Об экспорте израильских компаний в сфере кибербезопасности

Международный инвестиционной фонд Temasek со штаб-квартирой в Сингапуре объявил о том, что приобретет израильский стартап Sygnia, который является одной из четырех компаний, созданных холдингом Team8 бывшего командира подразделения израильской военной разведки 8200 Надава Цафрира. Компания занимается консультированием в сфере кибербезопасности. Финансовые условия сделки не разглашаются, но в СМИ сообщается, что речь идет о сумме в 250 млн долларов, при том, что в создание стартапа было вложено 4 млн долларов.

По мнению экспертов, это приобретение лишь подчеркивает, что в мире среди инвесторов растет, как значимость кибербезопасности и первоклассных специалистов, так и авторитет Израиля как ведущей державы в этой сфере. Важным аспектом успеха израильских специалистов является способность добиться высокой отдачи от вложенных инвестиций. В 2017 году израильские стартапы по кибербезопасности собрали более 847 млн долларов, что на 23% больше, чем в 2016 году. Реализации вкладов в новую компанию путем продажи акций, не включая IPO, в 2017 году составили 1,3 млрд долларов, при этом средняя оценка «выходов» составила 130 млн долларов. Средняя сумма капитала, привлеченная этими стартапами, составила чуть больше 17 млн долларов, и в среднем на приобретение компании уходило 5,5 года.

Основанный в 2015 году стартап Sygnia заявил о себе только год назад. В отличие от большинства других подобных проектов, которые разрабатывают конкретные продукты для кибербезопасности, специалисты Sygnia сосредоточились на консалтинге в этой сфере и выработке решений в ситуации сложных и узконаправленных кибератак. Приобретение позволит Sygnia увеличить свои ресурсы и выйти на международный уровень. Компания будет продолжать работать самостоятельно, а ее руководство и соучредители сохранят свои позиции[i].

Гай Мизрахи, соучредитель Cyberia, компании, специализирующейся на кибер-решениях, делит отрасль на два типа фирм. «Есть компании, которые знают, как делать только одно, но очень хорошо, в то время как другие имеют целый ряд продуктов. Некоторые из них контролируют базы данных интернет-провайдеров и операторов сотовой связи, а другие сами способны добраться до [целевого] ​​оборудования любыми способами». NSO Group, разработчик Pegasus, является, вероятно, самым известным примером первой категории, которая состоит из одной исключительной способности. Verint Systems, один из многогранных гигантов отрасли, является примером второго типа с производством разнообразной продукции.

Согласно исследованию, проведенному израильским изданием Haaretz,  Израиль стал ведущим в мире экспортером устройств для шпионажа за гражданскими лицами. «Диктаторы во всем мире – даже в странах, не имеющих формальных отношений с Израилем, – используют их для прослушивания правозащитников, перехвата электронных писем, взлома приложений и записи разговоров»[ii].

В частности, мексиканский правозащитник Сантьяго Агуэрре, занимающийся расследованием таинственного исчезновения и, предположительно, убийством 43 студентов в городе Игуала, как выяснилось, находится под наблюдением. Об этом стало известно благодаря сотрудничеству мексиканских организаций и Канадского научно-исследовательского института Citizen Lab. Оказалось, что помимо Агуэрре местные власти организовали слежку за 22 журналистами, юристами, политиками и активистами. Исследование телефона Агуэрре показало, что ссылки в текстовых сообщениях были связаны со шпионской программой Pegasus, которая используется  мексиканскими властями.

Вредоносное ПО Pegasus попало в Мексику из Герцлии Питуах, процветающего пригорода Тель-Авива, одного из главных центров высокотехнологичной промышленности Израиля. Здесь расположена штаб-квартира NSO Group, компании, которая разработала эту программу типа «троянский конь». Журнал Forbes в 2016 году назвал ПО Pegasus «самой агрессивной мобильной шпионской программой в мире». Это ПО позволяет практически неограниченно контролировать и даже командовать мобильными телефонами: обнаруживать местоположение телефона, прослушивать его, записывать соседние разговоры, фотографировать все, что находится поблизости от телефон, читать и писать текстовые сообщения и электронные письма, загружать приложения и проникать в те, которые уже находятся в телефоне, получать доступ к фотографиям, видео, напоминаниям календаря и списку контактов. И все в полной секретности.

