О проблемах ливанской экономики

Политический кризис в Ливане, связанный с задержкой в формировании нового кабинета министров страны не может заслонить собой экономического кризиса, приобретающего в 2018 году новые тревожные очертания. Экономическая ситуация в Ливане резко ухудшилась после начала сирийского кризиса. В первое десятилетие 21 века ВВП Ливана демонстрировал устойчивую тенденцию к росту. Несмотря на внутренние политические неурядицы, в 2009 году был зафиксирован рекордный для ближневосточного региона рост ВВП в 9%. Согласно прогнозам МВФ 2010 года ВВП Ливана к 2015 году должен был достичь 20000 долларов на душу населения. При этом страна должна была стать одним из экономических тяжеловесов региона, однако гражданская война в Сирии существенно подкосила экономику Ливана, в результате чего в 2013 году был зарегистрирован рекордно низкий рост ВВП в 0,7%. При этом сам ВВП был равен 63,2 млрд долларов. В то же время государственный долг Ливана составляет 74,28 млрд долларов (120% ВВП), внешний долг – 39,66 млрд долларов. Эти цифры не были бы критичны в условиях экономического роста, однако при застое они становятся угрожающим фактором.

Основными причинами ухудшения были снижение кредитного рейтинга страны, снижения ливанского экспорта в Ирак, Иорданию и страны Персидского залива, резкое уменьшение поступлений от туризма, составлявшего до войны важную часть доходов страны, сильное экономическое бремя от присутствия на территории Ливана сирийских беженцев. Только прямые потери экономики Ливана от сирийской войны составили 7,5 млрд долларов.

Чрезвычайно остро в Ливане стоит проблема сирийских беженцев. В стране находятся 1,2 млн беженцев из Сирии, что составляет 40% всех сирийских беженцев за рубежом. 75% выходцев из Сирии сосредоточены в наиболее бедных регионах Ливана – Бекаа, Аккаре и Триполи. Руководитель ливанского  Общества помощи беженцам Камель Муханна заявил, что это эквивалентно перемещению во Францию 20 млн беженцев в течение трех лет. Основная часть беженцев находится в 75 импровизированных лагерях, зачастую не оборудованных самыми необходимыми удобствами. Каждый день в лагерях скапливается до 7,5 тонн отходов, что губительным образом сказывается на экологии Ливана. Из 1,2 млн беженцев 15% по причине плохого питания и неудовлетворительных условий жизни подвержены различным заболеваниям. 75% медицинских страховок, по которым лечатся сирийцы в Ливане, оплачивается Международной организацией по делам беженцев, но это не касается хронических заболеваний.

За последние годы к этим проблемам добавились негативные тенденции в основных секторах ливанской экономики. До сего времени ливанская экономика держалась на трех китах: туризме, секторе недвижимости и банковском секторе. За последние три года их доходность существенно сократилась. Настораживающие тенденции в экономике Ливана были освещены в докладе, опубликованном в сентябре с.г. журналом Economist. Что касается туристического сектора, то в 2017 году он продемонстрировал некоторый рост, но так и не вышел на показатели 2010 года. Очередной спад в туристической индустрии Ливана наступил после насильственного удержания в Саудовской Аравии в качестве заложника премьер-министра Ливана Саада Харири и его кратковременной отставки под саудовским давлением в ноябре 2017 года. На это указывает сокращение на 14% персонала ливанских отелей и сокращение на 19% туристов из Саудовской Аравии и других стран Персидского залива.

Однако главным источником беспокойства, по мнению авторов доклада, является застой на ливанском рынке недвижимости. 2007-2011 годы были периодом неуклонного и опережающего роста для ливанского сектора недвижимости, который обеспечивал значительную часть прироста ВВП страны. Покупателями на рынке недвижимости были, прежде всего, выходцы из государств Персидского залива и представители ливанской диаспоры за рубежом. Сектор недвижимости является вторым по значению после банковского в экономике Ливана. Замедление в секторе недвижимости наступило в 2011 году, в 2013 году перестали расти цены, а в 2015 году наступило падение спроса, которое к 2017 году достигло 40%. Несмотря на это, сами цены снизились только на 10%. Причинами снижения являются общая экономическая рецессия, региональная нестабильность (конфликт в соседней Сирии и напряженность в отношениях с Израилем) и падение в 2014 году мировых цен на нефть. Падение спроса касается, прежде всего, элитной недвижимости и коммерческой недвижимости в новостройках, недоступной для большинства простых ливанцев. В былые времена главными покупателями здесь выступали инвесторы из аравийских монархий.

