Дискуссии в ФРГ по поводу прекращения поставок оружия Саудовской Аравии

В минувшее воскресенье федеральный канцлер Германии А.Меркель и министр иностранных дел Х.Маас сообщили о том, что Берлин намерен приостановить поставки оружия в Саудовскую Аравию до тех пор, пока Эр-Рияд не проведет должное расследование обстоятельств нашумевшего убийства журналиста Д.Хашогги. В понедельник информацию подтвердил министр экономики ФРГ П.Альтмайер, отметивший, что к такому мнению пришел весь состав правительства. Однако в действительности нельзя говорить о единстве подходов к данной проблеме во властных кругах ФРГ, прежде всего, обращая внимание на позицию федеральных земель. Кроме того, до конца не ясна судьба уже согласованных поставок.

Система экспорта оружия в Германии устроена довольно сложно, особенно в том случае, если потенциальным покупателем является страна, не входящая в ЕС и НАТО. Помимо этого Берлин определяет, что данный компонент активности является не экономическим, а политическим, будучи направленным на поддержание безопасности как собственной, так и партнеров. В том случае, если речь идет о поставках военной амуниции, то процесс получения разрешений наиболее прост, поскольку требует одобрения Федерального управления экономики и контроля экспорта. Когда принимается решение о поставках оружия в другие страны за пределами ЕС и НАТО  на первоначальном этапе необходимо добиться соответствия закону о контроле над военным оружием, где под последним понимается все боевое оружие, а также в числе прочего фигурирует требование о недопущении передачи вооружений третьим лицам. Далее свое согласие должны дать министерства экономики, иностранных дел и обороны, после чего окончательное утверждение поставки производится Федеральным светом безопасности.

Контракты с Саудовской Аравией ранее успешно проходили эту процедуру, с одной стороны, используя некоторые лазейки, на которые намекали критики сделок в связи с конфликтом в Йемене. С другой стороны, поскольку Берлин признал стратегическое значение Эр-Рияда в регионе. Так, еще в конце сентября Х.Маас отмечал, что Германия намеревается сделать сотрудничество с королевством еще крепче, чем ранее. Вместе с тем общий объем поставок вооружений можно трактовать по-разному. С точки зрения КСА он не так уж высок. На долю ФРГ приходится, по данным Spiegel, лишь около 1,8% всего саудовского импорта вооружений, в то время как основными экспортерами являются США (61%) и Великобритания (23%). В итоге, за 2017 г. КСА получила вооружений на сумму порядка 250 млн евро, из которых более половины составило т.н. военное оружие. В текущем году уже были выданы лицензии на экспорт на сумму порядка 400 млн евро, что, как видно из приведенной выше статистики, существенно больше показателей прошлых лет. Этот объем превращает КСА во второго по значимости покупателя немецкого оружия, уступая лишь Алжиру.

При этом судя из заявлений, сделанных представителями федерального правительства, говоря о замораживании, они подразумевали, прежде всего, выдачу новых лицензий, в то время как о запрете на исполнение прежних договоренностей пока четко не заявлено. На этот факт призывает обратить внимание ряд немецких политиков. К примеру, в понедельник председатель комитета Бундестага по внешней политике Н.Рёнттген призвал к приостановке утвержденного экспорта, ссылаясь на то, что в данном случае речь идет не об экономических отношениях, а о принципах, на основе которых взаимодействую демократические государства.

На аналогичном подходе к королевству настаивают и немецкие «зеленые», по мнению лидера которых А.Баербок, только такие меры способны действительно напугать Эр-Рияд. Политик открыто заявила о невозможности рассматривать КСА как «нормального игрока», призвав к отказу от стратегического партнерства. Впрочем, лидер партии как бы не учитывает то, что нынешняя принципиальная позиция является для фракции относительно новой. Так, в период т.н. «красно-зеленой коалиции» правительства Г.Шредера поставки вооружений из ФРГ в Саудовскую Аравию неуклонно росли, достигнув пика в 2004 г.

Помимо вопросов об уже одобренных лицензиях есть еще один, а именно то, как это повлияет на немецкую экономику. Те же «зеленые» сами не скрывают, что негативный эффект будет создан, но важность четкого политического сигнала с их точки зрения важнее. Руководство федеральных земель с этим может не согласиться, поскольку то, что в масштабах ФРГ – лишь статистика, в рамках одной административно-территориальной единицы может оказаться серьезным ударом по населению. С таким сценарием сейчас потенциально рискует столкнуться Мекленбург-Передняя Померания. Именно там на верфях в Вольгасте строятся патрульные катера, также входящие в список уже одобренных контрактов. Предприятие там, по сути своей выполняет функцию градообразующего в одном из экономически сложных регионов Германии. На нем занято порядка 800 человек, а для исполнения контрактов с КСА было создано порядка 300 новых рабочих мест.

Таким образом, несмотря на то, что П.Альтмайер отмечает, что в скором времени может быть принято решение о замораживании уже одобренных поставок вооружений в КСА, ФРГ сейчас стоит перед сложным выбором, последствия которого отразятся не только на ее международном положении, но и на внутренней ситуации, что может привести к несогласию между федеральным правительством и отдельными землями. Впрочем, внешнеполитический расклад также серьезно усложняется, причем не только для Берлина, но и для Иерусалима, контакты с которым после недавнего визита А.Меркель в Израиль получили новый импульс. Инициируя свое давление на КСА, попутно призывая к этому других членов ЕС, Германия вбивает еще один клин между израильским правительством и европейскими партнерами по ближневосточной проблематике, поскольку КСА необходима ближневосточной стране как с точки зрения противостояния с Ираном, так и в том, что касается палестинского трека. В поисках выхода из сложившейся ситуации Израиль может пойти по одному из двух сценариев, а вероятнее всего, пытаться их сочетать. С одной стороны, в отношениях с федеральным правительством Б.Нетаньяху и кабинет министром будет пытаться стать «адвокатом КСА», продвигая тезис о необходимости более взвешенного подхода к королевству, учитывая его роль в региональных делах. С другой стороны, учитывая интерес к прямым контактам с федеральными землями, Иерусалим может попытаться превратить в защитника саудовских интересов именно их, поскольку они обладают более весомыми рычагами воздействия на власти. Впрочем, последнее пока несколько затруднительно, поскольку в настоящий момент механизмы такого сотрудничества находятся в стадии становления.

52.18MB | MySQL:103 | 0,484sec