Проникающая способность Pegasus быстро трансформировалась в ослепительный экономический успех. В 2014 году, менее чем через пять лет после «выхода в свет» из Бней-Циона, мошава в центре Израиля, 70% акций компании были приобретены за 130 млн долларов. Покупателем была компания Francisco Partners, одна из крупнейших в мире частных инвестиционных компаний, специализирующаяся на инвестициях в «хай-тек». Эта сделка последовала за более ранними покупками Francisco Partners израильских фирм Ex Libris и Dmatek. Согласно Reuters, Francisco Partners через год после поглощения NSO Group получила прибыль в 75 млн долларов.

В течение нескольких лет израильская шпионская индустрия стала мировым лидером в торговле средствами наблюдения и перехвата сообщений. «Сегодня каждое уважающее себя правительственное учреждение, которое не беспокоится о соблюдении неприкосновенности частной жизни своих граждан, оснащено шпионскими приспособлениями, созданными в Герцлии Питуах».

Лидер левой израильской партии МЕРЕЦ Тамар Зандберг и адвокат в области прав человека Итай Мак в 2016 году обратились в суд с просьбой приостановить экспортное разрешение NSO Group. По просьбе государства, однако, судебные заседания были проведены в закрытом режиме, и при вынесении решения была взята подписка о неразглашении сведений о судебном производстве. Председатель Верховного суда (БАГАЦа) Эстер Хают тогда отметила: «Наша экономика, так сложилось, немало зависит от этого экспорта».

Минобороны Израиля выигрывает от соблюдения режима секретности в этой сфере. Даже Комитет по иностранным делам и обороне Кнессета не посвящен в детали львиной доли израильского оборонного экспорта. «Вопреки нормам, существующим в других демократиях, израильское Министерство обороны отказывается раскрывать список стран, куда запрещен экспорт военной продукции, или критерии и стандарты, лежащие в основе таких решений».

Расследование «Гаарец», основанное примерно на 100 источниках в 15 странах, было нацелено на снятие завесы секретности с израильского экспорта средств шпионажа. Полученные данные показывают, что «израильская промышленность, не колеблясь, продавала специальное оборудование и ПО во многие страны, которые не отличаются сильными демократическими традициями, даже тогда, когда у продавцов не было возможности выяснить, используется ли проданная продукция для нарушения прав гражданского населения». Израильское оборудование использовалось для обнаружения и задержания правозащитников, преследования членов сообщества ЛГБТ, запугивания граждан, которые критично относились к деятельности правительства и даже для того, чтобы сфабриковать проявления ереси в исламе в мусульманских странах, которые не поддерживают официальные отношения с Израилем. «Израильские фирмы продолжали продавать шпионское ПО даже тогда, когда было заявлено об использовании технологий в злонамеренных целях».

Так, частные израильские компании продали программное обеспечение для шпионажа и сбора разведывательных данных в ряд стран, среди них: Ангола, Мозамбик, Доминиканская Республика, Ботсвана, Бангладеш, Сальвадор, Панама, Никарагуа, Малайзия, Вьетнам, Узбекистан, Казахстан, Эфиопия, Гондурас, Тринидад и Тобаго, Перу, Колумбия, Уганда, Нигерия и Эквадор.

Бахрейн, где жестоко подавлялись акции протеста, закупил в Израиле систему сбора разведывательной информации. В Индонезии с помощью израильских технологий была создана база данных представителей сексуальных меньшинств, в стране также преследуются религиозные меньшинства. В Южном Судане, где систематически происходит насилие и массовые убийства, был создан центр сбора и обработки данных наблюдений. В Азербайджане установлена израильская система, позволяющая выслеживать лиц нетрадиционной сексуальной ориентации. В результате, в 2017 году были арестованы и подверглись пыткам со стороны азербайджанской полиции 45 мужчин-геев и транссексуалов. Это произошло через несколько лет после того, как в стране начали использовать системы израильской компании Verint. В Мексику Израиль продал вредоносное ПО, с помощью которого осуществляется слежка за правозащитниками. В «последней диктатуре Африки» Свазиленде появились израильские системы для ведения разведки.