Негативную роль в снижении спроса на рынке обычной жилой недвижимости стала отмена субсидированных займов. Эти кредиты были введены в январе с.г. по инициативе Banque du Liban (выполняет роль Центробанка республики). Стимулирующие пакеты займов привели к увеличению кредитов на покупку жилья на 278% и увеличению кредитов на строительство на 112%. Стимулирующие пакеты были предусмотрены на общую сумму в 750 млрд лир (500 млн долларов). Однако уже в марте они были отменены. Одной из причин этого шага Banque du Liban послужило то, что  большая часть займов досталась не ливанцам, желающим приобрести жилье, а  спекулянтам на рынке недвижимости.

Падение спроса на рынке недвижимости заставило Центробанк Ливана вернуться к проекту стимулирующих займов. 12 сентября президент Banque du Liban Рияд Саляме поставил перед комитетом ливанского парламента по национальной экономике, промышленности и торговле вопрос о новом введении стимулирующих пакетов на 2019 год. Для покрытия этой суммы он предложил ввести налог в 5 тысяч лир (3,32 доллара) на бензин. Однако министр финансов Ливана Али Хасан Халиль ввел запрет на введение новых налогов до 2020 года. Вместо этого министр финансов Ливана, по сообщению газеты «Аль-Ахбар», рекомендовал заняться изъятием денег у компаний и лиц, уклоняющихся от налогов. Сумма недоимок в Ливане в настоящее время составляет 5 млрд долларов или 10% ВВП страны. Али Хасан Халиль подчеркнул, что парламент и правительство должны отменить льготный режим налогообложения для многих компаний, так как это «дискредитирует равенство налогоплательщиков перед законом». Он также отметил, что кошелек многих ливанцев не выдержит введения налога на бензин, учитывая опасный рост инфляции (7,6%) и потребительского индекса цен (7,7%). В то же время застой на рынке недвижимости грозит проблемами и для банковского бизнеса Ливана, так как 90% инвестиций банков идут в строительство и недвижимость. Правительство Ливана находится в настоящее время в состоянии цугцванга. Если выпустить стимулирующие пакеты в ливанских лирах, то это приведет к дальнейшему росту инфляции. Если сделать это в долларах, то это может вызвать разбазаривание долларовых ресурсов, необходимых для поддержания курса национальной валюты. Если вообще не выпускать, то ливанцы перестанут покупать жилье и рынок недвижимости совсем упадет.

На горизонте банковского сектора Ливана также сгущаются тучи. Именно он обеспечивал до сего времени относительную стабильность ливанской экономики. Благодаря притоку финансовых средств от богатой ливанской диаспоры обеспечивается стабильный курс национальной валюты (1500 лир за доллар). Однако, по мнению журналистов Economist, банковско-финансовый рынок Ливана находится в отличном состоянии только на бумаге. Для него в последнее время характерны рост депозитов в иностранной валюте и крупные заимствования, что привело за последний год к 40% увеличению средств, затрачиваемых на оплату долга. 65 млрд долларовых активов размещены в бондах, среди которых превалируют краткосрочные финансовые обязательства, что создает финансовый пузырь. В результате высокой доходности таких ценных бумаг кредитование реального сектора экономики уменьшилось на 25%. В погоне за легкой прибылью банкиры забывают об экономической безопасности. Между тем, эксперты считают виновными в этом и ливанские политические круги. Ведь 18 из 20 крупнейших коммерческих банков Ливана либо принадлежат напрямую ведущим политикам страны, либо контролируются их семьями.

Таким образом, по мнению экспертов журнала Economist, на Ливан надвигается экономический шторм. В этих условиях республике необходимы структурные реформы и активизация реального сектора экономики. На повестке дня стоит также реконструкция обветшавшей инфраструктуры, в частности, водоснабжения. Для проведения таких реформ необходимы политическая стабильность и формирование правительства профессионалов, которое бы вместо бесконечного политического торга занялось наконец насущными проблемами страны.

62.84MB | MySQL:102 | 0,495sec