К вопросу об экономическом измерении внешней политики Турецкой Республики. Часть 7

Заключительная часть нашего анализа Альманаха «Внешняя политика Турции в 2017 году», подготовленного анкарским Фондом политических, экономических и социологических исследований (в турецкой аббревиатуре SETAV – В.К.), посвящена экономическому аспекту внешней политики Турецкой Республики.

Завершающая часть материала озаглавлена как «Оживление и нормализация в турецкой экономике». Продолжаем его рассмотрение. Напомним, что мы остановились на вопросе энергетической зависимости Турции от зарубежья.

Как пишется авторами, «Турция в вопросе снижения в энергетике своей зависимости от импорта стремится использовать преимущества своего географического положения и начала укреплять свое положение на глобальном энергетическом рынке через подписание в последние годы крупных проектов». В их числе авторы Альманаха называют следующие: Трансанатолийский газопровод (TANAP), Турецкий поток, хранилища природного и сжиженного природного газа, АЭС «Аккую», развитие проектов в сфере возобновляемой энергии, добычу местных углей и т.д. Через эту призму 2017 год характеризуется авторами Альманаха в качестве «успешного».

Тут необходимо внести ясность: нередко турецкими авторами, вольно или невольно, путаются понятия «снижение зависимости от энергетического импорта» и «диверсификация поставок». Понятно, что пока Турция остается нетто-импортером энергоресурсов из-за рубежа, степень её энергетической зависимости будет стремиться к 100% (путей изменения этой ситуации не предвидится). Диверсификация – это гарантия безопасности на случай проблем с отдельно взятым поставщиком и, разумеется, рычаг давления с ним в ценовых переговорах, потому как, понятно, что безальтернативный поставщик ведет себя совершенно иначе. Впрочем, представляется, что турецкие авторы отлично понимают разницу между двумя понятиями и просто открытым текстом не хотят говорить про энергетическую зависимость Турции от импорта конкретно из России.

Одним из важнейших событий 2017 года авторами называется принятие документа под заголовком «Национальная политика в сфере энергетики и горнодобывающей промышленности». Приоритетом этого документа является обеспечение безопасности предложения, в т.ч. с использованием местных источников энергии, а также реализацией проектов строительства атомных электростанций.

На самом деле, национальная энергетическая политика именно с такими акцентами для Турции — не нова. В начале 2000-х годов, в самый разгар либерализации рынка электроэнергетики Турции, на этот счет была принята дорожная карта и политика в сфере энергетики. Так что, все «новое» является повторением «старого». Что же до строительства АЭС на территории Турции, то последняя, безусловно, становится пионером в сфере использования моделей государственно-частного партнёрства (в данном случае: Строй – Эксплуатируй – Владей или ВОО) при строительстве АЭС. До сих пор этого не было ни в одной стране мира. Подобная инвестиция была и остается слишком большой для того, чтобы её мог осуществить частный сектор и слишком стратегической, чтобы иностранцам АЭС на своей территории отдавать в эксплуатацию. Однако, взвесив все риски, Турция рассудила, что это может сработать, отдав российскому и японским государствам строительство и эксплуатацию АЭС.

В отдельный подраздел авторами документа выведена активность в рамках проекта «Нового Шелкового пути». Он так и озаглавлен: «Шелковый путь из стали: железнодорожный проект Баку – Тбилиси — Карс».

Напомним, что торжественный пуск проекта состоялся 30 октября 2017 года, закладка фундамента которого была сделана в Грузии в 2007 году и  в Турции в 2008 году. Мощность проекта составляет 1 млн пассажиров и 6,5 млн тонн груза в год. К 2034 году планируется увеличить мощность ветки до 3 млн пассажиров и 17 млн тонн грузов. Авторами указывается, что ветка Баку – Тбилиси – Карс становится важной частью центрального коридора нового Шелкового пути, сократив транспортный путь между Азией и Европой приблизительно на 7 тыс. км (разумеется, здесь речь идет о конкуренции между Турцией и Россией за транспорт грузов из Китая в Европу – В.К.). Реализация проекта идет под лозунгом «Непрерывная железная дорога между Пекином и Лондоном». Заметим, что этот проект является третьим по счету между Турцией, Грузией и Азербайджаном, после нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан и газопровода Баку – Тбилиси – Эрзурум. При этом, как подчеркивается авторами, значение перечисленных проектов далеко выходит за рамки торгово-экономических связей.

Речь идет о полноценных интеграционных проектах, которые становятся частью ещё большего проекта, как о нем говорят авторы, «интеграции Востока и Запада». Здесь авторы призывают не расценивать «Новый Шелковый путь» лишь в качестве символа экономической мощи Китая, поскольку, по их словам, он будет способствовать оживлению экономик всех стран, по территории которых пройдет. Вплоть до настоящего времени связь между Китаем и Европой обеспечивалась только через Россию. А ж/д ветка Баку – Тбилиси – Карс представляет собой альтернативный и более короткий путь.

Таким образом, авторы вновь приводят читателей Альманаха к мысли о необходимости снижения зависимости от России. В данном случае свою зависимость снижают Китай, Европа и Центральная Азия. Результатом же становится «интеграция евразийских стран» (строго говоря, географически их только две – Россия и Турция – В.К.) в глобальную экономику.

52.26MB | MySQL:103 | 0,499sec