Об отношениях Франции с ОАЭ

Согласно ряду данных, наследный принц Абу-Даби Мухаммед бен Заид аль-Нахайян (МБЗ) 17-18 октября с.г. посетит Париж для проведения стратегических переговоров в области безопасности. Значимость визита подчеркивает состав эмиратовской делегации: его будут сопровождать руководители и кураторы сектора безопасности  семьи Нахайян, в том числе его братья: министр внутренних дел Саиф бен Заид аль-Нахайян,  и  советник по национальной безопасности Тахнун бен Заид аль-Нахайян. В ходе запланированных встреч с президентом Эммануэлем Макроном и министром иностранных дел Жаном-Ивом Ле Дрианом,  который курирует в Париже блок отношений с ОАЭ в области безопасности, МБЗ постарается добиться от Парижа большей поддержки военных усилий Объединенных Арабских Эмиратов в Йемене. В частности, в контексте более весомой поддержки со стороны французов наступления проэмиратовских сил на порт Ходейда. При этом отметим, что  Вашингтон  свое участие окончательно отверг в прошлом месяце, несмотря на все призывы и просьбы со стороны КСА и ОАЭ. Отметим также, что по оценкам различных экспертов, все эти просьбы Абу-Даби будет встречены в Париже прохладно. Елисейский дворец до сих пор стремился держаться как можно дальше от «йеменского болота», и нет никаких оснований полагать, что эта позиция будет присмотрена. Тем более, что Париж просто физически не имеет никаких реально эффективных инструментов и возможностей для более активного военного вмешательства в йеменское досье. Он испытывает самый серьезный дефицит сил и средств на более актуальном для себя направлении в зоне Сахеля, где в рамках операции «Бархан» по нейтрализации исламистской угрозы  французы пока с очень малым КПД пытаются создать некие африканские многонациональные силы в рамках группы G5. И это уже не говоря о ливийском направлении, где французы явно уступают инициативу итальянцам в рамках претензии на роль главного посредника в деле внутриливийского урегулирования. Кстати, ливийское досье также будет обсуждаться в рамках предстоящих консультаций. Что эмиратовцы могут предложить взамен французской поддержки на йеменском направлении?  Прежде всего реализацию сделки по покупке истребителей Rafale. В реальности в случае отказа Парижа влезать в Йемен в полной мере, такая сделка остается под большим вопросом. С учетом не очень понятной судьбы контактов французских оборонных корпораций на саудовском рынке ВТС, такая перспектива поставит фактически «крест» на попытках Парижа закрепиться на аравийском рынке вооружений в условиях полной смены бывших посредников в этом бизнесе наследным принцем КСА Мухаммедом бен Сальманом. Негатив к французским предложениям в области ВТС присутствует практически во всех странах ССАГПЗ за исключением Катара, который работает здесь в качестве противовеса Эр-Рияду и Абу-Даби. Доха перешла без лишних проволочек к конкретным сделкам с Парижем еще в конце прошлого года.  Катар подписал в конце декабря 2017 года соглашения с Францией о покупке 12 истребителей Rafale и 50 самолетов A321neo французского концерна Airbus («Эрбас») с возможностью докупить еще 30 авиалайнеров еще в декабре 2017 года. Оно предусматривает возможность докупить еще 36 истребителей. Кроме того, Катар также подписал с французским железнодорожным консорциумом Эс-эн-се-эф (SNCF) и автономным оператором парижского транспорта (государственная структура, управляющаяся общественным транспортом столицы и ее пригородов, RATP) контракты на строительство и эксплуатацию метро в столице эмирата Дохе. По данным Рейтер, Катар также закупает 490 бронемашин у производителя бронетехники французской компании Nexter («Некстер»). Ровно тех самых, которые под разными предлогами  сейчас так не хочет покупать Эр-Рияд для нужд объединенного африканского контингента в зоне Сахеля. При этом общая сумма декабрьских контактов, заключенных французами с Катаром, составляет 14,5 млрд долларов (около 12 млрд евро). Сама по себе такая активность в двустороннем торговом обороте позволяет Парижу довольно уверенно чувствовать себя перед лицом эмиратовских требований с точки зрения судьбы своего предполагаемого контракта на поставку истребителей.  Повторим, что физически сложно переставить участие французских военных в какой-то военной активности в Йемене, даже если это обстоятельство сильно осложнит реализацию контракта с ОАЭ. На предстоящих консультациях тема Катара и поддерживающих им «Братьев-мусульман» звучать конечно будет. Но опять же рискнем предположить, что кроме «озабоченности» в данном случае Париж вряд ли что-то осознанное сделает или пообещает.

Второй «пряник» для Парижа со стороны ОАЭ, который возможно материализуется в рамках запланированных переговоров. Это более активное практическое финансирование ОАЭ операции по созданию африканского контингента G5 в зоне Сахеля. Напомним, что до сих пор Эр-Рияд так и дал обещанных 150 млн долларов США, которые должны были пойти на закупку французской военной техники для нужд этого контингента. Основная саудовская мотивировка  в данном случае   — необходимость дополнительного изучения списка французских субподрядчиков и уточнение номенклатуры закупаемой продукции. В этой ситуации Париж надеется сподвигнуть ОАЭ на более осознанные шаги на этом направлении, тем более что тяжелые переговоры на эту тему идут с июня с.г. Правда, без особого прогресса. С лета Париж оказывает давление на власти ОАЭ, чтобы наконец-то получить для воинского контингента G5 30 млн евро, которые Абу-Даби пообещал выделить еще в декабре прошлого года. Объявленное еще в декабре, это обязательство еще предстоит выполнить. Реализация этой просьбы имеет стратегическое значение для Парижа, который хочет любой ценой избежать роли главного казначея этой операции.  На данный момент общий фонд получил ничтожные 500 000 долларов, и то благодаря Руанде, но не богатым аравийцам. Совершенно однозначно, что во время предстоящих консультаций эта тема снова возникнет. Но вот продемонстрировать в качестве нужности этого шага какой-либо реальный военный прогресс Париж, правда, не сможет: военные успехи объединенного воинского контингента G5 в деле борьбы с исламистских радикалами пока более чем скромные.

52.2MB | MySQL:103 | 0,542sec