План Института исследования национальной безопасности по выходу из палестино-израильского конфликта. Часть 1

В Институте исследования национальной безопасности при Тель-Авивском университете (INSS) 8 октября 2018 года на специально организованном мероприятии был представлен план «Основные принципы политической безопасности на израильско-палестинской арене» (A Political-Security Framework for the Israeli-Palestinian Arena). Над формулированием положений документа работали исследователи института, среди которых бывшие высокопоставленные должностные лица и государственные служащие, дипломатические работники и представители служб безопасности, а также ведущие участники переговорного процесса[i].

Заявленная цель плана – гарантированное существование Израиля как еврейского, демократического, безопасного и морального государства, в определенных границах и признанного международным сообществом государства, которое опирается на крепкое еврейское большинство.

В настоящий момент прослеживается тенденция сохранения статус-кво, что приведет к применению израильского законодательства на территориях Западного берега р. Иордан и его аннексии. Как следствие, будет образовано одно государство для двух народов – еврейского и палестинского, –  а значит недемократического и нееврейского.

В качестве основных принципов объявляется осуществление согласованных, независимых, региональных мер, направленных на политическое, территориальное и демографическое разделение с палестинцами; гарантия высокого уровня безопасности; демонстрация гибкости и творческая способность менять курс в любое время. Смена парадигмы заключается в том, чтобы быть способными определять свою судьбу и использовать мощь Израиля для обеспечения будущего еврейского государства.

В преамбуле постулируется, что на данный момент Израиль обладает силой, как никогда прежде, но ему не хватает национальной стратегии в отношении палестинской проблемы. Общие предположения являются иллюзорными, а достижение мира в настоящее время не представляется возможным, в то время как сохранение статус-кво означает угрозу скатывания Израиля к опасной реальности одного государства. По этой причине INSS и сформулировал новый план, который призван обеспечить будущее Израиля.

Этапами достижения стратегической цели являются:

1) формирование базы знаний – научных знаний, практического опыта, данных об инфраструктуре;

2.1) сопоставление и формулирование альтернатив решения конфликта – соглашение о постоянном статусе, два государства на одном пространстве, переходные меры, одностороннее размежевание, региональное соглашение, одно государство с полным равноправием или одно государство с ограниченными правами, израильско-палестинская конфедерация или иордано-палестинская конфедерация, государство с временными границами или разделение Западного берега р. Иордан на кантоны;

2.2) определение модели для изучения альтернатив – сценарии, критерии, программирование, риски;

3) комплексный план реализации выбранной альтернативы – режим, применимость, ограничения, стресс-сценарии, способы применения и другие соображения[ii].

Из перечисленных опций авторы документа предлагают остановиться на переходных мерах, одностороннем размежевании и заключении регионального соглашения.

Как отмечается, попытки создать два государства для двух народов планировалось осуществить с помощью разных механизмов. В качестве одного из них предусматривалось заключение соглашения о постоянном статусе, однако по ключевым проблемам так и не удалось договориться, к тому же проявилась неспособность принимать решения. Другим механизмом стали промежуточные договоренности, однако в данном случае достижению результата воспрепятствовали опасения палестинцев того, что временное станет постоянным. Что касается государства с временными границами, то данный вариант отвергли сами палестинцы. Одностороннее размежевание (уход Израиля из сектора Газа) закончился, как известно, нарушением соглашения и волной террора.

Авторы доклада упоминают о наличии разных подходов к решению палестино-израильского конфликта:

  • создание одного государства – не демократического и не еврейского;
  • применение израильского закона и аннексия территорий;
  • продолжение ситуации сохранения статус-кво;
  • размежевание посредством переходных мер или односторонних шагов;
  • два государства для двух народов.

Стратегические возможности Израиля заключаются в дружественной американской администрации, гибкой позиции в арабском мире, обвале «палестинских акций», в поддержке большей частью общественности идеи отделения от палестинцев, в том факте, что международное сообщество добивается сохранения двухгосударственного решения и, конечно же, в том, что Израиль сегодня является сильным и стабильным государством. Как заявляют авторы, это означает только одно – настало время действовать!

