Проблема водных ресурсов Ирака

В последнее время международные эксперты все чаще отмечают угрозу надвигающегося на Ирак кризиса водных ресурсов на фоне климатических катаклизм и многолетней засухи. По оценкам ООН, после стабилизации военно-политической обстановки и медленного улучшения гуманитарной ситуации в стране, угроза дефицита водных ресурсов может стать новым сложнейшим вызовом в гуманитарной сфере и привести к целой волне массовых переселений гражданского населения из неблагополучных районов.

В частности, по данным Экологической программы ООН (ЮНЕП), ежегодные потери орошаемых земельных ресурсов в Ираке в результате засухи и дефицита воды составляют 250 кв. км, преимущественно в южных регионах страны. Опустынивание идет очень высокими темпами и кризис водных ресурсов набирает обороты. Что касается его первопричин – то здесь эксперты отмечают сочетание сразу нескольких факторов, считая главным из них сокращение уровня воды в Тигре и Евфрате в результате человеческого фактора, а именно сооружения в соседних странах новых дамб выше по течению этих двух водных артерий. В частности, в последние годы только Турция соорудила на своей территории на Евфрате. Аналогичную политику проводили сирийские власти. В итоге только под воздействием этого фактора течение реки Евфрат сократилось вдвое. Под воздействием многолетней засухи, уровень воды в Евфрате также стремительно сокращался. Только за крайне засушливое лето 2018 года глубина реки сократилась с 1.2 метров в апреле до 0.5 метров в сентябре. Уровень воды в реке Тигр также сокращался (за последние годы он в совокупности упал на 60%), причем под воздействием тех же факторов, в частности в результате сооружения Турцией 6 новых плотин, включая недавно построенную плотину Илису.

Кроме человеческого фактора, на неуклонное сокращение водных ресурсов двух крупнейших иракских артерий воздействует фактор климатических изменений. Сегодня температура в Ираке выросла на 2 градуса по сравнению с концом прошлого века, и, если рост температуры на глобальном уровне достигнет в ближайшие десятилетия 3-4 градусов, могут наступить непоправимые последствия. При этом, каких-либо действенных мер для сдерживания такого роста пока не имеется.  Уже сегодня в южных районах Ирака температура летом достигает 50 градусов, что приводит к сильному осолонению и без того дефицитных водных ресурсов. Негативные последствия пересоленой воды – вымирание различных видов рыбы и аквакультуры. Также, несущие соль ветра с пустыни негативно влияют на здоровье поголовья скота, в том числе ведут к его ослеплению и гибели.

Главным негативным проявлением этого кризиса является вымирание пригодных для ведения сельского хозяйства плодородных почв, что приводит к активной миграции населения из сельских районов. Примечательно, что – по мнению ряда международных экспертов – под воздействием засухи масштабы вынужденной миграции населения из этих районов могут существенно превзойти миграцию, которая была вызвана военной экспансией террористов «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России), насильственно удерживающих значительные территории Ирака под контролем за последние три года. В частности, по оценкам ООН, в ближайшие 8 лет в Ираке ожидается более 4 млн внутренне переселенных лиц в результате кризиса водных ресурсов и климатических изменений. Причем, в преобладающем большинстве случаев это будет переселение по линии село-город с усилением социальной нагрузки на крупные урбанистические центры страны. Опасность заключается в том, что такая ситуация будет оказывать дополнительное давление на переселенные и без того города и служить опасным поводом для возникновения новых конфликтов на почве конкуренции за ресурсы и источники дохода, причем как социального плана, так и межкланового и межэтнического характера. При этом символично, что под воздействием фактора ИГ количество внутренне перемещенных лиц составило не более 3 млн человек. И большая часть этой группы людей по-прежнему нуждается в поддержке, пусть даже не в прямой гуманитарной помощи (число проживающих в лагерях беженцев неуклонно сокращается), но также и в плане адаптации репатриантов к новым условиям жизни. В случае наплыва новой волны внутренне перемещенных лиц, на этот раз под воздействием водного кризиса, cложно представить, как правительство в Багдаде будет справляться с этой ситуацией. Серьезным является также и вопрос финансирования – программа гуманитарного реагирования в Ираке на сегодня профинансирована донорами только на 61%.

При этом международные эксперты сходятся во мнении, что проблема водных ресурсов будет иметь различные изменения, оказывая негативное воздействие на всю социально-экономическую систему Ирака, угрожая как социальной безопасности, так и продовольственной и непосредственно создавая риски для обеспечения питьевой водой населения. Разумеется, данная проблема немедленно отразится и на гуманитарной ситуации в стране. Кроме того, проблема водных ресурсов на Ближнем Востоке имеет региональный характер и ее решение требует выработки единых подходов странами, входящими в данный регион.

Что касается иракских подходов, то какой-либо панацеи от водного кризиса правительство пока не выработало, да и спектр мер противодействия довольно ограничен. В первую очередь в силу скудности финансовых ресурсов. В этом признается открыто министр водных ресурсов Ирака Хасан аль-Джануби, по словам которого финансовые и экономические возможности Багдада для скорого решения кризиса водных ресурсов сильно ограничены и ослаблены многолетним вооруженным конфликтом внутри страны. Чтобы предотвратить или хотя бы снизить масштабы опустынивания, Ираку понадобится инвестировать миллиарды долларов, полагает министр, в целях создания по всей стране так называемых «зеленых поясов». Таких возможностей для инвестирования у Багдада сегодня просто нет.

Последствия для иракской экономической системы в случае наступления общенационального кризиса водных ресурсов могут быть крайне плачевыми. Такая ситуация неуклонно ведет к росту бедности и расслоению общества. Некогда крупные производители продовольствия и фермерские хозяйства среднего и малого бизнесы вынуждены бросать свои земли и переквалифицироваться – они в основном мигрируют на окраины крупных городов, где отсутствуют качественные социальные услуги (медицина и образование). Таким образом, они переквалифицируются фактически из производителей в потребители, а также создают дополнительную социальную и финансовую нагрузку для государства, которое должно теперь оказывать им всестороннюю гуманитарную и иную помощь. Также происходит серьезное расслоение общества, возникают большие социальные диспропорции.

Таким образом, спустя год после освобождения Ирака от террористов Исламского государства, страна вновь оказалась перед серьезной угрозой гуманитарного кризиса и эскалации внутренней миграции под воздействием теперь уже совсем иного фактора – кризиса водных ресурсов, который, как выяснилось, может привести к существенным сбоям в различных изменениях социально-экономической системы Ирака. На сегодня каких-либо действенных стратегий противодействия этому вызову в повестке иракского руководства не проглядывается, при том что сама угроза водного кризиса и его вероятные последствия в полной мере оцениваются и осознаются.

52.22MB | MySQL:103 | 0,479sec