ЕС о перспективах донорского содействия Сирии

В последнее время в политическом истеблишменте Европейского союза растет осознание необходимости наращивания донорских усилий на сирийском направлении, несмотря на сохраняющуюся конфронтационную линии в отношении нынешних властей в Дамаске. Косвенно, об этом повороте может свидетельствовать проведение Евросоюзом специальной встречи высокого уровня по Сирии на полях 73-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре с.г.  Это мероприятие посетила Верховный комиссар по иностранным делам и политики безопасности ЕС Ф.Могерини, в ней также приняли участие администратор Программы развития ООН (ПРООН) А.Штайнер, спецпредставитель ООН по Сирии Стаффан де Мистура и гуманитарный координатор, заместитель генерального секретаря ООН М.Лоукок.

Важным фоном для развернувшихся дискуссий стала презентация ПРООН о внутренней ситуации с точки зрения гуманитарных вызовов и вызовов в сфере развития. По данным агентства, в текущем году содействие по линии ООН получили 2.1 млн сирийцев внутри страны, что составляет небольшую долю от 17-миллионного населения Сирии, большая часть которого по-прежнему нуждается в той или иной форме содействия. В частности, по данным ПРООН, на конец 2018 года более 69% населения в Сирии живет в условиях экстремальной бедности. Это говорит о колоссальном недофинансировании потребностей сирийской операции ООН, в первую очередь ввиду ограниченности донорских ресурсов. Требуемые объемы ресурсов для полной реконструкции Сирии постоянно варьируются, но согласно последним данным ООН для восстановления страны понадобится бюджет в размере 388 млрд долларов США.

Очевидно, что все виды текущего содействия сирийцам по линии ООН, даже сугубо гуманитарного характера, были направлены и продолжают направляться на оказание долгосрочного содействия и идут таким образом в копилку восстановления, в частности за счет укрепления устойчивости домашних хозяйств и местных общин.  Это важный акцент, особенно в контексте донорского содействия – ООН тем самым сигнализирует донорам, что все их усилия, даже на гуманитарном треке – нацелены на перспективу и направлены на реконструкцию и стабилизацию сирийской экономики, сферы услуг и обслуживания на местном уровне. ЕС как потенциальный донор сирийских программ ООН всецело разделяет такой подход.  Этот комплексный подход также позволяет превентивно готовиться к решению вопросов, связанных с ожидаемой волной репатриантов как из числа сирийских беженцев из соседних стран, так и из числа внутренне перемещенных лиц (последний процесс уже идет вовсю).

Сам факт организации такой конференции свидетельствует о потенциальном интересе Брюсселя в финансировании Сирии. Однако существенные оговорки, касающиеся политического процесса в стране с созданием конституционного комитета и другими назревшими по мнению ЕС демократическими изменениями, по-прежнему сохраняются. На сирийской встрече на полях Генеральной Ассамблеи представители ЕС вновь подчеркивали тезис о том, что до смены руководства в Дамаске во главе с Б.Асадом и проведения «настоящих политических реформ», финансирование программ восстановления Сирии со стороны Брюсселя не представляется возможным. Этот подход всецело разделяет Великобритания, полагая, что сегодняшние политические условия препятствуют финансированию сирийских программ ООН. При этом Россия, Иран и Китай, как известно, продолжают настаивать на необходимости наполнения ресурсами программ ООН по восстановлению Сирии. По двусторонним каналам эти страны также декларируют готовность инвестировать в восстановление Сирии, но этих ресурсов явно недостаточно для решения острых и актуальных задач по реконструкции и обеспечению устойчивого развития сирийской экономики.

При этом, имеются определенные нюансы. В отличие от предельно жестких и бескомпромиссных требований Вашингтона и Лондона как предварительных условий для финансирования (включая полный вывод из страны иранских прокси и пр.), ЕС занимает более гибкую позицию, выступая в целом за политические реформы и начала конституционного диалога всех представляющих Сирию политических сил, обещая взамен выделить требуемые финансовые ресурсы на реконструкцию. Первое заседание т.н. конституционного комитета по началу такого диалога под эгидой спецпредставителя ООН по Сирии С. де Мистуры намечено на ноябрь с.г. ЕС также поддерживает на высоком политическом уровне усилия России и Турции по созданию демилитаризованной зоны в провинции Идлиб, прагматично понимая важность такого мирного решения для проживающих в этой провинции 3 млн человек, что позволит предотвратить новый виток гуманитарной катастрофы и избежать новых потенциальных колоссальных расходов на восстановление разрушенной инфраструктуры и экономики. Ясно, что большая часть этого финансового бремени неизбежно ляжет на плечи доноров.

Таким образом, ключевым в повестке дня встречи высокого уровня по Сирии под эгидой ЕС на полях Генеральной Ассамблеи стал вопрос о том, насколько политические процессы в Сирии могут блокировать или стимулировать финансовую поддержку донорами процесса сирийского восстановления. Эта встреча стала по сути продолжением диалога, который ЕС ведет уже регулярно. Предыдущая конференция в Брюсселе в рамках этого диалога по теме «Поддержка будущего Сирии и региона» состоялась в апреле 2018 года. Тогда в ней приняли участие 85 стран и международных организаций, и результатом явилась мобилизация финансовых ресурсов на сумму 4.4 млрд долларов США. А еще годом  ранее проходила первая такого рода донорская конференция в Брюсселе. Примечательно, что представители сирийского правительства ни на одну из этих донорских встреч приглашены не были. На форуме в Нью-Йорке в сентябре с.г. делегация ЕС уже озвучила планы по проведению очередной донорской конференции по Сирии «Брюссель-3» весной 2019 года. К тому моменту можно рассчитывать на определенную динамику политических процессов внутри Сирии, что может повлиять на эволюцию линии ЕС по донорской поддержке сирийских программ восстановления ООН.

62.89MB | MySQL:105 | 0,812sec