экономическим показателям и будут способствовать накоплению капитала, продвижению существующих международных проектов и укреплению инфраструктуры. Например, строительство промышленных парков, модернизация сельскохозяйственных технологий, проекты в области туризма и т.д. В  долгосрочной перспективе, в зависимости от прогресса предыдущих этапов и при наличии доказательства способности их осуществлять, следует приступить к более масштабным проектам. Например, строительство морского порта в Газе, создание независимой системы сбора налогов, реформа системы среднего и высшего образования и др.

Что касается регионального аспекта, то региональная кооперация не может заменить двусторонние отношения, более того, она полностью от них зависит. В понимании арабов существенными моментами является то, чтобы Израиль серьезно относился к двухгосударственному решению, положительно смотрел на «арабскую инициативу» и достиг прогресса в переговорах с палестинцами. Арабским странам трудно будет поддержать израильские действия, которые будут осуществляться в обход палестинцев.

Иерусалим и сектор Газа рассматриваются в качестве дополнительных вызовов, с которыми сталкивается Израиль. Сектор Газа рассматривался отдельно, в результате были выработаны политические рекомендации. Однако этот палестинский анклав не является условием для продвижения данного плана, который дает возможность заняться Восточным Иерусалимом.

В Иерусалиме проживает 61% израильтян и 39% палестинцев. Сохранение существующего положения дел является чувствительной и взрывоопасной темой. Предлагаемые в плане меры позволят улучшить ситуацию в Восточном Иерусалиме. Следует перевести под ответственность ПНА арабские кварталы, которые расположены за пределами забора безопасности. Для арабских кварталов и деревень создать «главный город Восточный Иерусалим» внутри израильского Министерства внутренних дел.

В самом Израиле на протяжении его истории происходили следующие изменения. Сначала возникновения Израиля Давид Бен-Гурион провозгласил создание еврейского и демократического государства, что не позволило избежать борьбы разных вариантов будущего развития страны. Происходило отрицание палестинского «вето», снижение контроля и возникновение трений между сторонами. Однако последовала легитимация Израиля на международной арене, и арабский мир содействует развитию сотрудничества с еврейским государством. Со стороны международного сообщества прилагаются усилия по оказанию помощи сектору Газа. Установился статус-кво в святых местах Иерусалима.

Спланированная реальность на местах позволит создать государственную, политическую и международную инфраструктуру, которая будет благоприятнее для Израиля в деле продвижения по различным политическим направлениям.

Израиль будет стремиться к международному признанию своих действий, потребует международных изменений и признания его действий в сфере безопасности.

Рассмотренные выше основные принципы являются единственно возможными на сегодняшний момент. Они позволят соблюсти интересы Израиля в сфере безопасности и поселенческой политики. По крайней мере, предложенные меры значительно улучшают существующее положение дел в еврейском государстве, создают «стратегическую стабильность», которая может длиться долго, и блокируют опасные тенденции, которые наметились в стране. В качестве подтверждения данного вывода приводятся статистические данные.

Так, среди еврейских граждан Израиля решение о двух государствах в 2012 году поддерживали 69%, в 2015 – 60%, а в 2017 – 55%. Так же среди евреев, на вопрос о том, «какой вариант решения палестино-израильского конфликта является наилучшим для Израиля?» прозвучали следующие ответы:

  • 11% ответили – аннексия всей территории Западного берега р. Иордан;
  • 18% – аннексия всех еврейских поселений на Западном берегу р. Иордан;
  • 15% – продолжение существующего положения дел;
  • 39% – стремление к постоянному урегулированию;
  • 17% – меры, направленные на отделение от палестинцев.

На вопрос «Как вы относитесь к эвакуации поселений на Западном берегу р. Иордан в рамках самостоятельной (односторонней) переоценки ситуации в Израиле?»:

  • 10% – готовы эвакуировать всех поселенцев, включая крупные поселенческие блоки;
  • 40% – готовы эвакуировать только поселенцев, которые проживают за пределами крупных поселенческих блоков;
  • 49% – ни при каких условиях не эвакуировать поселенцев.

На вопрос «Как должен действовать Израиль в отношении Палестинской национальной администрации?» голоса распределились следующим образом:

  • 20% – укреплять ПНА;
  • 64% – не вмешиваться в отношения внутри ПНА;
  • 16% – устранить ПНА.

[i] План INSS «Основы политической безопасности на израильско-палестинской арене» // INSS. 08.10.2018. URL: http://www.inss.org.il/wp-content/uploads/2018/10/INSS-PLAN.pdf (на англ. яз.)

[ii] «Основные принципы политической безопасности на израильско-палестинской арене» // INSS Israel. 08.10.2018. URL: https://www.youtube.com/watch?v=2hTIjZ60lF0 (на иврите)

42.4MB | MySQL:92 | 0,955sec