В докладе предлагается комбинация следующих альтернативных решений:

1) основной путь в рамках переходных мер/промежуточных договоренностей – политический план, согласованный, по мере возможности, с палестинцами, с целью формирования инфраструктуры для двухгосударственного решения в долгосрочной перспективе;

2) независимые шаги Израиля – являются вариантом развития ситуации (в случае, если другие меры не представляются возможными) для подтверждения серьезности своих намерений и нивелирования «права вето» со стороны палестинцев;

3) региональная составляющая – предоставление гарантий и кредитов в качестве мер, сопутствующих двусторонним договоренностям, хотя первые не могут заменить последние.

План INSS базируется на следующих основных принципах – израильская инициатива, которая последовательно раскрывает намерения государства, и контроль ситуации, в т.ч. в процессе нивелирования палестинского «права вето».

Авторы документа заявляют о том, что они придерживались определенной логики. План представлен ими не как решение, а как способ создания условий для будущего развития Израиля. Подчеркивается инициатива Израиля и необходимость разъяснения своих намерений, изменение существующей в стране тенденции и создание инфраструктуры для осуществления отделения от палестинцев. Задача определить территориальные интересы Израиля и в сфере безопасности, а также использовать налаженную координацию действий с Соединенными Штатами и сложившуюся благоприятную ситуацию в арабском мире. В результате Израиль ничего не предоставляет, но освобождается от демографических и моральных обременений.

В процессе предотвращения создания единого государства необходимо предложить варианты для продвижения в направлении политического, географического и демографического отделения от палестинцев. Для этого должен быть подробный план действий, состоящий из политических и экономических мер, а также аспектов, касающихся проблем безопасности. Это позволит осуществить постепенное размежевание с палестинцами и улучшит стратегическое положение Израиля.

Одной из основных составляющих такого плана является переоценка Западного берега р. Иордан, 65% которого лягут в основу будущего палестинского государства, причем за Израилем остается свобода действий на всей этой территории. Необходимо завершить строительство разделяющего забора безопасности, как способа осуществления размежевания. Следует ослабить израильский контроль над палестинцами и уменьшить трения между сторонами. Должны последовать меры, направленные на укрепление палестинской инфраструктуры, системы управления и экономики. Необходимо различать между блоками поселений, в которых строительство должно продолжаться, и изолированными поселениями, строительство которых следует заморозить. При этом на данном этапе не заниматься эвакуацией поселений.

Предполагается реорганизация территории Западного берега р. Иордан, в рамках которой предлагается создать единое палестинское пространство, состоящее из зоны А и В, что составляет 40% Западного берега р. Иордан и 95% палестинского населения. Таким образом, будет создана инфраструктура для будущего палестинского государства и даже для государства с временными границами. В зоне С на нужды развития палестинской экономической инфраструктуры и реализации проектов следует выделить до 25% территории. Транспортная система позволит создать территориальную целостность, уменьшить возникающие трения и упразднить барьеры, препятствующие экономическому развитию. Опять-таки, необходимо делать различие между поселенческими блоками и изолированными поселениями в глубине территории Западного берега р. Иордан. Одной из важных задач считается фиксирование интересов Израиля в сфере безопасности, рассмотрение которых во второй части статьи.

[i]                      План INSS «Основы политической безопасности на израильско-палестинской арене» // INSS. 08.10.2018. URL: http://www.inss.org.il/wp-content/uploads/2018/10/INSS-PLAN.pdf (на англ. яз.)

[ii]                     «Основные принципы политической безопасности на израильско-палестинской арене» // INSS Israel. 08.10.2018. URL: https://www.youtube.com/watch?v=2hTIjZ60lF0 (на иврите)

62.84MB | MySQL:102 | 0,508sec