О некоторых аспектах американской политики гуманитарного содействия в Сирии

С момента наступления коренного перелома в военно-политической ситуации в Сирии и восстановления влияния Дамаска на большей части отвоеванной от «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) территории страны американская администрация сознательно воздерживалась от комментариев на тему вовлечения в процесс гуманитарного содействия и восстановления.

В последние месяцы обозначилась некоторая новая линия американского подхода в Сирии, в том числе на гуманитарном фронте. Еще в ноябре 2017 года спецпредставитель президента в глобальной коалиции по противодействию «Исламскому государству» Б.Макгерк заявлял о вступлении в некую «новую фазу» американской политики на сирийском направлении, которая теперь будет сфокусирована на усилиях по деэскалации насилия и созданию благоприятных условий для начала общенационального политического диалога среди сирийцев. Кульминацией этого процесса, по мысли американских идеологов, должна была стать разработка новой конституции Сирии и проведение под эгидой ООН и при международном мониторинге новых президентских и парламентских выборов. При этом, по мере укрепления позиций Б.Асада в течение 2018 года из Вашингтона посылали четкие сигналы о том, что США не будут принимать участия в гуманитарном содействии и восстановлении Сирии в подконтрольных Дамаску регионах, а это сейчас большая часть сирийской территории.

При этом к концу текущего года, когда военный компонент содействия Сирии окончательно потерял актуальность, в американском Конгрессе задаются вопросом относительно планирования программ и бюджетов для оказания американского содействия в Сирии в рамках бюджета на 2019 год. Формат и параметры такого содействия пока не ясны. По состоянию на сегодняшний день, CША выделили 8.1 млрд долларов на оказание гуманитарного содействия (разумеется, исключительно в зонах, подконтрольных курдским «Силам демократической Сирии» (СДС)  и другим оппозиционным группировкам, а также сирийским беженцам в регионе). Общий бюджет американских военных расходов в Сирии составлял на март 2018 года 23.5 млрд долларов США, и администрация Д.Трампа рассчитывала запросить на оборонные нужды еще 15.3 млрд долларов в 2019 году. При этом, помимо финансирования операций по окончательной зачистке от исламистов юго-востока Сирии, часть этих средств планируется инвестировать в усилия по постконфликтной стабилизации и помощи американским партнерам внутри Сирии (в том числе проекты обучения и тренировки).

Некоторую ясность относительно планов администрации США в Сирии на 2019 год, в том числе в контексте гуманитарного содействия, вносит подготовленный в американском Конгрессе аналитический доклад о военном конфликте в Сирии. Доклад был выпущен 21 октября Исследовательским центром Конгресса и посвящен оценке американского подхода в Сирии на различных направлениях – политическом, военном, гуманитарном. С обзором перспектив и различных сценариев в будущем.

На гуманитарном направлении, c 2011 года США являются крупнейшим международным донором с общим взносом в 8.1 млрд долларов (по состоянию на июль 2018 г.). На 2019 год администрация Трампа планирует запросить у Конгресса на Сирию и Ирак в совокупности финансирование в размере 1.78 млрд долларов США на чрезвычайную помощь и еще 2 млрд долларов на содействие беженцам и мигрантам. На сирийском направлении американская гуманитарная помощь включает как программы содействия сирийским беженцам в пяти соседних странах (Иордания, Ливан, Турция, Ирак и Египет), так и помощь сирийцам непосредственно внутри страны. Последний компонент помимо непосредственно гуманитарной помощи включает программы защиты гражданского населения, укрепления устойчивости местных общин и их доходов, обеспечения доступа населения к базовым социальным услугам. Более того, в рамках американской гуманитарной стратегии предусмотрены, по крайне мере, на бумаге, и более долгосрочные программы, направленные на восстановление поврежденной инфраструктуры (водоснабжение, электричество и пр.), а также на восстановление аграрного сектора.