Самым резонансным случаем, связанным с NSO Group, стало дело Ахмеда Мансура, правозащитника из Объединенных Арабских Эмиратов. В августе 2016 года Мансур получил текстовое сообщение на своем iPhone, в котором ему предлагалась секретная информация о применении пыток в стране, если он щелкнет по прикрепленной ссылке. За ссылкой, однако, была шпионская программа Pegasus, которую позднее идентифицировала упомянутая выше организация Citizen Lab. Эксперты в то время предположили, что это было самое сложное и масштабное нарушение систем безопасности Apple. Корпорация была вынуждена в срочном порядке выпустить обновление программного обеспечения для всех своих устройств.

Мансур в настоящее время отбывает 10-летний тюремный срок за публикацию сообщений, критикующих режим в социальных сетях. Его история фигурирует в двух судебных исках, поданных против NSO Group и фирмы Circles Technologies, которая также была основана израильтянами. Истцы – мексиканский активист Сантьяго Агуэрре и один гражданин Катара. Документы, прилагаемые к иску, утверждают, что благодаря системам NSO Group и Circles Technologies в ОАЭ был установлен контроль над 159 членами королевской семьи Катара, высокопоставленными правительственными чиновниками и другими гражданами этой страны. Согласно данным Citizen Lab, шпионское ПО Pegasus использовалось для слежки за диссидентом из Саудовской Аравии, который проживает в Канаде, где он получил политическое убежище. Согласно докладу организации, агенты саудовского режима использовали в Монреале против Абдулазиза технологию NSO Group, представители которой это и не отрицают.

Официально руководители израильских компаний соблюдают режим секретности и дают стандартный ответ: израильские системы помогают сдерживать терроризм и бороться с преступностью; продажи были разрешены Министерством обороны; экспорт осуществляется на законных основаниях.

Действительно, закон не запрещает продажу специального оборудования иностранным правительствам и правоохранительным органам для наблюдения и перехвата информации. Экспортные поставки утверждаются Агентством по контролю над экспортом вооружения (подразделением Министерства обороны Израиля), и эти средства используются в борьбе с терроризмом и преступностью. Например, системы компании Verint помогали в предотвращении похищений людей в Мозамбике и в борьбе с браконьерством в Ботсване. В Нигерии израильские системы использовались в противостоянии с террористической организацией «Боко харам». Одновременно высокопоставленные должностные лица израильских компаний признают, что, как только системы проданы, нет возможности предотвратить их использование в неблаговидных целях.

Позиция израильского Министерства обороны заключается в том, что «Агентство по контролю над экспортом вооружения действует под эгидой закона о защите стратегических интересов Израиля. Надзор осуществляется в соответствии с [международными] конвенциями и применяется в соответствии с международными стандартами. Политика надзора часто проводится по различным соображениям, включая защиту прав человека. Министерство иностранных дел, которое также придает большое значение правам человека, принимает участие в процессе принятия решений [об экспорте израильской продукции в сфере кибербезопасности]».

[i] Израильский стартап в сфере кибербезопасности будет приобретен за 250 миллионов долларов // Forbes. https://www.forbes.com/sites/gilpress/2018/10/16/israeli-cybersecurity-startup-to-be-acquired-for-250-million/#3b65815b12fd (на англ. яз.)

[ii] Израильская кибер-шпионская индустрия помогает мировым диктаторам охотиться на диссидентов и геев // Haaretz. 19.10.2018. URL: https://www.haaretz.com/israel-news/.premium.MAGAZINE-israel-s-cyber-spy-industry-aids-dictators-hunt-dissidents-and-gays-1.6573027?fbclid=IwAR1auY2iQhNfE_kt8QMy7UrS60nlE4YAhV-Vg5H-MJyBK8eC19QyyttMEWI (на англ. яз.)

52.38MB | MySQL:103 | 0,456sec