Что касается охвата бенефициаров в рамках американских программ гуманитарной помощи, то здесь не предвидится никаких изменений и целевая аудитория остается прежней. Последовательно с 2014 года в фокусе американских гуманитарных усилий – поддержка на локальном уровне местных советов, муниципалитетов, неправительственных организаций, общественных институтов – все это на территориях, оппозиционных официальному Дамаску. Формат помощи самый различный – от мер по социально-экономической реконструкции и восстановлению до проектов в области образования, управления водными ресурсами и санитарно-гигиенических услуг и, наконец, инициатив в сфере прав человека, верховенства закона, общественной безопасности. В конкретном плане, гуманитарная поддержка США на сирийском направлении выражалась и выражается в содействии созданию инклюзивных местных структур управления и общественных советов, вовлечении женщин в социально-экономическую и политическую жизнь, оказании «психологической поддержки женщинам и членам их семей», поддержке развитию «свободной и независимой прессы» в Сирии. Также в перечень гуманитарных задач Вашингтона входит содействие возвращению в освобожденные регионы Сирии репатриантов и помощь в восстановлении культурно-историческим памятников, разрушенных террористами.

Резюмируя, американская стратегия в Сирии на 2019 год предусматривает в целом продолжение курса избирательного гуманитарного содействия тем сирийцам, которые находятся в зоне влияния оппозиционных Дамаску сил, в первую очередь, в подконтрольных СДС районах. При этом два важнейших вопроса гуманитарного характера, но имеющих важную политическую подоплеку остаются пока открытыми. Первый – позиция Вашингтона по поводу политики репатриации сирийских беженцев. Официально, американская администрация в своих документах декларирует курс на поддержку скорейшего возвращения беженцев обратно из соседних стран в освобожденные недавно районы. Де-факто, такая ситуация устраивать Вашингтон не может, поскольку эти районы находятся преимущественно под контролем Б.Асада. Исходя из этого, делаются оговорки и двусмысленные заявления – мол, официальный Дамаск не в состоянии обеспечить полную безопасность сирийским репатриантам в освобожденных районах, кроме того, планируемая зачистка Идлиба и других территорий со стороны официального Дамаска будет препятствовать такой репатриации. Одновременно, продолжаются спекуляции на тему того, что Б.Асад может в ультимативной форме потребовать от соседних стран вернуть всех сирийских беженцев обратно (Ливан кстати на это с готовностью согласится), при этом никаких гарантий для защиты их прав и безопасности в Сирии нет. Но самая главная тревога Вашингтона в том, что правительство в Дамаске может использовать фактор массовой репатриации сирийских беженцев для обеспечения политической консолидации вокруг президента Б.Асада.

Второй открытый пока вопрос в контексте гуманитарного содействия – насколько серьезно и глубоко администрация США готова будет втягиваться в процессы постконфликтного и долгосрочного восстановления Сирии. Ситуация здесь неоднозначная. По последним по времени оценкам спецпредставителя ООН по Сирии Стаффана де Мистуры, по меньшей мере необходимо 250 млрд долларов США. Администрация Д.Трампа с первых дней декларировала свое намерение отказаться от финансирования восстановления Сирии и начала активную кампанию среди ведущих западных доноров в этом направлении. В итоге сегодня на восстановление Сирии готовы пока выделять ресурсы Россия, Китая и возможно Иран, чего явно недостаточно. Однако между гуманитарными усилиями и финансированием долгосрочных проектов восстановления и развития грань довольно тонкая и условная. По сути сейчас американцы оказывают комплексное гуманитарное содействие сирийцам в оппозиционных районах, которое содержит много компонентов восстановительных усилий.

В любом случае, перед американским руководством и Конгрессом впереди большая дилемма, и динамично развивающаяся военно-политическая ситуация в Сирии не позволяет разработать и реализовать какой-либо долгосрочный и устойчивый план гуманитарного содействия, исходя из базовых политических интересов и подходов США на сирийском направлении.

62.84MB | MySQL:102 | 0,513sec